Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение чтения






Рассматривая проблему феномена зеркальных дви­жений, нельзя не затронуть вопрос о нарушениях чте­ния у левшей. В научной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия». Дислексия — это частичное расстройство процесса овладе­ния чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвую­щих в процессе овладения чтением. Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физи­ческой травмы. Дети, страдающие дислексией, имеют нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкива­ются при чтении, принимают различные формы и обус­ловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут, например, отличить ЛУГ от ГУЛ. Другие неспособны уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Они могут узнать и правильно прочесть слово СОКОЛ, но придут в замешательство при слове КОЛОС. Такие дети теряются, если их просят произнести незнакомое слово. Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти затруднения с нестабильной глазодоминантностью. У большинства людей один глаз является доминирующим. Нестабильная глазодоминантность мо­жет привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Нестабильная глазодоминантность сама по себе может быть следствием нестабильного церебраль­ного контроля, то есть такого состояния, когда ни одно из полушарий не осуществляет доминирующего контро­ля за движением глаз.

Развитию и состоянию функциональной асимметрии, изучению пространственных представлений у детей с дислексиями посвящено большое количество исследо­ваний. По данным Р. Заззо, нарушений чтения у детей со смешанной доминантой в три раза больше, чем у детей с установившимся правым или левым доминиро­ванием. Он считает, что смешанная доминанта служит препятствием к хорошей моторно-сенсорной координа­ции, к приобретению автоматизма. Другие авторы так­же отмечают большую частоту нарушений чтения у лев­шей: от 9 до 18%. Эти нарушения встречаются и у правшей, но в меньшей степени.

Некоторые изменения происходят в возрасте около десяти лет, когда меняется соотношение преобладания правого и левого полушарий.

Часто встречаются левши, не имеющие нарушений чтения. Это значит, что левшество само по себе не обус­ловливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное. Во мно­гих случаях, особенно при переучивании левши на прав­шу и при смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространствен­ных представлений, различия правого и левого. Доста­точная сформированность пространственных представле­ний является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чте­ния, по-видимому, в процессе эволюции создаются меха­низмы, компенсирующие подобную дискоординацию, у левшей-дислексиков эти системы компенсации форми­руются медленнее и позже.

Нарушение темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто являются следствием переученного левшества и не имеют прямого отношения к нарушениям чтения.

Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексиях. Дефектолог Р. И. Лалаева приводит интерес­ный случай дислексии у двух монозиготных близнецов двенадцати с половиной лет. На первом году обучения чтению у мальчиков наблюдались многочисленные по­вторяющиеся, типические и стойкие ошибки. Овладение чтением происходило очень замедленно, с большими труд­ностями. В процессе письма также наблюдались разнооб­разные ошибки: замена графически сходных букв, пере­становка букв и слогов, орфографические ошибки. По всем другим предметам, особенно по математике, знания были удовлетворительными. Моторное развитие нормаль­ное, однако наблюдалось отставание в развитии речи. Фра­зовая речь появилась лишь к трем годам. Оба мальчика были правши, у одного — легкая амбидекстрия: он пользо­вался одинаково обеими руками.

Исследования и беседы с родителями выявили следую­щее. У матери были некоторые трудности при обучении чтению и письму. При обследовании простые фразы пи-

сала без ошибок. Но более тонкие пробы выявили ошиб­ки, почти столь же многочисленные, как и у детей. Отец — левша, но переученный писать правой рукой. В детстве слегка заикался. В школьные годы у него была дислексия. У двоюродных братьев исследуемых детей по материнской линии — нарушение чтения, а у прадедуш­ки по отцовской линии — левшество и дислексия.

Таким образом, генетическое исследование позволи­ло сделать вывод о наследственном характере некото­рых факторов, обусловивших возникновение дислексии у близнецов.

Хотя нарушения чтения и имеют зачастую генетичес­кую основу, существуют некоторые методы их исправле­ния. Один из них предложен болгарским специалистом-дефектологом Мановой. Прежде всего необходимо прове­рить скорость чтения ребенка. Установив, что он не в состоянии читать гладко данное предложение, ему гово­рят: «Хочешь научиться читать быстро? Это очень легко сделать. Послушай! Научись сначала прочитывать слово про себя и тогда произнеси его вслух; причем, когда ты произносишь вслух первое слово, переводи взгляд на сле­дующее и читай его про себя, так что, когда ты произне­сешь первое слово, ты уже будешь готов произнести вто­рое и так далее. Попробуй сделать это!» При неудачной попытке ребенку еще раз нужно объяснить, как посту­пать, пока он не научится это делать.

