Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Где же выход?






Понятно, что выходу из любого кризиса предшествует не только подведение итогов прожитого, но и осознание его ценности. При этом важно не наличие в жизни человека каких-либо достижений, а умение увидеть значимость и ценность пройденного при любых жизненных обстоятельствах.

«Сейчас я нахожусь в зрелом возрасте. Мне спокойно на этом этапе. Наверное, можно подвести некоторые итоги прожитого пути. На данный момент я считаю, что мне многого удалось добиться. Преподаю в музыкальной школе. Меня очень радуют достижения и успехи моих учеников. Недавно у нас в школе проходил концерт, где выступали не только ученики, но и учителя. Так приятно было показать свои умения.

О настоящем. Жить хорошо. Но бывает трудно. Сейчас существует много возможностей для развития. Стараешься впитывать все новое, интересное. В данный момент я больше ценю в людях душевные качества: доброту, сердечность. Еще хочу быть нужной и полезной своим родным». Ж., 44.

Размышляя о прошлом, человек задумывается о смысле жизни, ценностях, жизненных приоритетах. Иногда происходит их переоценка или, наоборот, утверждение правильности выбранных ранее.

«Переоценка ценностей происходит очень большая. То, что в молодости могло довести до безумия, воспринимается спокойно. Деньги не имеют значения, ни их присутствие, ни их потеря». Ж., 41.

«Одна и главная проблема — это изменение ценностной шкалы. Добившись материального благополучия, начинаешь понимать его бренность, и хочется достижений в чем-то другом, в другой сфере, может быть, духовной». М., 45.

«В этом возрасте переоцениваешь все. Жизнь сложилась так, что приходилось и полы мыть. У меня исчезли гордыня и брезгливость.

Научилась любить. Этому научилась, кстати, у дочери. Научилась, как можно обнимать, целовать, проявлять свои чувства.

Я считаю, что нужно жить настоящим и ни о чем не сожалеть. Я старюсь во всем видеть хорошее. У Дементьева есть стихи про это. Я не помню точно, но примерно так: “Не надо сожалеть, что кто-то лучше, чем ты играет на скрипке. Он берет музыку из твоей души. А ты лучше всех умеешь ее слушать”». Ж., 48.

«Когда мне было 18, я смотрел на календарь и прикидывал, сколько мне стукнет в 2000 году: 46!!! Думал, старый буду, жутко становилось. А сейчас я понимаю простую вещь: каждый возраст по-своему хорош. Конечно, года два я пребывал в состоянии, похожем на депрессию. Ничего не хотелось делать, много размышлял. Просто думал о жизни и все. И сейчас думаю о смысле жизни постоянно, не потому что это давит, а просто хочется поразмышлять. Мне кажется, что самое главное в жизни — это движение. Тогда будешь чувствовать себя хорошо в любом возрасте». М., 46.

«В мои годы прелесть жизни заключается буквально во всем. Радует все, что меня окружает. Раньше, когда я была молодой, часто переживала и была недовольна тем, что зарплата маленькая, а купить нужно много. Короче, куда ни посмотришь — сплошные проблемы. А сейчас, мне кажется, гораздо легче стало жить. Может, просто по-другому воспринимаешь какие-то материальные ценности и больше ценишь жизнь духовную...

Настолько богата и разнообразна наша жизнь, что просто на все не хватает времени. Я люблю заниматься вышивкой крестиком. Больше всего мне нравится вышивать природу, цветы, натюрморты. Некоторые свои картины я дарю родным и друзьям. О своем возрасте я не жалею. Просто хочу многое успеть сделать. Ведь жизнь так прекрасна!» Ж., 43.

«Я стала терпимее к людям, добрее. Мне кажется, я даже стала как-то ближе к Богу. Я ощутила его присутствие в своей жизни. Я поняла, что многие наши проблемы, заботы, всякие там экзамены — такая ерунда. Да и с отцом мы поняли, что глупо трепать друг другу нервы по пустякам, надо принимать близкого человека таким, какой он есть. Какие-то недостатки — мелочи». Ж., 49.

