Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации, касающиеся организации среды и окружающей обстановки в семье






Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную " территорию"). Ребенок должен понимать, что его территория суверенна и священна, со всеми вытекающими отсюда последствиями – например, можно потребовать от него, чтобы он сам поддерживал чистоту и порядок «на своей территории».

Ребенку с СДВГ очень трудно заниматься делами, требующими долгой умственной концентрации, его все отвлекает, он легко возбуждается. Поэтому логично оформить его комнату в спокойных, теплых тонах, избегать ярких, аляпистых рисунков и украшений, на рабочем столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало, поэтому родители должны предусмотреть и удалить из его комнаты все, что будет способствовать рассеянию внимания.

Любой человек, а ребенок в особенности, чувствует себя более уверенно и спокойно в том случае, когда он заранее знает, какие дела ему предстоят на сегодня, к каким неприятным, нелюбимым моментам нужно готовится заранее, а какие приятные развлечения или занятия можно предвкушать. Поэтому выработка и с одной стороны упорное, с другой – гибкое, следование распорядку дня благотворно скажется на эмоциональном состоянии ребенка. Если ваш ребенок уже достаточно взрослый, то вы можете вместе с ним обсудить его распорядок, сочетая то, что ему нравится с теми делами, которые не слишком любимы, но выполнение которых необходимо. Если ребенок еще недостаточно взрослый для подобного сотрудничества, то тогда вашей задачей является наиболее оптимальное распределение по времени всех дел и процедур, которые необходимо выполнить с ребенком в течение дня. Например, неразумно делать гимнастику или играть в шумные подвижные игры перед сном, но наоборот, перед отдыхом хорошо почитать с ребенком книжку, позаниматься рисованием, поиграть в спокойные игры под негромкую спокойную музыку – это поможет снять нервное напряжение, немного притупить острые впечатления после прогулки или занятия в плавательном бассейне.

Доктор Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» дает очень разумный и простой совет, который почему-то редко приходит нам в голову. Он советует относиться к ребенку как к полноправному члену семьи и уделять ему столько же внимания, сколько и остальным членам семьи. Конечно, в буквальном смысле тратить на ребенка столько же времени, сколько и на общение с другими членами семьи мы не сможем – он еще очень мал и требует дополнительной опеки и заботы. Однако ребенок должен понимать, что он не единственный член семьи, есть еще и мама, и папа, и братья-сестры, бабушки-дедушки, которые тоже требуют внимания и у которых есть еще и своя жизнь, они существуют вовсе не для того, чтобы удовлетворять малейшую прихоть малыша. Кроме того, ребенок должен знать, что в семье у всех есть свои обязанности, поэтому нужно определить для ребенка круг его обязанностей, и требовать от него их исполнения (выполнение домашних обязанностей должно быть обязательным, но все же не забывайте, что все-таки это ребенок, что он может просто о чем-то позабыть или слишком переутомиться). Как бы он ни выполнял их – обязательно хвалите, если он старается, поощряйте даже самый маленький успех и достижение. Ребенок должен понимать, что делать что-то полезное для всех – это интересно и приятно.

Когда вы даете ребенку какое-то задание или просите что-то сделать, помните, что основная его проблема – это проблема с концентрацией внимания. Ему трудно думать сразу о нескольких вещах, любой предмет или деятельность полностью заполняет весь резерв его возможности концентрироваться на чем-то. Поэтому старайтесь давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, дожидайтесь, пока он его завершит, прежде чем дать следующее.

Если задание слишком сложное – разделите его на части, предусмотрев перерыв между их выполнениями. Например, вряд ли ребенок сможет хорошо выполнить вашу просьбу «Убери комнату» - такая формулировка слишком абстрактна для ребенка с проблемами внимания и концентрации, она дает слишком много возможности, чтобы отвлечься. Ребенок может начать убирать игрушки, уберет три штуки в коробку, потом заметит, что постель не заправлена и сбросит одеяло на пол, чтобы поправить простынь, а затем застелить одеяло, но по дороге может заметить, что цветы на окне засыхают (или ему покажется, что они засыхают) и он побежит на кухню за лейкой, на обратном пути обязательно споткнется о валявшееся на полу одеяло, выльет на него всю воду из лейки, перевернет ящик с игрушками, стукнется, расстроится, начнет плакать, а прибежавшая на плач мама вместо того, чтобы похвалить его за рвение, еще и отругает за устроенный беспорядок.

Поэтому сложную задачу нужно представлять в виде простых односложных действий: «Убери игрушки в ящик», затем, только после того, как игрушки убраны и мороженное съедено, можно ставить следующую конкретную задачу: «Сходи на кухню, принеси лейку и полей цветы» и так далее.

