Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры, развивающие волевую регуляцию






 

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

 

Цель: научить детей контролировать свои действия.

 

Ход игры:

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут? ”, “Что вы любите делать? ”, “Чего не любите? ”, “Какие вы? ”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

“Говори! ” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

 

Ход игры:

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори! ” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года? ”

(Педагог делает паузу) “Говори! ”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? ”... “Говори! ”; “Какой сегодня день недели? ”... “Говори! ”; “Сколько будет два плюс три? ” и т. д.”

 

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

" Молчу - шепчу - кричу" (Т.Ломтева)

 

Данная игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать, таким образом формируется способность регулировать свою речь. Кроме того, данная игра позволяет хорошо снять двигательное напряжение, возникающее когда гиперактивного ребенка в течение какого-то отрезка времени заставляют заниматься «сидячей» спокойной работой (делать уроки, слушать сказку и т.п.).

 

Ход игры:

Заранее договоритесь о знаках, повинуясь которым, ребенок будет повышать-понижать голос, молчать, двигаться быстрее или медленнее. Например, когда вы прикладываете палец к губам - ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Игру лучше заканчивать на этапе " молчу" или " шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

 

“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

 

Цель: развитие слухового восприятия.

 

Ход игры:

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

 

 

" Говори по сигналу" (Т.Ломтева)

 

Кроме развития навыков произвольной регуляции, данная игра позволяет положительно влиять на самооценку ребенка, закреплять знания, полученные ребенком в школе, установить более тесный психологический контакт с ребенком, узнать, что его волнует.

Ход игры: Игра напоминает собой обычный разговор: вы задаете ребенку всевозможные вопросы, однако он может отвечать на них, только если вы сделаете определенный условный сигнал (моргнете правым глазом, почешете затылок и т.п.). Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Круг вопросов, которые вы задаете, может быть самым разным – начиная от расспросов о его желаниях и мечтах, заканчивая стихотворением, которое им задали на дом выучить наизусть. Расспросив ребенка, дайте и ему возможность позадавать вам вопросы – в игровой форме это легче сделать и возможно он задаст вам такие вопросы, какие не решился бы задать просто так, но которые мучают его или просто вызывают любопытство. Отвечая на его вопросы со своей стороны будьте честны, кратки, просты в изложении ответов, а также внимательно следите за условными движениями – возможно ответы на какие-то вопросы ребенок не захочет услышать, просто примите их к сведению.

 

" Коршун" (Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов)

 

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

 

Ход игры: Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - " цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем " курочка" с " цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: " Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в " курятник". После этого воспитатель выбирает другую " курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из " курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать " цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - " цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем " курочка" с " цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: " Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в " курятник". После этого воспитатель выбирает другую " курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из " курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать " цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

Можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

 

" Час тишины" и " час можно" (Т.Ломтева)

 

Помогает ребенку сбросить напряжение и дает взрослому инструмент для управления поведением гиперактивного ребенка.

Ход игры: Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет " час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит " час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Данные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от " часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

 

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

 

Ход игры:

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

 

 

“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

 

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

 

Ход игры:

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

 

1 хлопок — здороваемся за руку;

 

2 хлопка — здороваемся плечиками;

 

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

 

" Замри" (Т.Ломтева)

 

Цель этой игры – развитие внимания, а также выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.

 

Ход игры: Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

 

“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

 

Ход игры:

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

 

 

“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

 

Ход игры:

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

 

 

“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

 

Ход игры:

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

 

 

" Царевна Несмеяна"

 

Развивает умение произвольно сосредотачивать свое внимание на выполняемом действии.

Ход игры:

Прежде чем начать играть вспомните с детьми Царевну-Несмеяну из мультика. Развеселить ее было практически невозможно, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Попросите одного ребенка изображать Царевну-Несмеяну – плакать можно не плакать, но смеяться запрещено категорически (иначе какая же это Несмеяна?). Другие дети и взрослые, играющие в эту игру, должны изображать обеспокоенного царя-отца, а также женихов, которые изо всех сил стараются рассмешить капризную царевну. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами.

Для «женихов» лучше устанавливать некоторые ограничения: (они не имеют права дотрагиваться до царевны), Несмеяна же со своей стороны не не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши.

 

 

“Король сказал...” (Известная детская игра)

 

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

 

Ход игры:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.