Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество жизни 14 страница






1. Подача заявителем заявки на сертификацию в орган по сертификации. Заявка и содержащаяся в ней информация являются доказательством того, что выпускаемая заявителем продукция соответствует обязательным требованиям нормативных документов, а также (на усмотрение заявителя) требованиям других документов.

2. Принятие решения органом по сертификации в отношении заявки. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный срок, который в среднем составляет один месяц. В решении содержатся условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, которые может выбрать заявитель, перечень органов по сертификации производств или систем менеджмента качества (если это требуется в соответствии со схемой сертификации).

3. Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний выдаются заявителю и органу по сертификации. Срок их хранения соответствует сроку действия сертификата.

4. Оценка производства (если она предусмотрена схемой сертификации). Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

5. Анализ результатов и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) сертификата соответствия продукции и лицензии на применение знака соответствия или знака обращения на рынке. Это решение орган по сертификации принимает на основе заключения, составляемого экспертом по результатам анализа производства. При положительном решении оформляется сертификат соответствия, в котором указываются основания для его выдачи и регистрационный номер. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации не более чем на три года. При отрицательном заключении эксперта орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

6. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации). Контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год. Результаты контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации.

7. Корректирующие мероприятия. При обнаружении нарушений соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия или знака обращения на рынке орган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее для изготовителя устанавливается срок выполнения корректирующих мероприятий и контролируется их проведение. Изготовитель должен уведомить потребителей и всех заинтересованных сторон о сложившейся ситуации. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку продукции. В противном случае сертификат и лицензия аннулируются.

5.2. Международное регулирование
в области качества

На международном уровне функционирует множество организаций, как правительственных, так и неправительственных, прямо или косвенно способствующих повышению качества продукции, процессов, систем. Рассмотрим наиболее значимые из них.

5.2.1. Международная организация
по стандартизации – ИСО (ISO)

Создана в 1946 г. В её создании участвовало 25 стран, в том числе – СССР. Сейчас в неё входит более 150 стран. Имеет неправительственный характер. Местопребывание – Лондон.

Главная задача ИСО – содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации, которые, тем не менее, являются обычно структурными подразделениями исполнительных ветвей власти государств. С ИСО поддерживают связь около 500 международных организаций. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. Финансовую основу деятельности ИСО составляют взносы стран-членов, денежные суммы от продажи стандартов и других изданий, пожертвования [12].

Высший орган ИСО — Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете ИСО имеются комитеты. Это – ПЛАКО (техническое бюро), КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей, который выпускает, в частности, перечень международных и национальных стандартов), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации), КАСКО (комитет по оценке соответствия), ИНФКО (комитет по научно-технической информации), ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам), РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

При Совете создано также Исполнительное бюро, имеющее Центральный секретариат. Главными структурными подразделениями Исполнительного бюро являются технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), рабочие группы (РГ) и целевые группы, основным видом деятельности которых является разработка международных стандартов. Непосредственной разработкой проектов международных стандартов занимаются РГ, действующие в рамках ПК и ТК. В ИСО функционирует около 200 ТК, свыше 600 ПК и около 2000 РГ. Технические комитеты подразделяются на общетехнические и отраслевые. Общетехнические комитеты занимаются разработкой стандартов на межотраслевом уровне. К ним, например, относятся ТК 176 «Менеджмент качества», ТК 207 «Управление окружающей средой», ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК действуют в конкретных отраслях: ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки», ТК 34 «Пищевая продукция» и др. Имеются ТК по химии, авиационной и космической технике и др.

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство в ТК может быть активным и в качестве наблюдателей. Россия является активным членом в подавляющем большинстве ТК. Порядок разработки международного стандарта (МС) ИСО следующий. Сначала на имя Генерального секретаря ИСО подаётся заявка от национальной организации по стандартизации на разработку МС ИСО. Решение по разработке стандарта принимается, если разработку поддержат техническое бюро и не менее 5 активных членов ТК (при необходимости может быть создана целевая группа, новый ПК или новый ТК). Проект МС ИСО разрабатывается на основе консенсуса (единогласия), после чего он передаётся в Центральный секретариат для регистрации и рассылки активным членам на согласование. На основе полученных отзывов он обычно дорабатывается и снова рассылается. Проект МС ИСО считается принятым, если он одобрен не менее чем 75% активных членов ТК. Принятый стандарт публикуется.

