Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество жизни 1 страница






Термин «качество жизни» ввели в оборот Дж. Гэлбрейт и Дж. Форрестер в 60-е годы ХХ в. Со временем понятие этого термина претерпело некоторые изменения. В настоящее время независимой комиссией ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни (при ООН) в понятие «качество жизни» включается следующее: здоровье; образование; рациональное (адекватное) питание; стабильная, экологически чистая окружающая среда, включающая жилище; безопасность; здравоохранение; участие в жизни общества; создание необходимых услуг для развития общества; справедливость; равенство мужчин и женщин [22]. Учитывая новое определение термина «качество», под качеством жизни следует понимать степень удовлетворения обществом всех здоровых потребностей населения соответствующей территории. Именно здоровых, поскольку есть потребности грабить, убивать и т.д. Но какие все же потребности считать здоровыми, – в этом предстоит разобраться мировому сообществу отдельно, основываясь, в частности, на научных трудах основоположника гуманистической психологии А. Маслоу [23] и японского учёного Йосио Кондо.

Единых методик оценивания качества жизни не существует. В состав показателей качества жизни включают показатели уровня жизни населения, в качестве которых используют обычно либо произведённый за определённый промежуток времени валовой внутренний продукт на душу населения, либо показатели покупательной способности населения. Последние представляют собой отношение среднедушевого денежного дохода за определённый промежуток времени к прожиточному минимуму или средней стоимости какой-либо потребительской корзины. ООН, осуществляя ежегодное ранжирование стран мира по индексу «качество жизни», использует показатель уровня жизни и еще два показателя качества жизни: ожидаемую среднюю продолжительность жизни людей (в годах) и уровень их образования [1, 24]. Ожидаемая средняя продолжительность жизни интегрально характеризует степень удовлетворения потребности в физическом здоровье и безопасности, уровень образования – в знаниях, умениях, навыках, а также – в общении с грамотными людьми. Эти два показателя являются также показателями состояния населения. На базе этих двух показателей и показателя покупательной способности населения с использованием метода квалиметрии рассчитывается так называемый индекс человеческого развития. Имеется также индекс развития человеческого потенциала, который вместо покупательной способности использует показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Этот показатель, однако, довольно слабо характеризует уровень жизни населения.

Все показатели нуждаются в более совершенных методиках их оценивания. Кроме того, они не исчерпывают все здоровые потребности, например, потребности населения в нормальном нравственном климате, в политических свободах, справедливости, психологической разрядке, – в том, что обычно нельзя купить за деньги. Поэтому методики ООН нуждаются в совершенствовании. Причем качество жизни должно оцениваться с различных точек зрения: органами власти и управления, научной или предпринимательской элитой, населением. Оценка качества жизни должна осуществляться на основе иерархической (или близко к ней) системы показателей. Отправным пунктом для создания такой системы показателей должна быть система общих ценностей, которая должна быть принята на планетарном уровне большинством народов, входящих в Организацию объединённых наций (ООН). Такая система общих ценностей была выработана в 2001 г. при поддержке ООН двадцатью выдающимися интеллектуалами планеты и предложена мировому сообществу в книге «Преодолевая барьеры» [25]. Они пришли к единому мнению, что общими для всех народов ценностями являются следующие: 1) свобода – справедливость; 2) здравомыслие (рационализм) – сочувствие; 3) законность – благожелательность; 4) права – ответственность. Ценности написаны через тире потому, что они призваны уравновешивать друг друга. В основе этих общих ценностей, как считают авторы книги, лежат гуманизм и доверие.

1.2.2. Качество персонала. Качество населения

Термин «качество персонала» распространён в организациях, образованных, в первую очередь, по функциональному, а не по территориальному признаку. Термин «качество населения» стали использовать недавно. Вместо него пользовались термином «качество человека». Можно дать следующие определения. Качество персонала – это степень соответствия совокупности присущих ему характеристик требованиям, предъявляемым к нему высшим руководством организации исходя из целей организации. Качество населения – это степень соответствия совокупности присущих ему характеристик установленным законом требованиям, необходимым для обеспечения устойчивого роста качества жизни на соответствующей территории.

