Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила правильности норм






Число нравственных норм, принципов[368] неопределённо. Система нравственных норм, принципов предстаёт открытой, но возможна их классификация. Так, нравственные нормы можно подразделить на требования и позволения. В свою очередь, требования подразделяются на обязанности и обязательства. Позволения также можно подразделить на адиафорные и сверхдолжные позволения.

Требования отличаются тем, что имеют строго обязательный, категорический характер. В то время как позволения носят желательный, ассерторический характер. Отличительной чертой требования является также то, что его отрицание невозможно, - нарушение требования выводит субъекта за сферу добра в сферу зла. Требования могут предстать как всеобщиеестественные») и простые обязанности. Всеобщие обязанности должны выполняться всеми. Примером всеобщих обязанностей являются так называемые «общечеловеческие» нормы нравственности, типа «Не убий!», «Не укради!», «Почитай отца и мать!». Всеобщие обязанности отличаются среди нравственных норм наибольшей категоричностью. Естественными обязанностями предстают обязанности следовать совести, чувству долга и т.п.

Схема структуры нравственных норм [369]

требования
нормы

 

 

 
 
позволения


сверхдолжные
адиафорные
обязательства
обязанности

 
 

 

 


Всеобщие обязанности связаны, прежде всего, с фундаментальными моральными ценностями, а также с базисными и являются формой их осознания, оценки. Простые обязанности отражают системные моральные ценности. Они представляют собой обыденные нормы поведения и являются наиболее массовыми, историческими, относительными.

Обязательства как требования являются нормой только для определённых субъектов. Императивность данных норм детерминируется условиями их применения, т.е. обязательства выполняются при определённых условиях. Такими обязательствами предстают, например, нормы любой «профессиональной» этики или нормы «профессиональных кодексов», которые связаны со спецификой деятельности или социального положения индивида. Обязательства отражают предметные ценности, характерные для тех или иных видов предметной деятельности, для тех или иных социальных статусов. Среди нравственных норм обязательства отличаются наибольшей гипотетичностью, условностью.

Позволения носят возможный, желательный характер. Среди них выделяются те, которые выходят за пределы «усреднённого долга» или сверхдолжные. Такими, например, являются принципы самопожертвования, «любви к врагам», безбрачия, абстиненства и т.п. Данные «сверхдолжные» нормы предстают как идеал для человека, их исполнение есть несомненное добро, невыполнение не является ни злом, ни грехом; и этим они отличаются от адиафорных позволений. Об адиафорах речь уже шла выше. Здесь же отметим, что адиафорные позволения регулируют лишь безразличные для греха действия, но не для добра и зла. Невыполнение адиафорных норм не предстаёт грехом, но всё же является злом.

Сверхдолжные позволения, как и всеобщие обязанности, очень существенны для нравственного бытия человека, ибо через них раскрывается сущность и реальная возможность духовного совершенствования личности, перспективы развития нравственного миропорядка.

В качестве примера, иллюстрирующего применение понятия «сверхдолжного», укажем на этику св. Феофана Затворника. Сверхдолжные нормы в нравственности св. Феофан Затворник обозначил как «советы». Он делил все нравственные нормы на 1)обязанности, которые являются законами наших действий, 2) советы и 3) безразличные, считающиеся «позволительными всякому». «Заповеди, или обязанности, составляют основание, устройство и твёрдость нравственного царства; советы – выше закона (Злат.); то, что позволительно – ниже его».[370] Советы даны и для сильных, и для слабых духом, - первых они воодушевляют, вторых – утешают. Но «вообще нельзя найти прочного основания, по коему можно бы снять с нас обязательство избирать лучшее».[371] Отказ от лучшего есть унижение в себе христианина и переход на более низшую степень «естественной нравственности».

Существуют ли какие-либо формальные правила, касающиеся нравственных норм, т.е. правила правильности их формирования? Дж. Ролз выделяет 5 формальных ограничений для нравственных принципов: 1) они «должны быть общими»[372]; 2) они должны быть универсальными в применениях; 3) они должны удовлетворять принципу публичности; 4) они должны быть транзитивными, с тем чтобы «упорядочивать конфликтующие притязания»[373]; 5) «пятое и последнее условие – окончательность. Стороны должны оценивать систему принципов в качестве окончательного апелляционного суда в практическом разуме».[374]

Общность нравственных норм по Ролзу свидетельствует, что нравственные нормы ни в коем случае не должны быть олицетворёнными, т.е. при их формулировке не должны использоваться собственные имена. «Предикаты, которые используются в формулировке принципов, должны выражать лишь общие свойства и отношения».[375] Принцип общности, собственно, означает при договорной концепции морали, которую разделяет Ролз, что норма должна выполняться всеми субъектами договора без исключения.

Универсальность, по Дж. Ролзу, значит обязательность выполнения норм всеми субъектами как моральными личностями. Это правило ставит верхний предел сложности для принципов. Согласно данному правилу исключаются также принципы, носящие самопротиворечивый или саморазрушительный характер. Общность и универсальность, в их определении Ролзом, не совпадают. Так, принцип эгоизма - «Служите все мне – Петру» - является универсальным, но не общим. Принципы «классовой морали» являются общими, но не универсальными.

Правило публичности означает, что все субъекты договора знают о нормах всё, что они должны знать, и понимают их. Данное правило особенно важно при договорной точке зрения на мораль, как в случае со «справедливостью как честностью» Дж. Ролза.

Правило упорядоченности состоит в том, что система нравственных норм должна упорядочивать возникающие конфликты, в этом проявляется её правильность. Упорядочение, в свою очередь, должно удовлетворять требованиям полноты и транзитивности. Полнота здесь означает упорядочение всех притязаний, а транзитивность – строгую иерархию, ранжированность проводимого упорядочения. Так, если 1-е устройство структуры выше рангом 2-го, а 2-е – 3-го, то 1-е выше рангом 3-го. Это правило, например, запрещает разрешать спор через насилие, через использование своего социального положения и т.п.