К началу 2006 г. действовало примерно 14 тыс. международных стандартов ИСО. Ежегодный прирост числа стандартов – около 500. Примерно 75% МС ИСО – это организационно-методические и общетехнические стандарты: стандарты на термины и определения, на методы испытаний, а также стандарты, содержащие общие требования к безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, маркировке продукции, системам менеджмента и пр. Остальные содержат требования к продукции, в основном – в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Основой для разработки таких стандартов являются Технические условия (ТУ) на конкретную продукцию.

Наиболее значимые результаты деятельности ИСО – разработка международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта.

МС ИСО не обязательны, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Небольшие страны не стремятся создавать особые национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты. Многие фирмы, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своей продукции в условиях острой конкуренции на мировом рынке, предпочитают пользоваться международными стандартами. Передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны с высоким уровнем внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40–50%. Около 50% МС ИСО были переведены на русский язык и утверждены (некоторые – с незначительными изменениями) в качестве российских государственных стандартов.

Средний показатель использования странами-членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных – 22%, в странах с более высоким уровнем развития – 40%. Экономическая глобализация, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, диктует необходимость перехода стран, прежде всего, на единые терминологические стандарты, единые стандарты методов испытаний и единые стандарты по оценке соответствия. Это позволит исключить повторы в испытаниях и процедурах подтверждения соответствия, а также резко уменьшит количество возникающих конфликтов между поставщиками и потребителями из-за качества продукции.

5.2.2. Международная
электротехническая комиссия – МЭК (IEC)

Создана в 1906 г. В её Уставе записана следующая цель деятельности: содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путём разработки международных стандартов и других документов. Основными объектами стандартизации в МЭК являются: 1) материалы для электротехнической промышленности; 2) электротехническое оборудование производственного назначения (двигатели, кабели, реле и пр.); 3) электроэнергетическое оборудование (генераторы, трансформаторы, турбины, линии электропередач и пр.); 4) изделия электронной техники (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); 5) электронное оборудование бытового и производственного назначения; 6) электроинструменты; 7) оборудование для спутников связи; 8) терминология [12].

Членами МЭК, так же как и ИСО, являются национальные организации по стандартизации. Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности и по координации деятельности. Многие стандарты и другие документы разрабатываются совместно ИСО и МЭК, например, Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов». Финансовую основу деятельности ИСО составляют в основном взносы стран-членов и денежные суммы от продажи международных стандартов и других документов.

В 2006 г. в МЭК было представлено всего 62 страны. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не производят электротехнику, электронику и связь. Россия является членом МЭК с 1911 г. МЭК считается автономной организацией в ИСО, хотя, по сути, – это самостоятельная организация. Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены национальные организации по стандартизации всех 62 стран. Почти все эти организации входят и в Совет ИСО. При Совете МЭК, так же как и в ИСО, созданы различные комитеты. Исполнительный орган МЭК называется «Центральное бюро». Структура исполнительного органа МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. Часть комитетов (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники и пр.).

В настоящее время в МЭК разработано свыше 5200 стандартов, техничеcких отчетов, рекомендаций. Следует отметить важность проводимых МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпустил более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет большое значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

Разработка МС МЭК и ИСО занимает в среднем четыре-пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли требуют резкого сокращения сроков разработки МС. Этого можно достигнуть расширением практики обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. Проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

5.2.3. Международный
союз электросвязи – МСЭ (ITU)

Это международная организация, призванная содействовать развитию международного сотрудничества для улучшения и рационального использования всех видов электросвязи (телеграфной, телефонной, компьютерной связи, радиосвязи), радио- и телевещания. Основана в 1865 г. (до 1932 г. называлась «международный телеграфный союз»), когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция. Россия – один из учредителей этого союза. С 1947 г. МСЭ является специализированным учреждением ООН. Местопребывание – г. Женева.