Население и персонал могут иметь, во-первых, статистические характеристики некоторого распределения характеристик каждого отдельного человека. Статистическими характеристиками являются: доля лиц с высшим образованием, доля лиц, совершивших преступления, средняя продолжительность жизни населения и т.д. Во-вторых – свои особенные характеристики, присущие населению или персоналу как системе. Такими характеристиками могут быть, например, характеристики менталитета населения. Менталитет – это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе (Большой энциклопедический словарь, 1997 [26]).

Все характеристики человека (населения, персонала) трудно разложить по 6 классам характеристик (см. выше), выделенных в ГОСТ Р ИСО 9000 для любых объектов. Здесь в основу классификации положен признак вида свойств объектов. Но признаков классификации может быть несколько. По одному из признаков, который можно назвать степенью приемлемости характеристики для общества (социальной группы), можно выделить положительные (смелость, доброжелательность), нейтральные (осторожность, флегматичность) и отрицательные (трусость, надменность) характеристики. Для разных обществ, социальных групп одни и те же характеристики, классифицированные по данному признаку, могут принадлежать к разным классам.

Другим признаком классификации могут быть степень и характер регулируемости характеристики. Можно выделить нерегулируемые, врачебно-регулируемые, профессионально-регулируемые (по которым предъявляются требования к той или иной профессии), общественно-регулируемые (регулируемые социальным слоем, территориальной или религиозной общиной, корпорацией, политической партией), государственно-регулируемые и планетарно-регули­руемые характеристики. Сравнивая врачебно-регулируемые характеристики человека с установленными требованиями, делают заключение о его здоровье.

Здоровье, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, делится на физическое, психическое, духовное, социальное. Нетрудно заметить, что классификация видов здоровья и классификация характеристик по ГОСТ Р ИСО 9000 не очень согласуются друг с другом.

Учитывая это, в зависимости от вида свойств человека можно предложить следующие классы характеристик человека (населения, персонала): 1) физические, 2) психические, 3) социальные, 4) духовные (они не поддаются прямым измерениям), 5) образованности, 6) комплексные.

К физическим характеристикам относятся характеристики внешнего вида человека, состояния внутренних органов и пр. Психические характеристики необязательно связаны с отклонениями психики от нормы. Наиболее важной психической характеристикой, определяющей разумные действия человека, является воля (сила воли). Социальные характеристики отражают поведение человека в обществе.

К духовным характеристикам можно отнести то или иное мировоззрение или его элементы. Мировоззрение (миросозерцание) – система взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [26]. Мировоззрение включает в себя отношение к жизни и обществу, представление о характере развития общества (например, циклический или циклически поступательный характер), представление о возможностях личности (склонность к фатализму, уверенность в себе), о справедливом устройстве общества, собственную систему нравственных ограничителей (в частности, отношение к библейским заповедям), понятие «совесть». Мировоззрение может быть религиозным и нерелигиозным, в том числе, атеистическим, основанным на полной уверенности в отсутствии сверхъестественных сил.

Образованность характеризуется интеллектом, а также умениями и навыками. Интеллект (ум) – способность мышления, рациональность познания [26]. Интеллект определяется не только врожденными способностями, но и эрудицией, приобретаемой умственным трудом, доставляющим человеку радость познания. Академик Н.И. Вавилов еще в 1925 г. сказал: «Мы можем временно уступить нашим соседям в уровне благосостояния, но единственно в чем мы не можем им уступить, это в вооружении нашего интеллекта» [27]. Эти слова актуальны и ныне.

К комплексным характеристикам можно отнести такие как ценностная ориентация, менталитет человека, нравственный облик, высокий (низкий) профессионализм, доброжелательность, злонамеренность, коммуникабельность, смелость, решительность и др. Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении [26]. Иначе говоря, ценностная ориентация – это принятая человеком система ценностей и приоритетов, определяющая смысл жизни. Ценностная ориентация в основном определяет мотивы той или иной деятельности и характеризуется совместно духовными и психическими характеристиками. Менталитет человека характеризуется совместно образованностью и духовными характеристиками. Нравственный облик характеризуется совместно духовными, социальными и психическими характеристиками и проявляется во взаимоотношениях с людьми, в занятиях, поступках и привычках, как здоровых, так и вредных. Совокупность нравственных качеств (в нашей терминологии – свойств) каждого отдельного человека определяет общественную мораль. На ценностную ориентацию, нравственный облик и менталитет значительное влияние оказывают национальные, религиозные и социальные традиции.