Правило окончательности означает, по Дж. Ролзу, что «нет более высоких стандартов, к которым должны адресоваться аргументы в поддержку притязаний; заключение, следующее из этих принципов, должно быть окончательным».[376] Можно сказать, что моральный суд есть суд в последней инстанции.

Таковы правила правильности для нравственных норм, предложенные Дж. Ролзом в рамках теории общественного договора, с позиций которой он подходит к морали, в частности, к справедливости. Это заставляет критически отнестись к вышеприведенным положениям, имеющим в то же время несомненную содержательную значимость.

Первое правило «общности» надо принять, но с некоторыми уточнениями. Здесь, действительно, отражены реальные свойства нравственных норм, на которые обратил внимание ещё Кант. Однако в концепции Дж. Ролза общность нравственных норм может распространяться только на субъектов договора. И с этим положением согласиться нельзя, ибо это противоречит нравственному опыту. Давно отмечено, что нравственные требования носят всеобщий и универсальный характер, в том смысле, что распространяются на всех людей, находящихся в аналогичных условиях. В морали субъект и объект требования совпадают.[377] Следовательно, правило общности надо принять в значении распространения нравственных норм на всех разумных и свободных существ.

Правило «универсальности» вызывает сразу же возражение, поскольку оно кажется противоречащим таким видам нравственных норм, как «сверхдолжные» и «обязательства». В самом деле, нельзя отрицать как нравственную норму самопожертвования, или нормы монашеской жизни, представленные, например, в «Добротолюбии», только за то, что их выполнить могут не все люди. Одно из назначений нравственности состоит в поднятии уровня духовности, в раскрытии новых возможностей нравственной свободы человека. Равным образом некоторые нормы сословной рыцарской нравственности, которые уже отошли в прошлое, не стали от этого вне моральными.

В то же время, в правиле универсальности, как его понимает Дж. Ролз, содержится здравая интуитивная идея о равенстве всех людей перед законами морали. И данное формальное равенство определяется их ценностным равенством как личностей. Но нравственные законы касаются и социальных положений субъектов, которые различны и, следовательно, связаны с разными ценностями. При этом нравственные законы не исключают субъекта от выполнения обязанностей, в частности от всеобщих, но они могут «прибавить» к ним новые обязанности и обязательства, связанными с особыми социальными статусами. Уже отмечалось, мораль едина и любая «сословная» или «профессиональная» нравственность должна строиться на единой основе, не входя в противоречие с фундаментальными и базисными ценностями.

Различие между общностью и универсальностью у Дж. Ролза определяется именно договорной концепцией морали, которой он придерживается. Правило общности распространяется на всех субъектов договора, а правило универсальности «распространяет» сам договор на всех людей. Правило универсальности исходит, следовательно, из интуитивной идеи всеобщности моральных норм, их распространения на всех без исключения действительных или возможных субъектов регуляции. И это имеет место, но не в силу всеобщности договора, такого просто не существует, а в силу объективности моральных ценностей, - такое наиболее, с нашей точки зрения, рациональное объяснение данного факта.

Таким образом, если мы подходим к морали как к объективному, органически развивающемуся феномену, а не как к определённому договору, то общность и универсальность отождествляются, и мы не принимаем правило универсальности, поскольку оно покрывается правилом общности в нашем его понимании как обязательности нравственных норм для всех действительных и возможных субъектов, каковыми являются все разумные и свободные существа при данных условиях.

Общность моральных норм получила выражение в языке норм. В самом деле, в языковом термине, обозначающем всеобщую обязанность, отсутствует гипотеза и санкция, есть лишь диспозиция, выраженная безличной дескрипцией, типа «Не убий», «Не укради» и т.п. Но это означает, что норма обращена ко всем лицам, а её обязанность не оговорена какими-либо условиями, - она безусловна, категорична. Отсутствие же санкций свидетельствует о чистоте моральной мотивации.

Нормы, являющиеся обязательствами, имеют определённые гипотезы, которые могут и не быть явно выраженными, а следуют из контекста, что свидетельствует как об их категоричности, так и гипотетичности. Примером таких обязательств являются нормы: «Врач должен оказывать медицинскую помощь каждому больному» и т.п.

Правило публичности можно принять в значении общедоступности нравственных норм. Нравственная норма должна быть выражена в форме и на языке, которые понятны для любого разумного человека. Норма не должна содержать в себе сверхсложных и неясных выражений, она должна быть элементарной по форме.

Правило упорядоченности, связанное с полнотой и транзитивностью, на чём настаивает Дж. Ролз, с нашей точки зрения, предстаёт как правило иерархичности. Нравственные нормы образуют определённую систему со своей иерархичной структурой. Именно эта внутренняя иерархия и позволяет добиваться транзитивности. Иерархия предстаёт всеобщим объективным свойством системы норм, отражающим иерархичность ценностей, - поэтому и выделяется нами иерархия как особое автономное правило. Упорядоченность же является частным, и не всегда сопутствующим следствием иерархичности принимаемых норм.

Так, определяющими в мире ценностей являются фундаментальные ценности, и связанные с ними всеобщие обязанности. За ними следуют как подчинённые базисные ценности и соответствующие им обязанности. Затем в иерархии ценностей, как ниже рангом, располагаются системные ценности и соответственно в мире нравственных норм, принципов – обязанности, через которые выражаются те или иные системные ценности. Далее в мире ценностей и норм находятся предметные ценности и обязательства. Замыкают данную иерархическую систему норм позволения, в частности, адиафорные нормы, которые часто могут предстать как так называемые «профессиональные нормы». Особое положение занимают сверхдолжные нормы, которые и замыкают данную систему и открывают её, являясь сверхдолжными для всех ситуаций, т.е. предстают уместными для любого выбора, для любого множества норм.

Правило окончательности является обоснованным только в той степени, в какой мораль предстаёт автономным феноменом. Однако учитывая определённую гетерономность моральных ценностей и, соответственно, нравственных норм, нельзя абсолютизировать нравственную оценку, даваемую человеком и представлять нравственный суд людей как окончательный. С нашей точки зрения, здесь следует говорить о правиле автономности нравственных норм как их определённой независимости, с учётом и их относительности.