Такой метод широко применяется при реабилитации детей, страдающих дислексией, и он дает очень хорошие результаты, особенно у детей более старшего возраста — во втором и третьем классах.

ЕЩЕ РАЗ О ПЕРЕУЧИВАНИИ

Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насиль­ственном переучивании левшей.

До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. И особенно старательно пы­тались это делать воспитатели детского сада и учителя в школе. Не препятствовали этому и врачи. Между тем, как мы уже знаем, леворукость является отраже­нием сложившейся системы работы полушарий голов­ного мозга и потому принудительное изменение ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка — значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психичес­кое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.

В процессе насильственного переучивания отмечают­ся серьезные перемены в состоянии ребенка: он стано­вится вспыльчивым, капризным, раздражительным, бес­покойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротичес­кие* реакции: нервные тики, энурез*, заикание. Соглас­но медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша.

Все эти данные подтверждаются многочисленными примерами из практики.

Рудольф, ученик третьего класса, поступил в школу в семь лет. С первого класса мальчик начал писать правой рукой. Появились трудности в письме: не видел

строки, буквы выписывал с большим трудом, сильно ис­казился почерк.

Во втором классе родители проконсультировались у специалиста. В результате обследования была выявлена леворукость, и родители начали переучивать ребенка пи­сать левой рукой. Снова возникли серьезные трудности в письме, и к третьему классу было решено переучивание прекратить. В настоящее время ребенок продолжает пи­сать правой рукой. Для сравнения ниже приводятся об­разцы письма переученного левшы и ребенка-правши (рис. 8, 9).

Мама шестилетнего М. по просьбе сына начала учить его писать правой рукой. Ему хотелось писать «как все». Но при выполнении заданий правая рука быстро устава­ла, начинала дрожать. Ребенок стал раздражительным,

 



 

 

плохо спал, часто капризничал. У мальчика исчезло же­лание учиться, письмо в тетради сопровождалось слеза­ми. Переучивание пришлось отложить.

Учительница по просьбе родителей стала учить пер­воклассника П. писать правой рукой (до школы ребе­нок все делал левой рукой). Учительница заметила, что ребенок стал отставать в выполнении письменных ра­бот, проявлял желание писать левой рукой, часто раз­дражался и плакал, пугался, когда его называли по имени. Видя вредное влияние переучивания, учительница прекратила его.

При переучивании леворукого ребенка бывают слу­чаи, когда уже в процессе обучения письму приходится менять рабочую руку, а значит, учиться писать практи­чески заново.

Дима, ученик второго класса, поступил в школу в шесть с половиной лет. Мальчик был очень беспокойный, раздра­жительный, плаксивый, плохо спал ночью, работоспособ­ность у него была низкая, на уроке постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться. Писал, рисовал, работал ножницами левой рукой. В течение длительного времени родители переучивали его работать правой рукой.

С первых месяцев обучения в первом классе прояви­лись большие трудности при овладении навыками пись­ма. В конце первого класса он не усвоил правописание многих букв, отмечалось искажение почерка, выражен­ный тремор*, очень медленный темп письма. По другим предметам успеваемость была удовлетворительной. Во втором классе трудности в письме приняли более выраженный характер, появились замены букв, пропуски, искажения смысла слов, фраз.

В практике есть примеры, когда переучивание при­водило ребенка к писчему спазму*, то есть налицо было выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы (невроз). Такое состояние уже не поддается медико-педагогической коррекции и тре­бует серьезного и длительного лечения.

Леворукие дети, переученные родителями или в дет­ском саду (школе) на письмо правой рукой, став взрос­лыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой, а рисуют или подчеркивают левой рукой.

Клинический опыт свидетельствует о том, что переученный левша, насильно приспособившийся к неудоб­ному для него правому типу двигательного поведения, охраняет все отличающие его от правши особенности в сенсорной сфере и целостной нервно-психической деятельности.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возра­ста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями. Согласно последним науч­ным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев и приблизительно до семи-восьмимесячного возраста отмечается разная ча­стота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение од­ной из рук, а к пяти годам устанавливается окончатель­ное доминирование правой или левой руки.