На качество человека влияют примерно в равной степени его генетические особенности и внешняя среда, в которой человек живёт, воспитывается, общается с другими людьми. Качество человека на протяжении всей его жизни претерпевает значительные изменения по всем характеристикам. На качество человека влияет его образ жизни (отказ от вредных привычек, занятие физкультурой, аутогенной тренировкой и пр.). А образ жизни выбирается человеком на основе сложившегося менталитета и других свойств человека.

Качество человека определяет его занятия, профессиональную деятельность, отношение к ней. Люди, обладающие высокими профессиональными и нравственными качествами, работают с большей отдачей, производят или способствуют производству продукции более высокого качества, обеспечивая в результате процветание предприятиям, всему обществу и самим себе.

Для демократического общества очень важными характеристиками человека являются высокая социальная активность людей и способность к конструктивной дискуссии. Именно благодаря этим качествам, в первую очередь, можно добиться честных выборов в органы власти достойных кандидатов и организовать мониторинг их деятельности, этими качествами определяется и качество оппозиции. Мощная оппозиция способна оказывать на власть сильное влияние, вплоть до замены власти новыми политическими силами. В демократическом обществе к оппозиции относятся фракции, составляющие меньшинство в парламенте, и значительная часть гражданского общества, степень зрелости которого почти полностью определяется качеством населения. Институты гражданского общества (партии, движения, профсоюзы и т.д.), формируя общественное мнение, способны добиваться выполнения властями своих требований и приводить к власти новые политические силы без кровопролития. Качество оппозиции играет решающую роль в становлении подлинно демократической системы управления.

Можно иметь высокое качество жизни (т.е. можно создать большие возможности для удовлетворения здоровых потребностей), но – низкое качество населения. Так, например, библиотеки, созданные предыдущими поколениями, могут быть не востребованы последующими в связи с изменившимся характером потребностей, ввиду того, что приоритеты в их системе ценностей под влиянием различных факторов, пропаганды со стороны средств массовой информации сместились в сторону удовлетворения потребностей в развлечениях.

Такое смещение осуществляется постепенно и внешне может слабо проявляться из-за того, что люди начинают руководствоваться в своем поведении принципом двойной морали. Но как только появляются новые значительные возможности для удовлетворения гипертрофированных потребностей, возникают своего рода эпидемии нравственных болезней, которыми объясняются многие провалы в экономических циклах развития государств. Ослабление устоев общественной морали может приобрести форму лавинообразного процесса. Именно так развивались процессы накануне и после распада СССР. Так было и в Римской империи, когда подкуп цезарем армии, не согласной с его политикой в отношении колоний, привел к разложению армии и распаду империи. Так было и во времена И. Грозного, когда со взятием в 1552 г. Казани у русских появились почти неограниченные возможности для грабежей и эксплуатации завоеванных земель и народов. В погоне за легкой добычей многие растеряли свой профессионализм, другие же, более молодые, так и не успели его приобрести. В результате к началу XVII в. во многих родах не оказалось ни одного представителя старших поколений, которые смогли бы приобщить остальных к жизни за счет собственного труда. Уровень нравственной деградации во всех слоях общества оказался настолько высок, что К. Минину с Д. Пожарским стоило неимоверных усилий создать народное ополчение, изгнавшее польских захватчиков из России и предотвратившее внедрение в сознание русских людей чуждого им католичества. Но грабежи и погромы, массовые акты взаимоуничтожения в «смутные времена» дали свои плоды в виде сильного сокращения численности населения и резкого социального расслоения: социально активное русское население превратилось в помещиков и купцов, а большая часть позволила себя окончательно закрепостить.

