Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис касается всех






 

Если у кого-то есть иллюзия, что кризис фондового рынка к реальной экономике не имеет никакого отношения, а потому можно прожить и без этого рынка, ее пора развеять. Это же относится к влиянию кризиса на жизнь простых граждан, которые не «играются в акции». Кризис чреват последствиями для всех.

Переполох, случившийся на прошлой неделе из-за обвала российского фондового рынка, а также три с лишним триллиона рублей, кинутые правительством и Центральным Банком, на погашение кризиса, у многих людей, никак не связанных с финансами, вызывает искреннее недоумение, а то и возмущение. Они считают, что незачем спасать заигравшихся спекулянтов за счет денег налогоплательщиков. Однако выяснилось, что реальная экономика связана с фондовым рынком гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. Откажись правительство от поддержки «заигравшихся спекулянтов», страна могла бы откатиться в славные времена Госплана, а то и вовсе – военного коммунизма.

За последние годы сложилось довольно много мифов о российском фондовом рынке, причем распространенных даже в среде чиновников, непосредственно ответственных за проведение финансовой и денежной политики.

Миф первый заключается в абсолютной оторванности рынка акций от того, что происходит с экономикой страны. Поддерживалось это распространенное мнение высокой корреляцией между российским и иностранными рынками. Однако подобная связь свидетельствует скорее о включенности российского фондового рынка в глобальную финансовую систему. Кроме того, поведение отечественных индексов не копирует с точностью поведение американских или, скажем, китайских фондовых индексов.

Второй миф, еще более распространенный, гласит, что, в отличие от развитых стран, российский фондовый рынок не выполняет своей основной функции – привлечения капитала в реальный сектор экономики. Средства, полученные от размещения или дополнительных эмиссий акций проще было бы привлечь, разместив облигации или взяв синдицированный кредит. Да и к населению, подавляющее большинство которого, в лучшем случае, хранит деньги на банковских депозитах, происходящее с акциями имеет мало отношения.

Практика показала, что кредиты, которые компании брали на развитие бизнеса или покупку новых активов, как правило, получались под залог их собственных акций или акций дочерних компаний. Что касается бирж, то они выполняли (и продолжают выполнять) функции рыночного оценщика предлагаемого в залог имущества – акций предприятий, приносящих многомиллиардные прибыли. Да и банки, владеющие крупными пакетами акций российских компаний охотно кредитовали друг друга под залог этих вполне ликвидных активов. Таким образом даже универсальные и розничные банки, работающие на межбанковском рынке, оказались держателями более или менее крупных пакетов акций. Привлечение капитала посредством фондового рынка вылилось в двухступенчатую схему, задействующую банки.

Обвал котировок на фондовом рынке привел к резкому обесцениванию залогов, а неисполнение несколькими банками обязательств по погашению разрыва между взятой в кредит суммой и оценкой залогового обеспечения привел к тому, что заложенные акции попали на рынок, усугубив обвал. Банки столкнулись с проблемой оценки убытков, которые понесли потенциальные контрагенты – другие банки – и просто перестали кредитовать друг друга.

Не вмешайся правительство, вся банковская система оказалась бы на грани коллапса, который грозил парализовать любую коммерческую деятельности в стране, поскольку проблемы с межбанковскими переводами, по некоторым оценкам, уже начались. Дальнейший сценарий известен: напуганное население опустошает банковские счета, забивая последний гвоздь в гроб банковской системы. Дай Центробанк в этих обстоятельствах слабину и допусти значительный рост доллара, и ажиотаж на валютном рынке было бы не остановить. Слухи о повторении дефолта и девальвации стали бы реальностью.

Реализуйся этот сценарий, и для того, чтобы погасить ситуацию, правительству пришлось бы приложить гораздо больше усилий, да и то без инфляционного скачка, более серьезного, чем тот, что ожидает нас по результатам года, не обошлось бы.

Впрочем, мнение о том, что фондовый обвал никак не скажется ни на простых гражданах, ни на реальной экономике – хороший знак. Он означает, что кризис (по крайней мере пока) удалось локализовать. Впрочем излишний оптимизм в нынешних обстоятельствах тоже неуместен. Уже сейчас банки активно сокращают кредитные потребительские и ипотечные программы. Ставки по кредитам растут, а значит, эра безудержного роста потребления, подкрепленного доступными кредитами, позади. Снижение потребительского спроса не может не вызвать замедления экономического роста, а с ним и роста реальных доходов населения.

24 сентября 2008 г. • money.newsru.com

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.