Переоценка ценностей зачастую подводит человека к необходимости изменений. Важно, чтобы он без страха осуществил их. К изменениям может подвигнуть не только внутренняя потребность человека, но и внешние обстоятельства, например, уход детей из семьи или рождение внуков. Поэтому в этот период нужно быть открытым изменениям, уметь находить в них позитивное начало. И тогда тот же уход детей из семьи не станет причиной конфликтов между супругами, а откроет возможность нового сближения или же появления новых жизненных интересов.

«Я считаю свой сегодняшний возраст, наверное, самым лучшим из всех прожитых лет. А считаю так потому, что именно в этом возрасте в моей жизни произошло огромное количество изменений в лучшую сторону. Года два назад я познакомилась с прекрасным человеком и поняла, что он тот, с кем я хотела бы создать семью и жить до конца своих дней. Вторая перемена, которая произошла в моей жизни тоже совсем недавно, связана с тем, что я наконец-то ушла с работы. Так что сегодняшний возраст я могу назвать временем перемен, и жаловаться мне не приходится.

Конечно, если подумать, не все так безоблачно, но я пытаюсь заострять внимание больше на положительных моментах, чем на отрицательных. К счастью, рядом со мной находятся любящие люди: мой муж, моя мама, мои друзья, — которым нужны моя забота, моя любовь и которые никогда не оставят меня в трудной ситуации. Ради них я живу на этом свете и стараюсь отвлекать себя от грустных мыслей». Ж., 42.

«Ну, возраст хороший. Я ушла с работы. Женечка (старшая дочь) родила недавно. Сама она еще учится, а я сижу с внуком. Несмотря на то что занимаюсь малышом, появилось свободное время. В бассейн пошла. Мужу больше стала внимания уделять. А то раньше с работы приходили усталые. Пока ужин приготовишь... Ругались часто. Теперь отношения наладились. И он спокойнее стал. С работы придет — на столе ужин, жена веселая ждет. У него спина постоянно болит. Так я ему массаж делаю. Иногда кассеты в видеопрокате беру или покупаю. Фильмы по вечерам смотрим. У мужа скоро отпуск, хотим с ним куда-нибудь съездить отдохнуть. Как он говорит, второй медовый месяц. Он даже мне повенчаться предложил в церкви. Я сначала посмеялась, а теперь думаю, может, правда?!» Ж., 47.

«Я считаю, что я счастливый человек. Конечно, мне пришлось потрудиться, чтобы отношения с мужем остались такими же теплыми, как и 20 лет назад. И мне по-прежнему интересно с этим человеком. Я прекрасно понимаю, что дети почти выросли, что все они разлетятся из родного гнезда. Но я стремлюсь к тому, чтобы дети знали: в любой момент они могут прийти в родительский дом и получить поддержку или просто отдохнуть. Теперь появилось время для сада и огорода. Здорово иногда выйти в цветущий сад или послушать соловьев поутру с чашечкой кофе. Еще я люблю шить и вязать. Я всю жизнь занималась семьей — это мое творчество». Ж., 42.

«Мне не дает покоя мое Я. Воспитывая детей, я жила их жизнью. И вот, когда они выросли, я вспомнила о своей персоне. Начался нескончаемый самоанализ. Я поняла, что ничего не сделала для себя. Я посвятила себя только детям. Теперь хочу найти новую работу, хочу, чтобы она была увлекательной. По профессии я учитель музыки. Работать с детьми — это мое призвание». Ж., 41.

Помимо принятия прошлого, осознания его значимости, завершению кризиса соответствует принятие настоящего, умение замечать все ценности, богатства актуальной жизненной ситуации. В этом случае человек видит свои источники жизненных радостей и в целом счастлив. Как правило, он формулирует для себя определенную жизненную философию, которая позволяет ему сохранять основной позитивный фон настроения.