К разобранным правилам общности, публичности, иерархичности и автономности следует добавить правило идеальности нравственных норм, означающих чистоту нравственной мотивации при выборе. О «незаинтересованности» нравственного мотива писали в этике неоднократно. Так, О.Г. Дробницкий к характерным чертам нравственности в целом относил «идеальный характер нравственной санкции и обусловленную этим «незаинтересованность» морального мотива (в смысле отсутствия расчёта на компенсацию)»[378].

Идеальность нравственных норм находит основание в природе моральных ценностей, стоящих за нравственными нормами, а именно в их трансцендентности, самоценности. Это свойство получает отражение и в языке. Так, нравственная норма, как правило, не включает в свой состав санкцию, собственно, её может санкционировать лишь высшая ценность. В ряду ценностей любая моральная ценность имеет особое место.

 

 

Заключение

 

В предложенной читателю работе проделан определённый анализ моральных ценностей с реалистической точки зрения. Одной из задач, стоящих перед автором, была задача по реализации подхода к моральным ценностям как объективным и трансцендентным феноменам, которые интенционально связаны с материальным миром. Оказывается при этом, что моральные ценности имеют свои особенности, которые и выявлялись автором.

Автор старался показать, что можно построить логически непротиворечивое учение о ценностях именно как об объективных феноменах. И выработанное при таком подходе понятие ценности может быть применено в аксиологическом анализе действительности. Важно при этом не совершать «натуралистической ошибки» и не отождествлять феномен и его моральную ценность. В отличие от многих своих предметных носителей ценность не может быть непосредственно ощутима органами чувств. Важнейшим критерием выделения ценностей, их восприятия является то, что они могут быть только положительными или отрицательными, а реальные не ценностные феномены могут иметь и положительную и отрицательную ценность одновременно.

Таким образом, предложенный в книге ценностно-реалистический подход к явлениям позволяет выявить их объективную моральность. Данный подход позволяет рассмотреть все те проблемы, которые рассматриваются и при субъективном подходе к ценностям, но также и ряд других проблем, которые не могут стать предметом его анализа. И потому можно говорить о большим правдоподобии реалистического учения о ценностях в целом.

Автор исходил из гипотезы, а исследование её не опровергло, что мир моральных ценностей предстаёт системой с определённой структурой. В работе проанализированы основные фундаментальные и базисные нравственные ценности, которыми, естественно, не исчерпывается нравственно-ценностный мир. В книге поставлена проблема создания фундаментальной этики и намечены некоторые её принципы. Но конкретные нравственные ценности экономики, политики, права, гражданского общества, духовной сферы не проанализированы, как и ценности «неживой» и «живой» природы. - Это задача будущих исследований.

В данную книгу не включён и материал по истории ценностного анализа. Даже пришлось максимально сократить рассмотрение классиков аксиологии, к каковым следует отнести неокантианцев, и, прежде всего, Г. Риккерта и В. Виндельбанда, а также М. Шелера, Н. Гартмана. Интересный материал связан с учением о ценностях русских философов, а также с отношением к ценностям в марксистской философии, о чём в кратчайшем виде упомянуто во введении. Спор между советскими философами В.Н. Тугариновым и О.Г. Дробницким в 60-е годы по поводу научной содержательности самого понятия «ценности» и значимости ценностного подхода для науки имел благоприятное воздействие на российских и других советских философов, заставляя их активизировать свою творческую деятельность и определиться в данном вопросе. И мы видим, что аксиологический анализ прижился и развился в российской этике.

Общество время от времени сотрясают революционные попытки «переоценки ценностей», которые получают своё теоретическое обоснование по большей части в субъективном учении о ценностях. Эти действия могут иметь и имеют серьёзные социальные последствия, но только отрицательные. Ценности добра абсолютны и трансцендентны, и то, что привносится вместо них, есть симулякры или просто ценности зла. Такой итог также следует из проделанного автором исследования. Это не значит, что действительное содержание моральных ценностей не меняется, но существенно, что добро при этом не переходит в зло.

Очень важно также не совершать отмеченной в книге аксиологической ошибки, и не отождествлять ценности и оценки. Оценки субъективны, социальны и противоречивы. Для правильной оценки очень существенно разделение зла и греха. В книге развиваются некоторые идеи этики греха, которые позволяют более конкретно оценить нравственные аспекты социального бытия, нравственных поступков и поведения людей. Такой анализ даётся ряду феноменов нравственной жизни людей, и, в частности, определённым нравственным трагическим коллизиям, пережитым россиянами уже в XX веке.

Одним из итогов работы является тот, что современное этическое научное учение не противоречит религиозной, и в частности, христианской этике, что они взаимно дополняют друг друга, позволяя более глубоко понять и более точно оценить конкретные явления добра и зла. Автор при этом основывался, прежде всего, на этических идеях православных мыслителей.

Некоторые положения книги остались гипотезами, но гипотеза также предстаёт формой научного познания. А научное познание моральных феноменов не может когда-либо явиться завершённым.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Айхлер В. Этический реализм и социальная демократия. Избран. тр. – М., 1996.

2. Аксиология // Философская энциклопедия. – М., 1960.

3. Аксиология этическая // Краткий словарь по этике / Под общей ред. О.Г. Дробницкого и И.С. Кона. – М., 1965.

4. Алексеев С.С. Теория права. – Харьков, 1994.

5. Алексеева Т.А. Дж. Роулс и его теория справедливости // Вопр. философии. - 1994. - № 10.

6. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – М., 2001.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности производства и потребления. – М., 1988.

8. Анисимов С.Ф. Моральная оценка и поведение // Мораль развитого социализма. – М., 1976.

9. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. – М., 1970.

10. Апресян Р.Г. Постижение добра. – М., 1986.

11. Апресян Р.Г. Идея морали и основные нормативно-этические программы. – М., 1995.