МСЭ разрабатывает стандарты, содействующие эффективной увязке национальных коммуникационных инфраструктур в глобальные сети, которые позволяют осуществлять бесперебойный обмен информацией, данными, факсами или просто вести телефонные разговоры со всеми странами мира. Количество стандартов МСЭ составляет 1500 единиц. Стандарты МСЭ не обязательны, но широко используются, так как облегчают взаимодействие между сетями связи и позволяют провайдерам предоставлять услуги по всему миру.

МСЭ управляет процессом совместного использования спектра радиочастот и позиционирования орбитальных спутников, рационального использования ограниченных природных ресурсов для производства широкого ассортимента оборудования, включая мобильные телефоны, теле- и радиоаппаратуру, спутниковые системы коммуникации, системы безопасности и навигации воздушных и морских судов, беспроводные компьютерные системы.

МСЭ содействует интеграции новых технологий в уже существующую глобальную телекоммуникационную сеть, что позволяет развивать такие новые виды прикладных технологий, как Интернет, электронная почта и мультимедиа. МСЭ также содействует улучшению доступа к услугам в области телекоммуникации в развивающихся странах, оказывая им методическую и техническую помощь в вопросах профессиональной подготовки и пр.

Членами МСЭ является более 190 государств и более 450 представителей частного сектора, которые совместными усилиями улучшают качество и снижают стоимость телекоммуникационных систем, открывая к ним доступ для как можно более широкого круга пользователей.

Руководящим органом МСЭ является Полномочная конференция, которая созывается раз в четыре года и избирает Совет МСЭ, который проводит свои заседания ежегодно. Представители всех стран-членов МСЭ на конференции по стандартизации в области телекоммуникаций определяют основные направления деятельности каждого сектора, формируют новые рабочие группы и утверждают план работ на следующие четыре года. В состав Совета входит не более 25% общего числа государств-членов, которые избираются конференцией с учетом необходимости равноправного распределения мест в Совете между пятью регионами мира (Северная и Южная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Африка, Азия и Австралия). Существующий Совет состоит из 46 членов. Совет принимает все меры по выполнению положений Устава МСЭ, Конвенции МСЭ, Административного регламента (Регламента международной электросвязи и Регламента радиосвязи), решений полномочных конференций и, когда это целесообразно, решений других конференций и собраний Союза.

Постоянная работа ведётся в секторах МСЭ: секторе стандартизации электросвязи, секторе радиосвязи, секторе развития электросвязи. Все секторы имеют исследовательские комиссии. Сектор стандартизации электросвязи (МСЭ-Т) в наибольшей степени связан с волоконно-оптическими сетями. Сектор образован организациями пяти классов: класс A: национальные министерства и ведомства связи; класс B: крупные частные корпорации, занимающиеся связью; класс C: научные организации и предприятия, производящие оборудование связи; класс D: международные организации, в том числе международная организация по стандартизации (ISO); класс E: организации из других областей, но заинтересованные в деятельности сектора.

МСЭ сыграл ключевую роль в области внедрения и развития новой сети мобильной связи путем управления распределением спектра радиочастот и разработки стандартов. Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в. В настоящее время МСЭ координирует деятельность по созданию системы мобильной связи третьего поколения (АйЭмТи — 2000), тем самым прокладывая путь будущим разработкам в сфере спутниковой мобильной связи, которая соединит все уголки земного шара.

5.2.4. Продовольственная
и сельскохозяйственная
организация ООН (ФАО ООН)

Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Целью организации, согласно Уставу, является содействие подъёму всеобщего благосостояния путём индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшения условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики. Членами ФАО являются около 190 государств.

Высшим органом ФАО является конференция, на которую страны-члены ФАО собираются каждые два года. На конференции ведется обсуждение проделанной работы, определяются основные принципы деятельности организации, принимается программа дальнейшей деятельности, включая утверждение бюджета. На этой же конференции избирается Генеральный директор сроком на шесть лет. Бюджет ФАО образуется в виде взносов ее членов и поступлений из банков развития и других источников. Размер взносов устанавливается конференцией.