«Я думаю, что я счастливый человек. У меня есть муж и двое детей, любимая работа, друзья. Дети выросли, практически не бывают дома. Все чаще мы с мужем вечерами остаемся вдвоем. И я вдруг начала понимать, что за годы в браке мы не надоели друг другу. Честно говоря, я даже немножко рада, что у детей сейчас свои интересы. У нас с мужем появилось больше времени друг для друга!

Есть у меня одно большое увлечение. Я очень люблю готовить. Люблю, когда приходят гости и я могу их удивить своими блюдами. Я очень дорожу своей семьей и вообще всем, что имею». Ж., 44.

«Отношения с близкими стали более теплыми, добрыми. Теперь я могу другого человека почувствовать изнутри. С возрастом приходит “единство душ”, когда приятно и помолчать вдвоем». Ж., 48.

«Надо радоваться каждому дню, солнцу и небу над головой». Ж., 49.

«У меня даже есть жизненный девиз: “Прорвемся, победим, несмотря на трудности”». М., 48.

Иногда разрешению кризиса способствует появление в жизни человека новых источников получения радости.

«Уже 43 года. Кошмар! Три года назад случился кризис. Похоже, началась депрессия. Казалась себе не старой, но уже в возрасте, хотя раньше не замечала этого. То фигура ужасная, то лицо несвежее. Частенько бывали перепады настроения. Иногда встану с утра в прекрасном расположении духа, а к вечеру становлюсь раздражительной. А причины для плохого настроения смешные и глупые.

Но появился дачный участок. Стала заниматься садом. Это помогает бороться с плохим настроением. А еще была проблема с общением, вернее с его нехваткой, так как работаю дома. Дача выручила, появились новые знакомые, темы для разговоров. В общем, жизнь стала интересней». Ж., 43.

Важное место в жизненной философии занимают не только способы получения удовольствия, но еще содержание и формы той общественной или семейной пользы, которую человек может принести окружающим. Можно согласиться с Э. Эриксоном, который видел сущность кризиса середины жизни в необходимости формирования у человека генеративности, в стремлении к собственному вкладу в развитие жизни на земле. Другими словами это можно охарактеризовать так: необходимо в это время стать родителем, причем не в прямом, а в переносном смысле. Научиться заботиться, помогать, а главное – проявлять свою любовь к людям молодого возраста, не обязательно к кровным родственникам. Главные функции такого родительства — создавать и отдавать конкретные продукты, идеи, отношение к жизни.

«Мои подчиненные для меня как дети. Они чувствуют мою любовь. Они абсолютно открыты мне, и я им доверяю. Конечно, приятно, когда они радуются моему приходу (я бываю на работе не каждый день)». Ж., 46.

«Я в последнее время стала много читать, занимаюсь самообразованием. Читаю книги о травах. Составляю каталог. Хочу быть полезной моим близким, пока будет возможность». Ж., 43.

«Да, в жизни бывает много сложностей. Если на все реагировать, здоровья не хватит. Но все равно жизнь прекрасна. Чувствовать, двигаться, любить и быть любимым, заниматься интересным делом... Нужно подниматься в гору, стоять на месте невозможно. И надо кое-что оставить потомкам». М., 39.

Помимо принятия своего прошлого и актуальной жизненной ситуации для разрешения кризиса человеку необходимо сформировать позитивный образ будущего и выделить ближайшие жизненные цели, которые обусловят его жизненную активность.

«Жалею ли я о чем-то сделанном или несделанном в своей жизни? Нет. Я считаю, что жизнь человека представляет собой туннель, достаточно широкий, но все-таки ограниченный. И человек может только выбрать, по какой стороне ему идти: по стороне боли и разочарований или по стороне радости и благополучия.