Могут ли родители сами достаточно точно опреде­лить леворукость? Да, могут. Для установления право-леворукости существует множество тестов. Доктором медицинских наук А. П. Чуприковым разработан специ­альный опросник (табл. 2). Сумма баллов от —9 до -20 дает основание предположить леворукость, от -8 до +8 — двурукость (амбидекстрию), а от +9 до +20 — праворукость. Вопросы эти следует дополнять просьбой непри­нужденно, в достаточно быстром темпе демонстрировать то или иное действие.


Та 6лица 2

  № Вопросы Ответы и их оценка в баллах
правой рукой любой левой рукой
чаще только   чаще только
+1 +2   -1 -2
  Какой рукой ребенок рисует?          
  Какой рукой бросает камень, мяч?          
  Какой рукой режет ножницами?          
4 Какой рукой бьет молотком?          
  Какой рукой держит зубную щетку?          
  Какой рукой расчесывает волосы?          
  Какой рукой стирает ластиком?          
  В какой руке держит ложку?          
  Какой рукой раздает карты при игре в лото?          
  Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?          
Итого сумма баллов  

При определении леворукости или двурукости следует провести дополнительное тестирование. При этом следует соблюдать следующее правило: каждое задание предла­гать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внима­ние на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

1. Открывание коробочки.

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из-под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает ак­тивные действия (открывает, закрывает).

2. Колодец.

Ребенку предлагается из нескольких палочек (спи-1ек) построить колодец (рис. 10).

Активные действия выполняет ведущая рука.

 

3. Вращательные движения.

Ребенку предлагается от­крыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.

4. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура

5. Протирание тряпкой доски.

Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску (стол, шкаф и т. п.). Если он трет левой рукой, то его просят поймать брошенную ему тряпку и бросить ее в корзину, находящуюся в четырех-пяти шагах от него; леворукие все эти действия выполнят левой рукой.

6. Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1. Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обе­их рук» (рис. 11).

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху все­гда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Попросите изменить положение переплетенных паль­цев на противоположное. Такая операция потребует не­которой подготовки (обдумывания) и вызовет ощущение неудобства.

2. Скрещивание рук, или «поза Наполеона» (рис. 12).

Ведущей считается та ру­ка, кисть которой первой на­правляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности.

Если правше или левше предложить выполнить про- бу в противоположной последовательности, то это вызо­вет затруднение, ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.

3. Аплодирование.

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные дви­жения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

4. Тест на заводку часов.

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируе­мые движения, с помощью которых производится завод­ка часов; неведущая рука фиксирует часы.

5. Проведение вертикальных линий.

Детям старше одиннадцати лет предлагается провес­ти вертикальные линии на расстоянии 1-1, 5 см друг от друга сначала правой, а затем левой руками. Число ли­ний, проведенных правой рукой, у правшей на 29% боль­ше, чем проведенных левой. Леворукие, соответственно, больше линий проводят левой рукой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

Для изучения асимметрии слуха можно воспользо­ваться простыми, общедоступными приемами и методи­ками, не требующими использования специальных при­способлений.

1. Тест «Шепот».

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепо­том. При равенстве остроты слуха испытуемый подстав­ляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

2. Тест «Тиканье часов».

Испытуемому предлагается оценить громкость тика­ния часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тикание разными ушами.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

1. Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закры­вается обычно неведущий глаз.

2. Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Рассматривание делается обычно ведущим глазом.

3. Проба Розенбаха.

Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его двумя глазами на определен­ной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закры­тии которого карандаш смещается в сторону.

Другой вариант: в темной комнате испытуемого про­сят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вы­тянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользо­ваться при определении ведущего глаза у детей дош­кольного возраста.

4. Тест «Карта с дырой».

В листе плотной бумаги размером 5 х 10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа этот лист на рас­стоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отвер-

стие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закры­вании ведущего глаза предмет смещается.

5. Тест на выявление особенностей мышц неведущего глаза.

Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый при­ближает палец к переносице до 2-3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колеба­тельные движения.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты: подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула, шаг вперед и шаг назад. Нога, выполняющая дви­жение первой, считается ведущей.

1. Закидывание ноги на ногу.

Считается, что сверху часто оказывается функцио­нально преобладающая нога.

2. Тест «Скакалка».

Испытуемому предлагается сделать несколько скач­ков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.

3. Тесты с мячом.

Эти тесты направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и про­граммировании усилий для их осуществления. В одном из тестов испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног. В другом тесте испы­туемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.