12. Апресян Р.Г. Добро // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001.

13. Апресян Р.Г. Идеал // Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2001.

14. Апресян Р.Г. Любовь // Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2001.

15. Апресян Р.Г. Мораль // Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2001.

16. Апресян Р.Г Талион и золотое правило: критический анализ сопряжённых контекстов // Вопр. философии. – 2001. - № 3.

17. Аристотель. Метафизика // Собр.соч.: В 4 т. – М., 1976. - Т.1.

18. Аристотел ь. Никомахова этика // Собр.соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т.4.

19. Аристотель. Политика // Собр.соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т. 4.

20. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. – М., 1967.

21. Арх. Киприан. Православное пасторское служение. - СПб., 1996.

22. Арх. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. -М., 1997.

23. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. – М., 1974.

24. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

25. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. - М., 1986.

26. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

27. Бакурадзе О.М. Истина и ценность //Вопр. философии. –1966.- № 7.

28. Бакштановский В.А., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. - Тюмень. 1992.

29. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. – Томск. 1974.

30. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. – Тюмень-Москва. – 1997.

31. Балакина М.Ф. Проблема ценности и буржуазные аксиологические теории // Философские науки. – 1966. - № 3.

32. Балакина М.Ф. Проблеме ценностей – внимание исследователей // Вопросы философии. – 1965. - № 9.

33. Батай Жорж. Литература и зло. - МГУ, 1994.

34. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

35. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

36. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж, 1931.

37. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

38. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990.

39. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. -М., 1994.

40. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1994.

41. Библер В.С. О гражданском обществе и общественном договоре // Будь лицом: ценности гражданского общества. – Томск. 1993. – Т.1.

42. Библия. – Синодальное издание.

43. Блаубер И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.

44. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. – М., 1981.

45. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. – Воронеж. 1974.

46. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1958.

47. Бриллюен Л. Наука и теория информации. – М., 1980.

48. Брожик В. Марксистская теория оценки. – М., 1982.

49. Бубнов Н.Н. Проблема зла в русской философии // Звезда. – 1993. - № 9.

50. Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя: В 2 ч. - М., 1993.

51. Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1994.

52. Булгаков С.Н. Трагедия философии // Соч.: В 2 т. - М., 1993. - Т.1.

53. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч.: В 2 т. - М., 1993. - Т.1.

54. Василенко В. О. Цiннiсть i оцiнка. - Киiв. 1964.

55. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. – М., 1990.

56. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990.

57. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М., 1994.

58. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.

59. Великовский С. Грани несчастного сознания. – М., 1973.

60. Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное. Дух и история. – М., 1995.

61. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Избранное. Дух и история. - М., 1995.

62. Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1984.

63. Власова Е.В. Проблемы потребления ценностей культуры: Автореф. дис.… канд. филос. наук. – Свердловск. 1982.

64. Войтыла К. Основания этики // Вопр. философии. – 1991. - №1.

65. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.

66. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1995. -№ 6; 1996. - № 1.

67. Выжлецов Г.П.. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. – 1994, № 3-6.

68. Высшие ценности. – М., 1971.

69. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого эроса. - М., 1994.

70. Гадамер Г.Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного. - М., 1991.

71. Гадамер Г.Г. Философия и поэзия // Актуальность прекрасного. - М., 1991.

72. Ганжин В.Т. Нравственность и наука. – М., 1978.

73. Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.

74. Гегель Г.В. О научных способах исследования естественного права // Политические про изведения. – М., 1978.

75. Гегель Г.В. Философия права. – М., 1990.

76. Гегель Г.В. Наука логики // Энциклопедия философских наук. - М., 1974. – Т. 1.

77. Гегель Г.В. Философия духа // Энциклопедия философских наук. – М., 1977. – Т. 3.

78. Гегель Г.В. Философия истории. – М., 1993.

79. Гегель Г.В. Философия права. – М., 1990.

80. Главные ценности наши. – Ленинград. 1981.

81. Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2 т. – М., 1991. - Т. 2.

82. Гоббс Т. Основ философии // Соч.: В 2 т. – М., 1989. - Т. 1.

83. Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями // Духовная проза. – М., 1992.

84. Гоголь Н.В. Духовная проза. – М., 1992.

85. Гранин Ю.Д. Социальное познание и оценка // Творчество и социальное познание. – М., 1982.

86. Гречаный В.В. Аксиология – философская наука о человеческих ценностях // Вестн. ЛГУ. Сер.: Экономика, философия, право. – 1977. - № 5.

87. Гречаный В.В. Место и значение общей теории ценностей в системе философского знания // Единство диалектического и исторического материализма. – М., 1976.

88. Гулиан К. Марксистская этика и проблема ценностей // Вопр. философии. – 1962. - № 1.

89. Гуманистические ценности развитого социализма. – Курск. 1982.

90. Гумницкий Г.К. Потребности и интересы // Вопр. психологии. – 1968. - № 2.

91. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

92. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974.

93. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988

94. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995.

95. Гусейнов А.А. Талион // Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2001.

96. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998.

97. Давидович В.Е. Грани свободы. – М., 1969.

98. Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб., 1998.

99. Дёмин М.В. Проблема ценности и ценностного отражения // Вестник МГУ. Философия. – 1974. - № 2.

100. Джиоев О.О. Ценность и историческая необходимость // Философские науки. – 1966. - № 6.

101. Диакон Андрей Кураев. Тайна Израиля // Как делают антисемитом. – М., 1999.

102. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. – М., 1996.

103. Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни. – М., 1980.

104. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб., 1994.

105. Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. Т.1-5.

106. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

107. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы.

108. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год // Полн.собр.соч. – Л., 1981. – Т. 23-24.

109. Достоевский Ф.М. Пушкин // Полн.собр.соч. – Л., 1984. – Т. 26.

110. Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. – М., 1972.

111. Дробницкий О.Г. Критика методологии логического позитивизма в этике // Философия марксизма и неопозитивизм. – М., 1963.

112. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967.

113. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.

114. Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия // Вопросы философии. – 1966. - № 7.

115. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1977.

116. Дробницкий О.Г. Человек, его отношение к окружающему миру и проблема ценности // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум (доклады и сообщения). – М., 1966.

117. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. - М., 1989.

118. Дубко Е.Н. Индивидуализм и свобода // Будь лицом: ценности гражданского общества. – Томск. 1993. - Т.1.

119. Дьяченко Г. (Прот.). Полный церковно-славянский словарь. - М., 1993.

120. Егидес П.М. О принципах структуры исторического материализма // Вопр. философии. – 1966. - № 1.

121. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. – М., 1974.

122. Житие протопопа Аввакума // Изборник. - М., 1969.

123. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. - М., 1966.

124. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986.

125. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. – М., 1965. – Т.2.

126. Зеньковский В. Основы христианской философии. – М., 1992.

127. Ивин А.А. Логика норм. – М., 1973.

128. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск. 1981.

129. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. – М., 1992.

130. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М., 1984.

131. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993.

132. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр.соч.: В 10 т. – М., 1995. – Т. 5.

133. Ильи И.А. О монархии и республике // Собр.соч.: В 10 т. - М., 1994. - Т. 4.

134. Ильин И.А. Духовный смысл войны // И.А. Ильин. Собр.соч.: В 10 т. – М., 1995. - Т. 9-10.

135. Ильин И.А. О государственной власти // Собр.соч.: В 10 т. - М., 1993. - Т. 2. Кн. 1.

136. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. – М., 1994. - Т. 4.

137. Ильин И.А. О фашизме // Собр.соч.: В 10 т. – М., 1993. - Т. 2 (1).

138. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч.: В 10 т. – М., 1994. - Т. 4.

139. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Собр.соч.: В 10 т. – М., 1995. - Т. 5.

140. Истошина И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979.

141. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974.

142. Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6т. – М., 1965. – Т.4. Ч.1.

143. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3.

144. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. Ч. 2.

145. Кант И. О поговорке «может быть это и верно в теории, но не годится для практики» // Соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4(2).

146. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. – М., 1986. – Т. 4. Ч. 1.

147. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. – 1994. - № 1-2.

148. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. – М., 1981.

149. Карлейль Т. Французская революция. История. - М., 1991.

150. Кетхудов Р. Г. Об оценке как гносеологической категории // Вестн. МГУ. – 1965. - № 4.

151. Кешелава В.В. О соотношении теоретико-познавательного и этико-аксиологического аспектов в марксистской философии // Вопр. философии. – 1979. - № 7.

152. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. О соотношении ценностного и научного способов духовного освоения мира // Творчество и социальное познание. – М., 1982.

153. Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. - 1989. - № 2.

154. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // А. Кожев. Идея смерти в философии Гегеля. - М., 1998.

155. Кожинов В.В. Россия. Век XX-й (1901-1939) – М., 1999.

156. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

157. Коновалова Л.В. Долг – важнейшая категория марксистско-ленинской этики. – М., 1965.

158. Конюхов В.Д. Прекрасное: объективная природа и социальная ценность. – М., 1980.

159. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М., 1997.

160. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. – Киев. 1966.

161. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. – Рига. 1981.

162. Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991.

163. Крутов Н.Н. Мораль в действии. – М., 1977.

164. Крутова О.Н. – Человек и мораль. – М., 1970.

165. Кубка Я. К вопросу о структуре идеологии. (Анализ «Манифеста Коммунистической партии» как идеологического текста) // Некоторые актуальные проблемы марксистско-ленинской теории. – М., 1973.

166. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. – М., 1976.

167. Кузнецова А. Г., Максимов А.В. Природа моральных абсолютов. – М., 1996.

168. Кузьмин В. Ф. Объективное и субъективное. – М., 1976.

169. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. – М., 1981.

170. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

171. Ландесман П., Согомонов Ю.В. Спор с пессимизмом. – М., 1971.

172. Ласло Сиклаи. Возникновение ценности и первые её формы // Филос. науки. – 1968. - № 1.

173. Левада Ю.А. Сознание и управление в общественных процессах // Вопросы философии. – 1966. - № 5.

174. Лейбниц. Монадология// Соч.: В 4 т. – М., 1982. – Т. 1.

175. Лейбниц. Оправдание Бога на основании его справедливости // Соч.: В 4 т. - М., 1989. - Т.4.

176. Лейбниц. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Соч.: В 4 т. – М., 1989. – Т. 4.

177. Ленин В.И. Великий почин // Полн.собр.соч. – Т. 33.

178. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи // Полн.собр.соч. – Т. 41.

179. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр.соч. – Т. 18.

180. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. – Т. 12.

181. Ленин В.И. Философские тетради // Полн.собр.соч. – Т. 29.

182. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Полн.собр.соч. – Т. 1.

183. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1971.

184. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. – 1996. - № 4.

185. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т.– М., 1988.- Т. 3.

186. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3т. – М., 1985. – Т.1.

187. Локк Дж. Опыты о законе природы // Соч.: В 3 т. – М., 1988. - Т.3.

188. Лопухин А.П. Библейская История Ветхого Завета. - Монреаль. 1986.

189. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

190. Лосев А. Ф. История античной эстетики. – М., 1963.

191. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.

192. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

193. Лосский В. Н. По образу и подобию. - М., 1995.

194. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. - М., 1995.

195. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. - М., 1994.

196. Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.

197. Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избранное. – М., 1991.

198. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Избранное. – М., 1991.

199. Лосский Н. О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. - М., 1991.

200. Лосский Н.О. Идеал-реализм // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995.

201. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995.

202. Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы. – М., 1999.

203. Льюис К.С. Любовь // Вопр. философии. –1990. - № 8.

204. Макаров М.Г. Категория «цели» в домарксистской философии. – Ленинград. 1974.

205. Макаров М.Г. Категория «цели» в марксистской философии. – Ленинград. 1977.

206. Мак-Дональдь Д. Игра называется бизнес. - М., 1979.