В странах, избравших демократический путь развития, процессы нравственной деградации не приобретают лавинообразного характера. Но из-за несовершенства демократических форм и методов управления они дают о себе знать. Еще в 1980 г. тогдашний президент Римского клуба А. Печчеи писал: «Нынешние затруднения человечества коренятся в недостатках самого человека. В стремлении обеспечить исключительно собственный комфорт и благополучие нынешние поколения часто бездумно и без разбора грабят и засоряют Землю. Я не устаю повторять, что сегодня за материальные, как правило, краткосрочные выгоды часто продаются этические и моральные ценности, проституируется наука, которую заставляют служить интересам, прихотям и престижу только самых богатых и влиятельных среди людей, что позволило отдельным избранным группам человечества пожинать все плоды в ущерб остальным и будущим поколениям. Этих людей нисколько не смущает, что они в социальное наследство будущим поколениям могут оставить напряженность и беспорядок на перенаселенной планете» [28].

В России, недавно вставшей на путь демократического развития, качество населения резко снизилось. Это подтверждается результатами социологических исследований и статистическими данными: огромным количеством суицидов в стране, массовой детской безнадзорностью, ростом числа исчезнувших людей. Слабый уровень общественной морали многие считают одной из главных причин хаоса в России 90-х годов XX в. и сокращения ее населения за счет повышенной смертности от употребления наркотиков, пьянства и пр. Беззаботность, иждивенчество (вплоть до паразитизма), праздный образ жизни, алчность, зависть, необязательность, беспринципность, продажность, бездуховность, отсутствие чувства собственного достоинства, безволие стали типичными чертами характера многих людей. Погоня за сиюминутными материальными ценностями любой ценой, даже ценой предательства или лишения жизни людей, стала для многих главным смыслом жизни. Изменить существующее положение можно только совместными решительными действиями российского правительства и всего общества.

Повышению уровня нравственности, образованности, физического и психического здоровья различных народов Земного шара должна способствовать предложенная авторами книги «Преодолевая барьеры» [25] глобальная этика. Она сформулирована в виде четырёх положений: 1) стремление к миру, 2) стремление к справедливости, 3) стремление к правде, 4) стремление к товариществу (партнёрству). Как отмечается в данной книге, на основе глобальной этики могут быть преодолены «семь социальных грехов человека», сформулированных в своё время Махатмой Ганди:

Политика без принципов,

Богатство без труда,

Удовольствие без совести,

Знания без честности,

Бизнес без морали,

Наука без гуманности,

Религия без жертвенности.

Можно также добавить, что чем больше людей воспримет отмеченные выше четыре положения в качестве социальных установок для себя, тем быстрее будет расти качество жизни как в региональном, так и в планетарном масштабе. Однако одними такими призывами повышения качества жизни не добиться. Необходимо добиваться высокого качества организаций благодаря, прежде всего, созданию эффективных систем менеджмента.

1.2.3. Качество организаций

Организация, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000, – это «группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений». О качестве организаций стали говорить недавно. Понятие «организация» – очень широкое. Из всех типов организаций наиболее важными являются территориальные (страны, регионы, субъекты федерации, административные единицы), коммерческие, некоммерческие правительственные, некоммерческие неправительственные организации. Для территориальных организаций больше подходит название «общество».

Под качеством организации можно понимать степень соответствия совокупности присущих ей характеристик требованиям, устанавливаемым к ней или к такого рода организациям в целях принятия решений в отношении данной организации.

Требования могут быть установлены законом с целью принятия решения о начале процедуры банкротства, ликвидации организации (исходя из интересов общества), а также могут быть установлены другими организациями (правительствами, фондами) в целях стимулирования деятельности организаций или других целей. Для коммерческой организации наиболее важны требования Гражданского кодекса о необходимости выполнения договоров о поставке потребителям продукции надлежащего качества и в установленные в договорах сроки, а также требования законодательства по охране окружающей среды, трудового законодательства, налогового кодекса и др.

Наиболее важными свойствами организации, которые используются для оценки качества организации (как и качества менеджмента), являются результативность и эффективность. Результативность, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000, – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Показателем эффективности является прибыль или рентабельность (отношение прибыли к затратам) организации, а для некоммерческих организаций – отношение некоторого эффекта к затратам.