4. Измерение длины шага.

Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину пяти или десяти шагов каждой ноги и вычислить среднеариф­метическую величину для каждой ноги.

5. Тест «Движения письма».

Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написании букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину и в положении стоя, вытянув ногу и отводя

ее вперед, назад или наружу. «Пишет» точнее и легче ведущая нога.

В современной психологии употребляется термин «ин­дивидуальный профиль латеральности* организации (ПЛО) функций», который обозначает определенное со­четание сенсорной и моторной асимметрии человека. Но только совокупность всех вместе взятых асимметрий, определяемых с помощью вышеприведенных тестов, бо­лее точно отражает состояние межполушарных асиммет­рий и межполушарного взаимодействия.

Для более достоверного определения ПЛО (а тем са­мым и выявления возможного левшества) разработана следующая методика, которая включает три группы тес­тов: мануальные, слухо-речевые и зрительные.

Для выявления степени асимметрии в разных систе­мах применяется и специально разработанная методика балльной оценки.

В моторной системе используется 2-балльная шкала. Если при переплетении пальцев сверху находится боль­шой палец правой руки — 1 балл, левой руки — 0; если при скрещивании рук на груди вверху находится локоть правой руки — 1 балл, левой — 0; если при аплодировании сверху находится правая рука — 1 балл, левая — 0. Если при проведении вертикальных линий выявлена пра­восторонняя асимметрия — 2 балла, левосторонняя — 0, асимметрия отсутствует — 1 балл.

В слухо-речевой системе для оценки степени асиммет­рии используется 4-балльная шкала: при правосторонней асимметрии в обоих тестах — 4 балла, при амбидекстрии — 2 балла, при левосторонней асимметрии — 0.

В зрительной системе используется 2-балльная шка­ла: если оба теста выявляют доминирование правого глаза — 2 балла; если при одном тестировании веду­щим был правый, а при другом левый — 1 балл; если в обоих тестах отмечается доминирование левого глаза — 0 баллов.

Согласно данной системе, максимальное количество баллов может равняться 11 («чистые правши»), мини­мальное — 0 баллов («чистые левши»).

По соотношению всех трех видов асимметрии (по схе­ме «рука-ухо-глаз») могут быть выделены следующие

восемь профилей, где П —преобладание правой функ­ции, Л — левой, А — равенство функций: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП.

Первые четыре профиля характеризуют различные виды праворукости, последние четыре — леворукости. Однако данная схема не учитывает равное функциониро­вание обеих рук. Ниже в таблице 3 представлены двад­цать семь вариантов индивидуальных профилей.

Таким образом, данные изучения индивидуальных профилей асимметрии побуждают думать о необходимо­сти дифференцированного подхода к каждому ребенку и учета показателей функциональных асимметрий. В свя­зи с этим приведу некоторые данные результатов раз­личных наблюдений, которые желательно знать и ис­пользовать в своей практической деятельности учителям и воспитателям.

1. Установлено, что наименее успешно пространствен­ные задания выполняют испытуемые со смешанным ти­пом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально про­дуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преоб­ладания правого уха.

2. У семи-восьмилетних мальчиков, по сравнению с девочками, несколько лучше запоминание слов происходит

Таблица 3

Варианты ПЛО Характеристика типа
ППП «чистые» правши
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛ ПЛП ПЛЛ праворукие
AAA АПП АПА ААП АПЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ амбидекстры
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛА ЛАЛ ЛАА лекорукие
ЛЛЛ «чистые» левши

 

в тех случаях, когда они воспринимают их правым ухом. У девочек того же возраста слова запоминаются лучше при прослушивании их левым ухом.

3. Специалисты по технической подготовке юных спортсменов установили, что в возрасте девяти-одиннадцати, пятнадцати и семнадцати лет лучше и быстрее усваиваются навыки ведущей стороны тела, а в возрасте двенадцати с половиной, тринадцати с половиной, пят­надцати с половиной и шестнадцати с половиной лет — неведущей.

4. В шесть-семь лет дети с низкой степенью правору-кости часто используют интровертированное положение карандаша при рисовании.

5. Установлено, что лица с левосторонним «профи­лем латеральности» обнаруживают низкий уровень про­извольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый режим работы.

Так, зная и учитывая профиль асимметрии каждого ребенка, и прежде всего ребенка-левши, обучение его лю­бому виду деятельности может стать более эффективным.

РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛЕВШИ

Одним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений, которые совершенствуют функции централь­ной нервной системы. Но, говоря о развитии движений, в этой работе прежде всего имеется в виду развитие дви­жений рук у ребенка.

В многочисленных исследованиях накоплено доста­точно данных о последовательности и времени возникно­вения различных движений рук.

До начала второго месяца жизни ребенок все время держит пальцы сжатыми в кулачки, и если кто-нибудь из взрослых вкладывает ему в руку палец, он еще силь­нее сжимает кулачок (так называемый «рефлекс схва­тывания»).

Медленно, в течение всего второго месяца пальцы ребенка понемногу разгибаются, и в начале третьего месяца они уже разогнуты. Если ребенку вкладывают в ручку какой-нибудь предмет, он его схватывает и креп­ко держит, рассматривая несколько минут. Он начина­ет координировать зрение с тактильным чувством (ощу­щением).

На четвертом месяце жизни ребенка начинают силь­но занимать кисти его рук. Он ими почти все время двигает, в особенности, если поблизости имеется какой-либо предмет, который он хотел бы взять в руки. Про­тягивая к находящейся сбоку игрушке обе руки, ребе­нок сначала касается ее и захватывает одной рукой. Неподкрепляемое движение другой руки постепенно

затормаживается, и она все слабее участвует в захваты­вании предмета, а затем и вовсе не включается. Ребенок научается пользоваться только одной, в дальнейшем ве­дущей рукой. Таким образом начинается процесс отдиф­ференцирования движений одной руки от другой.

На девятом месяце дети уже умеют двигать большим пальцем. Ребенку удается схватывать предметы и дер­жать их между большим и другими пальцами. Он дотра­гивается до предметов указательным пальцем, а в ско­ром времени сможет этим пальцем указывать на что-нибудь.

Способность пользоваться каждым пальцем в отдель­ности и координировать их представляет собой большое достижение по сравнению с тем периодом, когда ребенок бесцельно двигал сжатыми кулачками.

На десятом месяце жизни появляется умение проти­вопоставлять большой палец указательному. Эта способ­ность является одним из самых значительных завоева­ний человека, позволяющим пользоваться руками как при обращении с предметами, так и для письма. От шестого месяца, когда движения рук ребенка были еще неловкими, и до десятого месяца, когда ребенку удается при помощи ловкого движения взять мелкий предмет большим и указательным пальцами, произошел колос­сальный процесс с точки зрения нервной координации.

К восемнадцатому месяцу ребенок может перелисты­вать две-три страницы в книге и уже пытается сам есть ложкой.

В два с половиной года расстегивает пуговицы и сам раздевается. При рисовании держит карандаш, как взрослый.

В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень инте­ресное обстоятельство — существование тесной взаимо­связи между координацией тонких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На­блюдая детей в возрасте десяти-двенадцати месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Движения пальцев рук в процессе развития человече­ства оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жес­ты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкри­ками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совер­шенствовались, из поколения в поколение человек выпол­нял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Ког­да движения пальцев рук достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие дви­жений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга человека (рис. 13), то бросается в глаза, что двига­тельная речевая область, ответственная за управление органами речи, расположена совсем рядом с двигатель­ной областью, ответственной за управление органами дви­жения. Она является, собственно, ее составной частью.

Проведя многочисленные исследования, специалис­ты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» — и показать, как это надо сделать).

Рис. 13

Карта речевых зон У. Пенфилда

Серым показаны речевые зоны: А — передняя (Брока), Б — задняя (Вернике), В —добавочная. Цифрами

обозначены: 1 — передняя центральная извилина (область двигательных проекций), 2 — задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говоря­щие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это — неговоря­щие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Результаты наблюдений показывают, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Тренировать пальцы рук можно уже с шести-семимесячного возраста. Простейший метод — массаж: погла­живание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упраж­нения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности и сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук прово­дить две-три минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полуша­риях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи в случае поражения левого полушария.

С десятимесячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие.

Очень полезны для тренировки пальцев различные игры. Всем хорошо известна с детства замечательная на­родная игра «Сорока-белобока». Еще раз можно убедить­ся, как уникален опыт наших предков. Задолго до от­крытия учеными взаимосвязи руки и речи они придума­ли и передавали из поколения в поколение уникальные и невероятно простые упражнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.