207. Макиавелли Н. Государь // Государь. - М., 1998.

208. Малинкин А.И. Уроки истории // Социологические исследования. – 1986. - № 3.

209. Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей. – Ростов-на-Дону. 1983.

210. Мамчур Е.А. Ценностные факторы в научном познании // Протоколы XV Всемирного конгресса по философии. – София. 1973. – Т. 2.

211. Маргулис А.В. Проблема потребностей в историческом материализме. – Белгород. 1971.

212. Маритен Жак. Интегральный гуманизм // Философ в мире. - М., 1994.

213. Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии» // Соч. – 2 изд. Т. 19.

214. Маркс К. К критике политической экономии // Соч. – 2 изд. Т. 13.

215. Маркс К. Капитал // Соч. - 2 изд. Т. 23.

216. Маркс К. Форма стоимости // Вопросы философии. – 1967. - № 9.

217. Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 гг. // Соч. – 2-е изд. Т. 46. Ч. 1, 2.

218. Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч. – 2-е изд. Т. 42.

219. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Соч. – 2-е изд. Т. 4.

220. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. – 2-е изд. Т. 3.

221. Марксистская этика / Под ред. А.И. Титаренко. – М., 1976.

222. Матвеев П.Е. Метафизика успеха в этике православия // Ведомости. Этика дела. - Тюмень. 1997. - № 7.

223. Матвеев П.Е. Старообрядческая этика (опыт ценностного анализа) // Духовные аспекты бытия. Сб. науч. тр. Вып. 2. – Владимир. 2000.

224. Матвеев П.Е. Ценностный подход в этике (исторический аспект) // Духовные аспекты бытия. Сб. науч. тр. Вып. 2. – Владимир. 2000.

225. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. Ч.1. – Владимир. 2002.

226. Матвеев П.Е. Этика. Основы хозяйственной этики. Курс лекций. Ч.2. - Владимир. 2003.

227. Матвеев П.Е. Насилие как зло и грех // Насилие и ненасилие: философия, политика, этика. – М., 2003.

228. Мережковский Д.И. М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества // В тихом омуте. - М., 1991.

229. Мережковский Д.С. Гоголь и черт // В тихом омуте. - М., 1991.

230. Методологические проблемы изучения социальных процессов развитого социалистического общества и современная идеологическая борьба. – Таллин. 1977.

231. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. – Ленинград. 1979.

232. Митр. Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. – СПб., 1994.

233. Михайлов А.И., Чёрный А.И. Основы информатики. – М., 1979.

234. Мораль развитого социализма. – М., 1976.

235. Моральная регуляция и личность / Под ред. А.И. Титаренко. – М., 1972.

236. Моральные ценности советского человека. – Ленинград. 1968.

237. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

238. Мшвениерадзе В.В. Марксизм и проблема ценностей // Филос. науки. – 1965. - № 1.

239. Насилие и ненасилие: философия, политика, этика. – М., 2003.

240. Нарский И. С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности // Ценностные аспекты отражения. – Свердловск. 1977.

241. Нарский И. С. Ценность и полезность // Филос. науки. –1969.- № 3.

242. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. – М., 1980.

243. Наука и нравственность.– М., 1971.

244. Наумова Н.К. О системном описании целенаправленного поведения человека // Методологические проблемы. – М., 1980.

245. Наумова Н.Ф. Переходный период: переориентация в ценностном мире // Будь лицом: ценности гражданского общества. – Томск. 1993. - Т.2.

246. Научные исследования и человеческие потребности. – М., 1979.

247. Ницше Ф. Антихрист // Соч.: В 2т. – М., 1990. – Т.2.

248. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т.2.

249. Нравственная культура. – Вильнюс. 1981.

250. НТР и социально-этические проблемы. – М., 1977.

251. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993.

252. Ольшанский В.Т. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. – М., 1965. – Т. 1.

253. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

254. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1987.

255. Палама Григорий. Беседы (омилии). Ч.1- 3. М., 1993.

256. Пастернак Б. Доктор Живаго // Соч.: В 5 т. - М., 1990. - Т. 3.

257. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. – М., 1972.

258. Петросян М.И. Гуманизм. – М., 1963.

259. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 3 т. – М., 1968. – Т. 1.

260. Платон. Государство // Соч.: В 3т. – М., 1971. – Т.3. Ч.1.

261. Платон. Законы // Соч.: В 3т. – М., 1972. – Т.3. Ч.2.

262. Платон. Критон // Соч.: В 3 т. - М., 1968. - Т. 1.

263. Платон. Пир // Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т.2.

264. Плотников В.И. Генезис ценности // Ценностные аспекты отражения. – Свердловск. 1977.

265. Победоносцев К.П. Власть и начальство // Великая ложь нашего времени – М., 1993.

266. Подгорный Р. Ценность и оценка как предмет научного исследования // Вестн. ЛГУ. – 1977. – Вып. № 3

267. Попов С.И. Категории ценности и оценки и марксистская философия // Филос. науки. – 1965. - № 5.

268. Попов С.И. Проблемы происхождения и функционирования понятия ценности в социологии // Социологические исследования. – 1979. - № 3.

269. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. - Т. 1-2.

270. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // К. Поппер. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

271. Пороховская Т. И. Ценности и оценки в морали. – М., 1988.

272. Пр. Иоанн. Лествица. - Св.-Тр. Монастырь, 1994.

273. Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. – М., 1975.

274. Проблема потребностей в этике и эстетике. – М., 1976.

275. Проблема ценности в философии. – М.-Л., 1966.

276. Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970.

277. Проблемы формирования социальных потребностей. – Тбилиси. 1981.

278. Прогнозирование социальных потребностей. – М., 1976.

279. Проскурин В.В. Человечество как высшая ценность // Проблема человека в диалектическом материализме. – Пермь. 1979.

280. Прот. А. Мень. История религии. – М.. 1991. – Т.1-7.

281. Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. – Вильнюс. 1991.

