Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение температурного режима в помещениях






Температуру воздуха в помещении характеризует средняя температура, измеренная в разных точках, а также перепады температуры по горизонтали и вертикали, суточные колебания температуры и перепад температур воздуха и ограждений.

Для измерения температуры воздуха в жилых помещениях термометры устанавливаются в середине комнаты на высоте дыхания (1, 5 м от пола). Для более точного измерения на этой высоте термометры устанавливаются в шести точках: в центре комнаты и в 4 ее углах на расстоянии 0, 2м от стены.

Для определения перепада температуры по горизонтали вычисляется разница между максимальной и минимальной температурой на уровне дыхания.

Для определения перепада температуры по вертикали термометры устанавливаются на высоте 0, 1 – 1, 0 -1, 5 м от пола. Через 10 минут после начала измерения снимают показания термометра, вычисляется средняя температура воздуха, определяется перепад между минимальными и максимальными величинами температур по горизонтали и вертикали.

Допустимые перепады температур для жилых комнат: по горизонтали 20 по вертикали – 2, 5° (разница между показаниями температурами около пола и на высоте дыхания).

Суточный период перепада температур измеряется с помощью максимального и минимального термометров, которые устанавливаются в центре жилого помещения на уровне дыхания. Допустимые суточные колебания температуры для кирпичных зданий +-2°, деревянных +-3°.

Исследование влажности воздуха

Влажность воздуха характеризуется следующими основными понятиями:

Абсолютная влажность кол-во водяных паров в гр.в 1м3 воздуха.

Максимальная влажность - кол-во водяных паров в г, необходимых для полного насыщения в 1м3 воздуха при данной температуре.

Относительная влажность- отношение влажности абсолютной к влажности максимальной, выраженное в процентах.

Дефицитом насыщения разность между влажностью максимальной и абсолютной.

Физиологический дефицит влажности -максимальной при температуре 370 равной фактической абсолютной влажностью.

Гигиеническое значение более всего имеют относительная влажность и дефицит насыщения. Эти понятия дают представление о степени насыщения воздуха водяными парами, которое определяет интенсивность и скоростьиспарения пота с поверхности тела, что, в свою очередь, позволяет судить о величине теплоотдачи, тепловом самочувствии и самочувствии человека.

Влияя на эффективность испарения пота, относительная влажность воздуха при высокой температуре (25-30°) становится главным, а при температуре 35° - решающим фактором, участвующим в формировании теплового состояния человека.

При высокой температуре воздуха и ограждений, когда теплоотдача путём излучения и проведения затруднена или имеется тепловосприятие, высокая влажность воздуха способствует более быстрому нарушению т.е. накоплению тепла и нагреванию организма.

В условиях низкой температуры неблагоприятное влияние на состояние и самочувствие человека высокой влажности воздуха объясняется теплопотеря организма за счет более высокой теплопроводимости влажности воздуха, повышения его теплоемкости и снижения теплозащитных свойств одежды вследствие повышения ее влажности. В результате сырой воздух кажется всегда более холодным.

Условия длительного пребывания людей в помещении с повышенной влажностью воздуха и низкой температурой служат причиной переохлаждения, снижения сопротивляемости организма. Они способствуют учащению некоторых заболеваний (артриты, невралгии, неврозы, катары верхних дыхательных путей, нефрит и др.).

Таким образом для человека сырой, влажный воздух как в условиях низких, так и в условиях высокой температуры является относительным фактором, затрудняющим терморегуляцию организма.

Воздух пониженной влажности обуславливает благоприятное повышение теплоотдачи при высокой температуре и способствует снижению теплопотерь при низкой температуре. Сухой воздух раздражает чувствительные окончания тройничного нерва, через посредство которого осуществляется увлажнение выдыхаемой струи воздуха. Перераздражение тройничного нерва со временем приводит к органическим изменениям секреторных желез, является причиной развития катара.

Мерцательный эпителий слизистых оболочек носовой полости, придаточных пазух носа, носоглотки, гортани, трахеи и бронхов лучше всего функционирует при относительной влажности 40-60%.

В жилых помещениях нормальной считается относительная влажность воздуха, равная 30-60%. Измеряется влажность с помощью приборов - психрометра Августа, аспирационного психрометра Ассмана, гигрометра и гигрографа.

Измерение относительной влажности воздуха

Относительная влажность воздуха может быть определена с помощью психрометра Ассмана тремя способами – по номограмме, по таблице и по формуле. С помощью психрометра Авгеста – по таблице илипутем расчета по формуле.

Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра Ассмана.