Устные инструкции можно подкреплять зрительной стимуляцией. Например, чтобы не делать постоянно замечания «Тише, спокойнее, не носись, не шуми» и т.п., можно разработать систему цветовых или знаковых сигналов: красный цвет – слишком много шума и суеты, остановись, зеленый свет – пора немного отдохнуть, собираемся на прогулку или читаем книжку и т.д. Можно использовать знаки и обозначения, используемые в компьютере или телевизоре – зачеркнутый рупор – тишина, все замолкаем и т.д. Можно просто использовать картинки для напоминания о ежедневных, возможно не слишком любимых делах – раскрытая книжка – делаем уроки, изображение зубной щетки – чистим зубы и ложимся спать. Придумать можно все, что угодно – было бы желание и немного фантазии.

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

 

Третья группа рекомендаций касается взаимодействия ребенка с близким взрослым, развития способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

Работа по социализации ребенка, обучение его навыкам общения с окружающим миром должна осуществляться в два этапа.

Первый этап – это этап выработки следующих навыков «я слушаю – я слышу – я выполняю». На данном этапе работа с ребенком должна строится индивидуально. Здесь очень важно научить ребенка не только слушать то, что говорит ему взрослый, но и выполнять его просьбы, инструкции. Для того, чтобы данный этап прошел успешно вам нужно научиться формулировать свои просьбы простым, понятным языком, произносить их спокойным ровным тоном, достаточно громко, но не крича. Вы можете в тактичной или лучше – игровой форме просить ребенка повторить за вами вашу просьбу (как минимум можно сказать «что-то я сам не понял, о чем тебя попросил, ты не мог бы повторить мою просьбу»), вместе с ребенком формулировать правила поведения во время выполнения различных видов деятельности (например «Сейчас мы будет обедать. Как мы должны вести себя во время обеда? Ровно сидеть на стуле, не вертеться, до конца доедать одно блюдо и потом переходить к следующему. Не размазывать еду по столу. Не кидать ее под стол собаке» и т.п.).

Хорошо бы на этом этапе выработать систему поощрений (строго говоря, это должна быть система поощрений и наказаний, но если вы можете обойтись без последних, то это тоже неплохо). Наказанием может служить лишение какого-то поощрения, ограничение времени просмотра мультфильмов, выполнение дополнительной домашней работы (например, если весь обед каким-то загадочным образом оказался на полу, то логично будет после обеда дружно вымыть пол). Никогда не следует наказывать едой, сном и прогулками. В крайнем случае – можно лишить десерта, увеличив незаметно порцию основной еды так, чтобы ребенок наелся и без сладкого. Не следует, подобно некоторым воспитателям в садике в виде наказания держать ребенка в постели – гиперактивный ребенок подобен паровому котлу – он постоянно вырабатывает энергию и если лишить его возожности ее расходовать – взрыв неизбежен.

Следующий этап социализации гиперактивного ребенка – это постепенное его вовлечение в групповые виды деятельности. На данном этапе необходимо действовать очень неторопливо и осторожно помня, что гиперактивный ребенок очень быстро устает и возбуждается и при этом он перестает контролировать свои эмоции и поступки и может действовать очень жестко, нанеся вред детям, с которыми играет (может ударить камнем или сильно толкнуть и т.п.). Учиться взаимодействовать со сверстниками всегда следует под присмотром взрослого, лучше всего во время игры. Вначале это может быть какая-нибудь активная игра, не предполагающая тесного контакта (например, «Выше ноги» или «Догонялки»). Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях.

Для нормального построения взаимоотношений с окружающим миром и особенно – близкими людьми, то есть с людьми, с которыми ребенку приходится жить и контактировать постоянно, самое главное учитывать следующие правила:

1. ребенок, страдающий СДВГ не должен перевозбуждаться и переутомляться, так как утомляясь он теряет возможность контролировать свои действия и эмоции

2. поскольку двигательная активность – неотъемлемая часть сущности ребенка, неразумно ограничивать ее – это создаст лишнее эмоциональное напряжение, что, неизбежно выльется в неадекватную и неуправляемую реакцию ребенка. Поэтому необходимо находить пути «мирного» использования данной особенности ребенка.

Выполнение первого правила влечет за собой некоторые ограничения, которые накладываются на жизнь семьи и на жизнь ребенка.

Во-первых, не стоит ребенка, страдающего СДВГ, водить в многолюдные шумные места. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие. Ребенку трудно владеть собой, когда вокруг столько отвлекающих и возбуждающих факторов. Даже если вы решили постепенно приучать вашего ребенка правильно себя вести в общественном месте, проконсультируйтесь прежде с вашим лечащим врачом и начинайте ваши «тренировки» посещением многолюдных мест в то время, когда там наблюдается наименьшее скопление народа (например, сходите в ближайший супермаркет в будний день в первой половине дня, либо в выходные достаточно рано, когда люди еще только просыпаются).