В настоящее время число профессиональных работников ФАО превышает 1, 5 тыс. человек. Чуть более половины этих сотрудников работают в штаб-квартире ФАО в Риме. Другие работники осуществляют проекты ФАО в разных точках мира.

ФАО осуществляет деятельность в четырех основных областях.

Во-первых, сотрудники ФАО, включающие специалистов в области лесного, рыбного и сельского хозяйств, диетологов, социологов и экономистов, организуют сбор, анализ и распространение информации, способствующей достижению уставных целей. На основе этой информации разрабатываются различные программы. Важной задачей является раннее отслеживание чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве. С помощью снимков со спутников, полевых исследований и официальных данных об урожайности и запасах продовольствия ФАО прогнозирует спрос на продовольственные продукты и их предложение на мировом рынке. Она поднимает тревогу сразу, как только возникают проблемы.

Во-вторых, для выполнения этих программ мобилизуются финансовые ресурсы. ФАО оказывает как техническую помощь, так и ограниченное финансирование. Например, для афганских жителей, 85% которых зависят от сельского хозяйства, ФАО ищет доноров для финансирования закупки семян и удобрений, вакцинации животных, возобновления ирригации и распространения лесных насаждений на неплодородных землях. При ФАО создан инвестиционный центр. Центр помог 134 странам создать свыше 1300 программ развития сельского хозяйства.

В третьих, ФАО делится со своими членами обширным опытом в области формулирования сельскохозяйственной политики, поддержки, планирования, подготовки законодательства и создания национальной стратегии развития сельской местности и снижения голода. ФАО способствует распространению инновационных программ по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Свыше 2 млн фермеров научились проводить мониторинг агро-экосистем и контролировать возможность появления вредителей в своих сельскохозяйственных угодиях, сводя к минимуму использование дорогостоящих и потенциально вредных химических веществ.

В четвёртых, ФАО предоставляет возможность встречаться на равных представителям различных государств для обсуждения сельскохозяйственной политики, ведения переговоров и заключения соглашений. ФАО помогает развивающимся странам участвовать в торговых переговорах на равноправной основе, обеспечивая их аналитическими материалами, организуя обучение, и предоставляет доступ к необходимой информации в Интернете.

ФАО сотрудничает с тысячами партнеров во всем мире – от фермерских объединений до индивидуальных предпринимателей, от неправительственных организаций и учреждений ООН до банков развития и частных компаний. Поскольку фермеры испытывают нужду в ресурсах мирового генетического фонда, ФАО способствовало принятию в 2001 г. Международного договора о растительных генетических ресурсах, который позволяет сделать эти ресурсы более доступными и приносящими пользу всем. ФАО также выработало Международный кодекс ведения ответственного рыболовства. Он содержит перечень принципов разумного использования рыбных запасов. ФАО оказывает помощь государствам и рыболовным обществам в соблюдении правил кодекса. ФАО проводит подобную работу и в отношении лесных запасов, помогая добиваться разумного использования лесных ресурсов.

ФАО вносит большой вклад в борьбу с голодом на Земле. В мире около 800 млн человек недоедают. На всемирном продовольственном саммите 1996 г. главы государств и правительств поставили ближайшую задачу сократить к 2015 г. количество голодающих во всем мире вдвое. Уменьшение голода и нищеты было названо на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2000 г. одной из восьми целей нового тысячелетия. Это одно из главных направлений повышения качества жизни населения Земли.

 

5.2.5. Комиссия
«Кодекс Алиментариус»
(Codex Alimentarius)

Комиссия «Кодекс Алиментариус» организованав 1963 г.двумя международными организациями – Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Кодекс Алиментариус – название издания, в котором публикуются международные стандарты, принятые Комиссией ФАО/ВОЗ, а также своды правил, информация о питательной ценности и пр. В работе Комиссии участвует около 180 стран-членов. Эта Комиссия сотрудничает с ИСО, активно участвуя в работе её технических комитетов.

Цели деятельности Комиссии «Кодекс Алиментариус» сформулированы следующим образом: координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами.

Основными объектами стандартизации, осуществляемой Комиссией «Кодекс Алиментариус», являются состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование, методы оценки риска. Комиссией разработано более 300 стандартов. Комиссия разрабатывает также своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, натуральных и минеральных вод.