В пипетку набирается дистиллированная вода и вводится в трубочку, где наладится резервуар влажного термометра, обернутый кусочкам батиста. Капелька воды, оставшаяся на ткани, стряхивается. Ключом заводится вентилятор я прибор подвешивается в заданной точке на крючок или штатив. В жилом помещении на высоте 1, 5 м от пола, в производственном помещении на фиксированном рабочем месте на уровне дыхания. Показания термометров через 4-5 минут. Относительная влажность определяется по номограмме в соответствии с точкой пересечения линяй, соответствующих показаниям сухого термометра.

По таблице - в соответствии с показаниями сухого и влажного термометров.

По формуле - R = (К: F) * 100, где

R - искомая относительная влажность

K - абсолютная влажность (определяется по формуле Шпрунга)

F - максимальная влажность (находится по таблице).

Исследования фактора движения воздуха

Движение характеризуется двумя показателями направлением и скоростью. Оба эти показатели имеют немаловажное гигиеническое значение.

Направление ветра (в открытой атмосфере) определяется стороной горизонта, откуда дует ветер. Измеряются флюгером и обозначается начальными буквами румбов. Существуют 4 румба главных (С, Ю, В, 3) и 4 румба промежуточных.

Для гигиены и санитарии имеет значение роль господствующего направлении ветра, которое устанавливается на основании многолетних метеорологическими наблюдений повторяемости ветра по румбам для данной местности.

Повторяемость ветров изображается графически в виде розы ветров. Роза ветров строится путем отложения на линях румбов отрезков в определенном масштабе, величины которых соответствуют числу повторяющихся ветров направлении каждого румба. Концы отрезков соединяются прямыми линиями. Штиль изображается окружностью в том же масштабе.

С необходимостью знания розы ветров врач может встретиться при решении многих вопросов: при определении рационального взаимного размещения на территории населенного пункта промышленной и селитебной зоны, при оценке взаимного размещения цехов и производства на территории промышленного предприятия, при выборе планировке жилых микрорайонов и кварталов, при установлении оптимальной ориентации оконных проемов зданий, при озеленении и т.д. Решение всех перечисленных вопросов имеет созданий для него оптимального микроклимата.

Направление движения воздуха в помещении определяется или по наклону пламени свечи, или по отклонению подвешенных на нитку листков папиросной бумаги; очень слабое движение обнаруживается по перемещению облачка хлористого аммония или четыреххлористого титана, выпущенного в воздухе.

Санитарно- гигиеническое значение скорости движения воздуха двояко: во первых, скорость ветра- движение воздуха в открытой атмосфере обуславливает 1) эффективность проветривания населенных мест; 2) удаления за пределы населенного пункта дыма, газов; во вторых, от скорости движения воздуха зависит состояние нервной психической сферы организма, состояние его терморегуляции и тепловое ощущение; сильный ветер нарушает нормальный ритм дыхания, замедляет на 20- 30% скорость передвижения. Сквозняки могут быть причиной переохлаждения.

Летом оптимальной является скорость ветра в пределах 1 — 4 м/сек. В жилых помещениях, классах и групповых комнатах детских учреждений комфортабельное состояние воздушной Среды (при прочих оптимальных показателях микроклимата) обусловливает подвижность воздуха в пределах 0.05- 0.1 м/сек; при меньшей скорости имеет место недостаточный воздухообмен, ощущение застойного неподвижного и спертого воздуха, скорость движения воздуха, превышающая 0.4 м/сек, вызывает не прямое ощущение сквозняка,

Для производственных помещений допускаются санитарными нормативами иные скорости движения воздуха. Измеряются скорости движения воздуха с помощью различных приборов.

Приближенно скорость ветра может быть измерена с помощью флюгера Вильда, более точно - с помощью анемометра чашечного или крыльчатого. Незначительные скорости движения ветра в помещении измеряются с помощью кататермометров и электротермоанемометр

Анемометрия

Измерение скорости движения воздуха с помощью анемометра состоит в следующем:

1. Записываются показания циферблата;

2. Анемометр устанавливается в исследуемой точке. Рабочей положение прибора - вертикальное;

3. Когда устанавливается равномерное движение колеса, включается счетчик оборотов (находящегося сбоку корпуса) и одновременно -замечается время.

4. Через 1-2 минуты останавливают счетчик оборотов;

5. Записывают вторично показания циферблата.

6. Производят расчет: из второго показания циферблата вычитается первоначально записанное, разность делится на число секунд наблюдений.

Когда скорость движения воздуха незначительно и определить ее анемометром невозможно, то применяется кататермометр.

Эффективная температура (ЭТ) - условная величина, полученная чист субъективным путем, которая отражает самочувствие человека при различных комбинациях температуры, влажности и движения воздуха. За градус эффективной температуры (ЭТ) - принята температура воздуха при 100% влажности и при неподвижном воздухе. Широкая постановка опытов дала возможность американским исследователям составить развернутые таблицы эффективных температур, при которых человек испытывает различные теплоошущения. При этом они установили, какие комбинации физических свойств воздуха создают приятное самочувствие, а при каких - неприятное вызывающее переохлаждение или перегревание организма.