Во-вторых, обращайте внимание на то с кем играет и «водится» ваш ребенок и как на него влияют его друзья. Старайтесь во время игр ограничивать ребенка одним партнером - приглашайте в гости его друзей по-очереди, по возможности старайтесь, чтобы ребенок встречался с друзьями «на вашей территории» - тогда вы сможете держать ситуацию под контролем и в случае необходимости вовремя вмешаться. Попытайтесь избегать беспокойных, шумных приятелей, однако, старайтесь быть очень деликатными, избегайте простого авторитаризма, у ребенка не должно создаваться впечатление, что вы его постоянно контролируете и подавляете своей волей. Дети, страдающие СДВГ, склонны к асоциальным проявлением своей индивидуальности и чрезмерный и плохо скрываемый контроль и опека со стороны родителей могут стать причиной того, что ребенок, в порыве противоречия, свяжется с неподходящей компанией и будет упорствовать в своем желании сделать по-своему.

В-третьих, организуя рабочий день ребенка, планируя какие-либо мероприятия, обязательно предусматривайте время для отдыха и расслабления. Дети, страдающие СДВГ, быстро утомляются и, утомляясь, теряют способность контролировать свои действия и эмоции. Поэтому старайтесь не допускать чрезмерного утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

В-четвертых, оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического – давать возможность расходовать избыточную энергию на «мирные» цели. Детям, страдающим СДВГ показаны такие физические нагрузки, как ежедневная гимнастика, долгие прогулки на свежем воздухе, активные игры на свежем воздухе (более подробно об играх и активном времяпровождении можно прочитать в разделе «Игры»), плавание, бег, спортивные занятия под обязательным присмотром квалифицированного тренера и после консультации с лечащим врачом.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме, того большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Не забывайте, что обычная прогулка с ребенком, активная игра, в которой принимали участие и вы и гуляющие по соседству дети, гораздо полезнее и может заменить многочасовые тренировки под руководством самого дорого оплачиваемого тренера. Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Ранее мы уже говорили о том, что СДВГ это не болезнь в ее обычном понимании, это, скорее, крайний вариант нормы, однако, строя свои взаимоотношения с ребенком, не забывайте, что он во многом отличается от других детей. При общении с ним всегда нужно помнить, что многое он делает не со злым умыслом, а просто потому, что не может иначе.

Поэтому – в-пятых – всегда будьте снисходительны к вашему ребенку, учитывайте его особенности, старайтесь в спорных случаях любую ситуацию трактовать в пользу ребенка, давайте ему понять, что вы – всегда на его стороне, что ваша любовь не зависит ни от каких его успехов, либо, наоборот, - неудач, что вы любите его не за то, что он что-то делает или не делает, а просто так, просто потому, что он – ваше дитя. Любому ребенку всегда необходимо быть уверенным в безусловной любви родителей, а склонному к самоуничижению, эмоционально нестабильному, легко возбудимому, зачастую неуклюжему и осознающему свою неуклюжесть ребенку, страдающему СДВГ, это просто жизненно необходимо. Необходимо для того, чтобы чувсвтвовать, что у него всегда есть незыблемый и надежный тыл и таким образом давать ему силы преодолевать самого себя, свои недостатки, свою неуверенность, давать ему силы идти своим путем, пусть даже этот путь отличается от пути большинства. В конце концов кто может доказать, что путь большинства – это всегда правильный и наиболее интересный и предпочтительный путь?...

В-шестых, никогда не забывайте о том, что вы готовите ребенка к жизни в обществе, хотите воспитать его человеком, способным найти, отвоевать и защитить свое место в жизни. Для этого вы должны, прежде всего, научить его управлять собой и своими эмоциями – излишняя эмоциональность и порывистость – главные враги вашего ребенка. Контролировать свои эмоции, вовремя и безопасно избавляться от негативных эмоций ему помогут так называемые «агрессивные» игры. Нужно объяснить ему, что невозможно никогда не испытывать негативных эмоций, не злиться, не обижаться, нужно только научиться правильно справляться со своим гневом, вовремя «обезвреживать» его, не давать ему захлестнуть разум. Для этого нужно выработать некоторые непреложные табу: нельзя бить по живым существам (людям, растениям, животным). Можно бить, например, палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами (подушку, одеяло, пустое ведро). Научите его правильно избавляться от своих отрицательных эмоций (кстати, обучая данной науке вашего малыша, возможно, вы и сами научитесь кое-чему полезному).

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. Поэтому, принимая какое-то важное для вас решение, всегда думайте «А как это отразится на нашем ребенке?»

В-седьмых, приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним (" Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

В-восьмых, научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним " рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

И, самое главное, и в-первых, и в-третьих, и в-двадцатых… - не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. А еще лучше – не только говорить, но и доказывать это на деле. Однако, говорить – это тоже абсолютно необходимо. Ребенок может быть безусловно уверен в вашей любви только тогда, когда он слышит от вас словесное ее подтверждение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.