О качестве организации интегрально можно судить по её конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации – это её способность удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон в сравнении с другими организациями, представленными на определённой территории, и быстро адаптироваться к изменениям внешних факторов. Конкурентоспособность коммерческой организации определяется конкурентоспособностью каждого вида производимой продукции. Стремление к повышению конкурентоспособности позволяет найти оптимальное соотношение между количеством, качеством и ценой продукции. О конкурентоспособности коммерческой организации часто судят по доле продаж на определённом рынке.

Однако конкурентоспособность организации определяется не только достигнутыми результатами деятельности, но и её потенциальными возможностями. Существуют различные методы оценивания конкурентоспособности организаций. Они используются, например, в положениях о национальных премиях (в моделях премий) за качество. Потенциальные возможности акционерных обществ отражаются на стоимости акций. Такое предприятие по свойствам близко к обычной продукции. Однако стоимость акций определяется не только конкурентоспособностью предприятия, но еще моральными и политическими факторами, например, желанием обеспечить работой персонал или избавиться от конкурента, подорвать обороноспособность страны и т.д. Поэтому предприятие лишь в некоторой степени обладает свойствами обычной продукции.

Качество территориальной организации также интегрально характеризуется её конкурентоспособностью. На международном уровне ежегодно оценивается конкурентоспособность стран (государств). Этим, по данным источников https://gtmarket.ru/news/state/2009/ 05/21/2092 и https://gtmarket.ru/news/state/2008/05/17/1666 с 1989 г. занимаются две организации: Всемирный экономический (Давосский) форум (ВЭФ) и ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария). С 1996г. оцениванием конкурентоспособности стран они стали заниматься раздельно, по разным методикам.

IMD под конкурентоспособностью страны понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. В число оцениваемых показателей включены качество жизни и состояние экологии. Для составления рейтинга статистические данные объединяются с экспертными оценками. В 2009 г. рейтинг проводился (на основе данных за предыдущий год) в 57 ведущих экономиках мира, в 2008 г. – в 55 странах, в 2001 г. – в 49 странах. В 2001, 2007, 2008 и 2009 гг. Россия занимала, соответственно, 45-е, 43-е, 47-е и 49-е места. Мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 16 лет остаются Соединенные Штаты. В 2009 г. далее по порядку (со второго по десятое места) идут Гонконг, Сингапур, Швейцария, Дания, Швеция, Австралия, Канада, Финляндия, Нидерланды.

Всемирный экономический форум готовит ежегодный доклад о рейтингах стран по двум индексам: Индексу глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индексу конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Рейтинги ВЭФ базируются на комбинации общедоступных статистических данных и результатов международного опроса руководителей компаний по всему миру. В 2008 г., по данным источника https://gtmarket.ru/news/state/2008/10/10/1868, было опрошено более 11 000 лидеров бизнеса в 134 государствах. Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». GCI постоянно совершенствуется.

В первую десятку стран, имеющих наивысшую конкурентоспособность, по оценкам, опубликованным осенью 2008 г., входят (попорядку): США (1-е место), Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Германия, Нидерланды, Япония, Канада. Гонконг по методике ВЭФ оказался на 11-м месте.

Россия в 2008 г. в рейтинге ВЭФ заняла 51-е место. В 2007 г. Россия находилась на 58-м месте, а в 2006 – на 59-м месте. В 2000 г. в рейтинге ВЭФ (по старой методике) Россия заняла 55-е место среди 59 стран, а в 1996 г. – 49-е место среди 49 стран [29]. Судя по рейтингу ВЭФ, конкурентоспособность России в последнее время повышается, но если судить по рейтингу IMD, она снижается. Это говорит о несовершенстве методик оценивания конкурентоспособности, хотя по обеим методикам конкурентоспособность России оценивается не высоко.

Низкая конкурентоспособность России вызвана слабой конкурентоспособностью подавляющего большинства российских предприятий из-за сильной монополизации в экономике всех регионов и страны в целом.