На основании результатов этих исследования были составлены общеприняты шкалы эффективных температур:

1. Основная шкала ЭТ - для человека, обнаженная до пояса и находящегося в покое.

2. Нормальная шкала ЭТ - для обычно одетого человека, производящего легкую работу.

Обе шкалы эффективных температур представляют собой таблицы.

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что эффективны температуры в интервале от 17, 5 до 21, 70 вызывают у 50% исследуемых состояние теплового комфорта. Эта область - зона комфорта, а внутри нок выделена " линия комфорта", которая соответствует 18, 1 - 18, 9° ЭТ, при которых 90% исследуемых ощущали состояние теплового комфорта. За пределами " зоны комфорта" (ниже или выше) находятся ЭТ, вызывающие неприятные ощущения — состояние дискомфорта. С помощью таблицы ЭТ можно установит, какие необходимо создать микроклиматические условия, чтобы у человека возникло состояние комфорт, корректировать данные метеофакторы можно тремя путями: понижением или повышением температуры, влажности и движении воздуха. Однако у данного метода оценки теплового самочувствия человека есть недостатки, - при его использовании не учитываются: интенсивность, теплоотдачи организма (теплоизлучение), климат местности, труда, возраст, пол и др. факторы.

В связи с тем, что ЭТ не учитывают влияние тепловой радиации, были созданы специальные шкалы эффективно - радиационных температур (результирующие температуры) - РТ, которые это влияние учитывают.

Определение результирующих температур

Метод позволяет определить и оценить суммарное тепловое воздействие на человека четырех компонентов метеорорлогического фактора: температуры, влажности, движения воздуха и теплового излучения.

Результирующие температуры характеризуют интенсивность теплового (или холодового) воздействия на теплоошущение людей при различных комбинациях температуры воздуха и окружающих предметов, влажности и скорости движения воздуха. Единицей сравнения в этом методе, как и в методе эффективных температур, служит температура неподвижного, насыщенного влагой воздуха (при условии равенства температуры ограждений и воздуха).

Результирующие температуры, имея в основе эффективные температуры, вносят в последние определенную поправку, зависящую от величины средней радиационной температуры.

Результирующие температуры находят по номограмме. Для нахождения искомой РТ по номограмме необходимо иметь сведения о температуре воздуха по сухому и влажному термометрам, а также среднюю радиационную температуру, которая определяется при помощи специального шарового термометра.

Контрольные вопросы по теме

1. Понятие «микроклимат закрытого помещения»

2. Понятие «оптимальные микроклиматические условия»

3. Особенности терморегуляции организма человека.

4. Гигиенические подходы к установлению оптимальных параметров микроклимата больниц.

5. Физиолого - гигиеническое значение температуры воздуха.

6. Расчетная температура воздуха и допустимые ее перепады для различных помещений лечебных учреждений.

7. Приборы для измерения температуры воздуха.

8. Метод изучения температурного режима помещений.

9. Виды влажности: абсолютная, максимальная, относительная, дефицит насыщения, физиологический дефицит влажности, точка росы.

10. Физиолого - гигиеническое значение влажности воздуха.

11. Приборы для измерения влажностивоздуха.

12. Методы определения влажности воздуха.

13. Гигиенические нормативы влажности воздуха.

14. Физиолого - гигиеническое значение подвижности воздуха.

15. Виды движения воздуха, единицы выражения скорости и направления движения воздуха.

16. Гигиенические нормы подвижности воздуха.

17. Приборы для определения подвижности воздуха.

18. Методы определения скорости движения воздуха.

19. Санитарно - гигиеническое значение направления движения воздуха.

санитарное значение, методика построения.

20. Розы ветров, ее санитарное значение, методика построения.

21. Комплексное воздействие метеорологических факторов на организм человека.

22. Кататермометрия,

23. Расчет скорости движения воздуха с помощью кататермометра.

24.Понятие о эффективных и результирующей температурах.

25. Исследования реакции организма на действие микроклиматических факторов.

26. Гигиенические требования к системам отопления лечебных учреждений.

Самостоятельная работа студентов

1. Определить температуру воздуха в помещении учебной аудитории и перепады температуры по горизонтальному и вертикальному уровням.

2. Определить влажность воздуха в помещении.

3. определить скорость движения воздуха в помещении учебной аудитории.

4. Построить розу ветров по исходным данным.

5. Дать комплексное гигиеническое заключение о микроклимате помещения.

6. Провести измерения кожной температуры у присутствующих с помощью электротермометра с последующей оценкой результатов групповой термометрии. Измерение температуры произвести в следующих точках: на.лбу, у верхнего края грудины, между 4 и 5 пальцем на тыльной стороне кисти. Результат оформить в виде протокола.

Образец протокола для выполнения задания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.