В 2003 г. Комиссией «Кодекс Алиментариус» были одобрены три стандарта на ГМП (генетически модифицированные продукты), которые установили жесткие правила регулирования обращения с ГМП, прописали процедуры анализа содержания в генетически модифицированных продуктах токсинов или аллергенов, установили методы определения степени риска при употреблении в пищу продуктов, полученных с помощью биотехнологий.

5.2.6. Европейская организация
по качеству ЕОК (EOQ)

Это независимая неполитическая и некоммерческая организация. Создана в 1957 г. В её состав входят 34 национальные организации по качеству, институты и отдельные компании из большинства европейских стран (https://www.eoq.org). Россия также является членом ЕОК. Хотя по названию она является региональной, но фактически представляет собой мировую международную организацию.

Основными своими задачами ЕОК считает рекламирование и пропаганду европейской политики в области качества с целью повышения конкурентоспособности европейских предприятий, содействия развитию и обмену информацией, знаниями и опытом в области теории и методов управления качеством. ЕОК занимается решением как межотраслевых проблем качества (системы менеджмента качества, методы оценки качества и др.), так и проблем качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.).

Для реализации своих задач ЕОК ежегодно проводит конгрессы, на которые собираются учёные и специалисты со всего мира, и Европейскую неделю качества. ЕОК совместно с Европейским фондом управления качеством (ЕФУК) учредил Европейскую премию по качеству. Ежегодно публикует брошюру, в которой представлены методы работы лучших европейских компаний, издаёт официальный журнал «Европейское качество». В ЕОК зарегистрировано более 20 тыс. специалистов по категориям: аудитор ЕОК по качеству, профессионал ЕОК по качеству, менеджер ЕОК по системам качества, эксперт ЕОК по оценке TQM, лидер ЕОК в области TQM и др.

Контрольные вопросы

1. Что такое техническое регулирование?

2. Каковы предпосылки к техническому регулированию?

3. Принципы технического регулирования?

4. Что такое технический регламент, в чём его отличие от стандарта?

5. Каковы цели стандартизации?

6. Как называется национальный орган по техническому регулированию?

7. Как называется национальный орган по стандартизации?

8. Какие основные формы оценки соответствия вы знаете?

9. Что такое подтверждение соответствия и чем оно отличается от стандартизации?

10. Что такое система сертификации?

11. В чём отличие сертификата соответствия от декларации о соответствии?

12. Чем отличаются друг от друга знак соответствия и знак обращения на рынке?

13. Какие объекты могут подвергаться сертификации?

14. Кто может осуществлять сертификацию?

15. Что такое ИСО?

16. Какова структура ИСО?

17. Каков порядок принятия международных стандартов?

18. Что такое МЭК?

19. Что такое МСЭ (ITU)?

20. Что такое ФАО ООН?

21. Чем занимается Комиссия «Кодекс Алиментариус» (Codex Alimentarius)?

22. Что такое ЕОК?

Литература

1. Федеральный закон от 07 февраля 1992 г. №2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей».

2. Федеральный закон от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения».

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

5. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

6. Техническое регулирование: учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: Экономика, 2008. – 678 с.

7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» от 15.08.2003 №500 (ред. От 02.-8.2005) // Собрание законодательства РФ. 25.08.2003. №34. Ст. 3367.

8. Галкин В., Докукин А., Ломакин М. Выбор стратегии развития систем информационного обеспечения технического регулирования // Стандарты и качество. 2008. №3.

9. ГОСТ Р 22.0.06-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.

10. Руководство ИСО/МЭК 2: 2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» (8-е издание).

11. ГОСТ 1.1 – 2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

12. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 464 с.

13. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – 285 с.

14. Управление качеством: учеб. пособие / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998. – 200 с.

15. Фомин В.Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 320 с.

16. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. – М.: Логос, 2000. – 248 с.

17. ГОСТ Р 40.001-95. Правила по проведению сертификации систем качества в РФ.

18. ГОСТ Р 40.002-96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.

19. ГОСТ Р 40.003-2008. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001: 2008).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.