Для оценивания конкурентоспособности стран используются результаты измерения показателей системы национальных счетов, принятой в качестве стандартной Организацией Объединённых Наций в начале 1950-х гг. Это система макроэкономических показателей, т.е. показателей, оценивающих только состояние экономики. Поэтому в дополнение к этой системе используются и другие показатели: демографические, статистика преступлений, уровень образования, здоровье населения, объёмы различных ресурсов и пр.

Для оценивания конкурентоспособности регионов страны также имеются методики. В обзорной статье Л. Альперина [29] говорится, что в Татарстане разработаны обобщенные показатели конкурентоспособности и методы их объективной оценки не только для предприятий, но и для отраслей, и для регионов.

Качество организации определяется, прежде всего, миссией и политикой организации (их называют основной философией организации), организационной структурой (типы структур рассмотрены в [17]) и системой менеджмента. Политика организации содержит краткосрочную (ежегодную или полугодовую), среднесрочную (обычно трёхлетнюю) и долгосрочную (обычно пятилетнюю) политики. Организация должна разрабатывать такую политику удовлетворения запросов потребителей, которая будет принята всем персоналом. «Основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические ресурсы, организационная структура, нововведения» – писал Т. Уотсон [30].

Качество организации зависит от того, как в ней реализована идея федерализма. Тито Конти [7] пишет: «Небольшая фирма опасается перерасти в крупную – боится утратить гибкость, оперативность решений, индивидуальность. Крупная фирма опасается разделиться на более мелкие – боится утратить преимущества масштаба, веса, власти в отношениях внутри системы высшего уровня, в которую она входит... Речь идёт о дилемме... Федералистский подход утверждает, что такая дилемма преодолима, если... искать рациональные решения, которые позволяют найти оптимальные точки равновесия и, таким образом, сохранить максимум преимуществ мелкой системы и крупной. Ключевая теория федерализма – независимость, поделённая на многие уровни..., которая также находится в пределах возможностей фирмы».

Организационная структура организации определяет и структуру системы менеджмента организации. В основу построения системы менеджмента необходимо положить так называемый треугольник Джойнера [12], представляющий собой совокупность трёх принципов деятельности: одержимость качеством; все как одна команда; научный подход к менеджменту. Его следует понимать так: всеобщие одержимость качеством и понимание необходимости использования научного подхода являются необходимыми условиями успешной работы. Но идея федерализма требует философского осмысления принципа «все как одна команда».

В одной из переводных статей [31] высказывается мнение, что сегодня высокое качество организации определяется экономической глобализацией (капиталы должны намного превышать 2 трлн долларов), устойчивым развитием, деловым совершенством, налаживанием управления процессом перемен, этического менеджмента и менеджмента в области отношений с потребителями. Здесь речь идёт о коммерческих организациях. Что касается глобализации, то в таком утверждении следует усомниться (об этом разговор будет позднее). Однако в этой статье справедливо подчеркивается необходимость создания хорошей модели организации и ее системы менеджмента. Отмечается, что организацию можно описать с использованием 9–10 классов процессов. Приводится пример компании «Shell», где создана система менеджмента устойчивого развития (SDMF), которая обеспечивает менеджмент, отчетность и совершенствование показателей деятельности компании по трем основным направлениям – экономическому, экологическому и социальному (последнее включает вовлеченность в местную политику, отношения с профсоюзами, этику). Заметим, что у автора не вызывает сомнения необходимость профсоюзов.

Важное место в обществе занимают некоммерческие неправительственные организации: товарищества (садоводческие, товарищества собственников жилья и пр.), кооперативы, профсоюзные организации, оппозиционные политические партии, другие общественные объединения. Все вместе они образуют так называемое гражданское общество, т.е. структурированное общество, составные части которого вступают во взаимодействие друг с другом для достижения общих целей совместными усилиями: для борьбы за свои права и против произвола чиновников и бизнесменов, для выработки альтернативных предложений во всех сферах жизнедеятельности, для участия в выборах. Интегральные показатели конкурентоспособности можно вводить только для родственных некоммерческих организаций с одинаковыми уставными целями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.