282. Развитие марксистско-ленинской этики в СССР / Под ред. А. Хайкина. – Тамбов. 1974.

283. Разин А.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Филос. науки. – 1989. - № 6.

284. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск. 1997.

285. Ребрин В.А. Общественное благо и общественный долг. – М., 1971.

286. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. – М., 1984.

287. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. – СПб., 1904.

288. Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - 1913, № 7.

289. Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996.

290. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995

291. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев, 1987.

292. Сагатовский В.И. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности. – М., 1979.

293. Св. Григорий Богослов. Слово 21, похвальное Афанасию Великому, архиеп. Александрийскому // Собр. творений: В 2 т. – Свято-Троицкая Лавра. 1994. – Т.1.

294. Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М., 1991. Т.1.

295. Св. Тихон Задонский. О сердце человеческом // Творения св. Тихона Задонского. - Изд. Псково-Печёрского монастыря. – 1994.

296. Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве // Творения св. Тихона Задонского. - Изд. Псково-Печёрского монастыря. – 1994.

297. Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. - М., 1994. Т.1.

298. Симпозиум по проблеме ценностей в марксистско-ленинской философии / Программа и тез. докл. – Тбилиси. – 1965.

299. Склярова А.М. Интересы и ценности в общественном сознании: Автореф. дис… канд. филос. наук. – ЛГУ. 1982.

300. Скрыпник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992;

301. Скрыпник А.П. Моральное зло как проблема истории этики и культуры. Автореф. докт. дис. – М., 1990;

302. Скрыпник А.П. Зло // Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2001.

303. Словарь по этике. – М., 1989.

304. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.

305. Смит А. Теория нравственных чувств. - М., 1997.

306. Смолянский В.Г. Ценности социалистического мира. – М., 1972.

307. Соболев П.В. Художественная ценность. К вопросу о содержании понятия // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. – Ленинград. 1983.

308. Современная цивилизация и моральные ценности – М., 1982.

309. Согомонов Ю.В. Добро и зло. – М., 1965.

310. Согомонов Ю.В. О соотношении категорий блага и добра // Филос. науки. – 1964. - № 4.

311. Согомонов Ю.В. Этика гражданского общество // Будь лицом: ценности гражданского общества. – Томск. 1993. – Т. 1.

312. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М., 1986.

313. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. – М., 1981.

314. Соловьёв В.С. Лермонтов // Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

315. Соловьёв В.С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. – М., 1988. - Т.2.

316. Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2 т. - М., 1988. - Т. 2.

317. Соловьёв В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве // Собр. соч.: В 15 т. - М., 1992. - Т.1.

318. Соловьёв В.С.. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т. – М., 1988. - Т.2.

319. Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.

320. Соловьёв Вл.С. Мнимая критика // Филос. науки. – 1990. - № 2.

321. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

322. Социальная природа познания. – М., 1979.

323. Спиноза. Этика // Избр. п: В 2 т. – М., 1957. – Т.1.

324. Стариков Л.П. Патриотизм как моральная ценность: Автореф. дис… канд. филос. наук. – Саратов. 1981.

325. Столович Л.И. Аксиологический подход в эстетике // Учёные записки Тартуского ун-та. – 1979. – Вып. 465.

326. Столович Л.И.. Природа эстетических ценностей. – М., 1972.

327. Страгородский С. (Арх.). Православное учение о спасении. - М., 1991.

328. Тарасов Г.С. Проблема духовных потребностей. – М., 1979.

329. Титаренко А.И. Антиидеи. – М., 1976.

330. Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. – М., 1967.

331. Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. – М., 1974.

332. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. – М., 1974.

333. Титов В.А. «Истинны» или «значимы» моральные нормы и оценки? // Философские науки. – 1971. - № 5.

334. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.

335. Толковая Библия. – Стокгольм. 1987. – Т.1-3.

336. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Л. Толстой. Не могу молчать. - М., 1985.

337. Толстой Л.Н. Война и мир // Полн.собр.соч. – Л.-М., 1933. – Т. 9-12.

338. Толстых В.И. Искусство и мораль. – М., 1974.

339. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

340. Тугаринов В.П. Духовные ценности человека // Советская педагогика. – 1966. - № 1.

341. Тугаринов В.П. Красота как ценность // Филос. науки.–1963. - №4.

342. Тугаринов В.П. Личность и общество // Жизненные ценности нового человека. – М., 1965.

343. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Ленинград. 1960.

344. Тугаринов В.П. Проблема ценностей в марксистской философии // Материалы к совещанию (симпозиуму) по современным проблемам материалистической диалектики. – М., 1965.

345. Тугаринов В.П. Реальное и мнимое в проблеме ценностей // Философские науки. – 1968. - № 4.

346. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – Ленинград. 1968.

347. Уёмов А.И. Вещи, свойства и отношения. – М., 1963.

348. Узнадзе Д. Психологические исследования. – М., 1966.

349. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. – М., 1971.

350. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980.

351. Урсул А.Д. Информация и мышление // Вопр. философии. – 1979. - № 9.

352. Урсул А.Д. Информация. – М., 1979.

353. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. – М., 1989.

354. Ф.фон Хайек. Дорога к рабству // Вопр. философии. - 1990. - № 10-12.

355. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1986. - Т.1-4.

356. Федосова А.П. Понятие ценности и марксистская этика // Филос. – 1965. - № 5.

357. Философия в современном мире. – М., 1972.

358. Философия и наука. – М., 1972.

359. Флоренский П.А. Иконостас // Соч.: В 4 т. - М., 1996. - Т.2.

360. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М., 1990. - Т.1-2.

361. Фритцхалед М. Марксизм, гуманизм, мораль. – М., 1976.

362. Фролов И.Т. Жизнь и познание. - М., 1981.

363. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Дж. Ролза.// Вопр. философии. – 1994. - № 10.

364. Хайдеггер М. Вещь // М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993.

365. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

366. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Разговор на просёлочной дороге. - М., 1991.

367. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск. 1998.

368. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. - М., 1991.

369. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. - М.. 1993.

370. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. – М., 1972.