Старость... Мне удивительно, почему люди ее боятся. Ведь выйдя на пенсию, можно заниматься любимым хобби, воспитывать внуков, самосовершенствоваться, в конце концов. Мне представляется старость как кульминация человеческого развития. Человек прожил целую жизнь. У него огромный уникальный багаж знаний. Его мудрость помогает подрастающему поколению. Многие известные люди начинали творить уже в старости. Это ли не доказательство?» М., 42.

«...Помогала людям, они спрашивали меня, не психолог ли я. Поняла, что мое призвание — психология. Вот так я снова оказалась за партой. Хотя мне 46, а моим однокурсникам много меньше, не чувствую разницы в общении. Как мне кажется, проходя сложные периоды жизни, я все ближе подходила к основной цели — познанию души. Главное — познание себя, а через себя — познание окружающего мира со всем его многообразием. Однажды меня спросили, каков лозунг твоей жизни. Я ответила спонтанно и даже шутливо: “Бороться и искать. Найти и не сдаваться”. Подумав же, я решила, что это истинная правда». Ж., 46.

«Мне хочется рассказать о периоде с 38 до 42 лет, когда я пережила несколько взлетов и падений. Тогда это было так тяжело!

Поиск единомышленников и желание стать психологом привели меня на ученическую скамью. Это счастье и радость! Если я что-то знаю, то хочется обязательно поделиться с другими. Так закончился мой кризис середины жизни, и я с оптимизмом смотрю в будущее. О себе: замужем 22 года, имею двоих детей». Ж., 44.

* * *

В заключение обсуждения проблемы кризиса середины жизни нужно еще раз сказать, что его переживание, являясь необходимой ступенью развития в зрелости, обогащает человека.

Однако время переживания кризиса не определяется календарным возрастом человека. Кризис наступает тогда, когда человек, с одной стороны, накапливает некоторый жизненный опыт, а с другой, достигает достаточно высокого уровня рефлексии, необходимого для осознания этого опыта. Тогда у человека появляется возможность постижения смысла своего существования на земле. Таким образом, кризис — это не кара за совершенные ошибки, а ступень для продолжения процесса развития. Поэтому, может быть, правильнее называть его не «кризисом середины жизни», а экзистенциальным кризисом — нормативным кризисом периода зрелости.

Еще один важный вопрос: насколько человек осознает, что с ним происходит, сколь велика рефлексия происходящих изменений? Мы полагаем, что человек может и не знать о существовании кризиса среднего возраста и в то же время успешно пройти его, ставя перед собой вопросы, присущие критическому периоду и получая на них ответы. Кризис ощущается им на уровне субъективного неблагополучия, ощущения, что с ним что-то не так, или на уровне понимания, что с ним все в порядке и он знает, куда двигаться дальше.

Итак, новообразования кризиса. Это прежде всего замена боязни изменений и страха будущего открытостью к изменениям, доверием к будущему, актуализация ресурсных возможностей, пробуждение и проявление скрытого потенциала, о котором человек мог ранее даже не знать. Это становится возможным, поскольку в первой половине жизни энергия и время тратились на выполнение социальных и семейных ролей, а теперь появилось время думать о себе, делать то, что хочется на самом деле.

Юнг считал, что в этот период человек может концентрировать внимание на «самости», углубляться в свой внутренний мир, и таким образом продолжать свое развитие. Он полагал, что на данном этапе человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни станет кульминацией мудрости и творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть слова К. Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений. А следовательно, вступают во вторую половину жизни неподготовленными.

Может быть, поэтому кризис середины жизни переживается намного острее, чем предыдущие. От него труднее «уходить», хотя это и возможно. Значительная часть людей не может завершить его, и всю вторую половину жизни проецирует внутреннее неблагополучие на окружение, сопротивляется возрасту, находится в субдепрессивном состоянии. Это существенно снижает качество жизни, а также отрицательно влияет на продуктивность профессиональной деятельности и состояние здоровья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.