371. Хапсероков А.Я. Отражение и оценка. – Горький. 1972.

372. Харчев А.Г., Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. – Ленинград. 1972.

373. Холличер В. Гуманизм и личность. – М., 1981.

374. Хомяков А.С. О старом и новом. - М., 1988.

375. Ценности моральные // Краткий словарь по этике / Под общей ред. О.Г. Дробницкого и И.С. Кона. – М., 1965.

376. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. – М., 1981.

377. Ценностные аспекты отражения. – Свердловск. 1977.

378. Ценностные аспекты современного естествознания. – Обнинск. 1973.

379. Ч. де Лотто. Лествица «Шинели» // Вопр. философии. - 1992. № 8.

380. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Соч. – М., 1989.

381. Чаадаев П. Я. Философические письма // Соч. – М., 1989.

382. Человек и его бытие / Под ред. Т.А. Кузьминой. – М., 1978.

383. Чибиряев С.А. Узаконенное безумие. – М., 1976.

384. Чичерин Б.Н. О началах этики // Филос. науки – 1989.- №11. - 1990.- № 1.

385. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

386. Шектер Т.Е. Произведение искусства как художественная ценность: Автореф. дис… канд. филос. наук. – ЛГУ. 1982.

387. Шишкин А.Ф. Социализм и моральные ценности человечества // Вопр. философии – 1967.- № 10.

388. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. - М., 1979.

389. Шишкин А.Ф. Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества – М., 1968.

390. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 1-4.

391. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика. – 1980. - № 9.

392. Шубкин В. Трудное прощание // Новый мир. - 1989. - № 4.

393. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Соч. – 2-е изд. Т. 21.

394. Энгельс Ф. Письмо В. Боргиусу от 25 янв. 1894 г. // Соч. – 2-е изд. Т. 39.

395. Энгельс Ф. Похороны К. Маркса // Соч. – 2-е изд. Т. 19.

396. Эстетическая культура советского человека. – Ленинград. 1976.

397. Этика / Под общ.ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М., 2000.

398. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001.

399. Этическое и эстетическое. – Ленинград. 1971.

400. Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995.

401. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

402. Юлина Н.С. Сциентизм и ценностная ориентация в современной буржуазной философии // Ленинизм и современные проблемы историко- философской науки. – Ленинград. 1979.

403. Юркевич П.Д. Философские произведения. - М., 1990.

404. Яковлев Е.Г. О системе эстетических категорий // Филос. науки. – 1977. - № 4.

405. Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы отношений при социализме. – Харьков. 1970.

406. Frankena W. K. Ethics. – N.Y. 1963.

407. Gardner J. W. Morale. N.Y. 1978.

408. Hare R.M. Freedom and Reason. - Oxford.1967.

409. Hart H.L.A. Law, Liberty and Morality. – Oxford.1969.

410. Наrtman N. Ethik. - Berlin und Leipzig. 1926.

411. Hogan R. Moral Conduct and Moral Character. – In: Psych. Bulletin, vol. 79, n.4, April, 1973.

412. Kluckhon C. Value and value-orientation in the theory of action // Toward a general theory of action. - New York: Harper. 1962.

413. Raths L., Harmin M., Simon S. Values and Teaching. – Columbus. 1966.

414. Reasher V. Introduction to Value Theory. - Englewood Cliffs. 1969.

415. Rodd R. Biology. Ethics and animals. – Oxford. 1990.

416. Singer P. Animal Liberation. - London. 1990.

417. Sumner L.W. Moral Foundation of Right. Oxford. 1989.

418. Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism. Quarterly Rev. Biol., 1971, 46, № 1.

 

 

Научное издание

 

Матвеев Павел Евлампиевич

 

Моральные ценности

 

Монография

 

Рукопись печатается в авторской редакции

 

ЛР № 020275. Подписано в печать 09.04.04.

Формат 60х84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Таймс.

Печать на ризографе. Усл. печ. л. 11, 16. Уч.-изд. Л. 11, 95. Тираж 300 экз.

Заказ 129-2004 г.

Редакционно-издательский комплекс

Владимирского государственного университета.

600000, Владимир, ул. Горького, 87.

 


[1] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М., 2001. – С. 44.

[2] Такое членение этических теорий использует, например, Дж. Ролз. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995.

[3] См.: Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

[4] См.: Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // В. Виндельбанд Избранное. Дух и история. - М., 1995; Виндельбанд В. О свободе воли, там же; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. - СПб., 1904.

[5] Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - 1913, № 7. - С. 46.

[6] См.: M. Scheler. Der Formalism in der Ethic und die materiale Wert ethic. - 1921.

[7] См.: Гартман Н. Эстетика. - М., 1958; Hartman N. Ethic, - 1926.

[8] См.: Лосский Н. Ценность и бытие // Н. Лосский. Бог и мировое зло. - М., 1994.

[9] См.: Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968; его же, О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М., 1967 и др.

[10] Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - С. 11.

[11] Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - С. 83.

[12] См.: Философская энциклопедия. - М., 1970. Т. 5. - С. 462; ФЭС. – М., 1982. - С. 65.

[13] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - С., 344.

[14] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - М., 2001. – С. 43.

[15] См., например: В.И. Соколов. Нравственный мир советского человека. - М., 1982.

[16] См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.

[17] См: Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – М., 2001.

[18] См.: Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. - М., 1988; Скрыпник А.П. Моральное зло как проблема истории этики и культуры. Автореф. докт. дис. – М., 1990; Скрыпник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992; А.Г. Кузнецова, А.В. Максимов. Природа моральных абсолютов. - М., 1996; Г.П. Выжлецев. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. – 1994, № 3-6; его же: Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1995. № 6, 1996. № 1; Б.Г. Капустин, И.М. Клямкин. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. – 1994. № 1-2; Динамика ценностей населения реформируемой России. Отв. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. – М., 1996; Д.А. Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996, № 4; С.Ф. Анисимов. Введение в теорию морали. – М., 2001; Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001 и др.

[19] Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001

<






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.