Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья с делегированием обязанностей






Многодетные семьи сейчас в нашей культуре не так широко распространены, как прежде. Когда-то иметь множество детей было нормой. Дети считались богатством семьи. Времена изменились, однако структурные взаимоотношения, наблюдающиеся в большинстве многодетных семей, остались теми же. Когда тот или иной институт становится слишком большим, власть в нем приходится делегировать. При наличии в доме многочисленных детей обычно на одного или, возможно, на нескольких старших детей возлагаются родительские обязанности. Эти дети-родители берут на себя функции выращивания остальных детей в качестве представителей родителей.

Такое внутреннее устройство семьи эффективно, пока обязаннос­ти ребенка-родителя четко определены настоящими родителями и не выходят за пределы его возможностей с учетом степени его развития. При этом ребенок-родитель оказывается исключенным из подсисте­мы сиблингов и выдвигается в подсистему родителей. Такое положе­ние имеет свои привлекательные стороны, поскольку ребенок полу­чает прямой доступ к родителям, и у него лучше развиваются навыки управления. Подобные схемы прекрасно функционировали на протя­жении тысячелетий. Многие терапевты сами когда-то были детьми-родителями. Однако струк­тура многодетной семьи способна дать здесь трещину, и терапевт должен отдавать себе в этом отчет.

Когда на ребенка-родителя возлагается непосильная для него от­ветст­венность или когда он не наделен властью, достаточной для вы­полнения своих функций, он может стать носителем симптома. Дети-родители по определению занимают промежуточное положение. Такой ребенок чувствует себя исключенным из контекста сиблингов, но не вполне принятым в родительский холон. От этого страдает важный контекст социализации в подсистеме сиблингов. Более того, наличие ребенка-родителя может помешать воспитанию младших детей, кото­рое должны осуществлять родители.

В ходе терапии может оказаться полезным прибегнуть к проведе­нию границ, перестраивающих родительскую подсистему без участия ребенка-родителя, и проводить сеансы с одними лишь сиблингами, реорганизуя роль ребенка-родителя в подсистеме сиблингов. Или же, если родительская подсистема уже и так перегружена, ответственность за поддержку родительской подсистемы можно более равномерно рас­пределить между другими сиблингами.

Семья - " аккордеон"

В некоторых семьях один из родителей подолгу отсутствует. Клас­сический пример – семьи военнослужащих. Когда один из супругов уезжает, остающийся вынужден брать на себя дополнительные вос­питательные, управляющие и руководящие функции, иначе дети ока­жутся лишены этого вообще. На какое-то время родительские функ­ции оказываются сосредоточенными в руках одного человека, и семья приобретает форму неполной – семьи с одним родителем. Возложе­ние добавочных функций на супруга, остающегося дома, наносит ущерб сотрудничеству между супругами. Дети могут еще больше уси­ливать разобщение родителей, что нередко приводит даже к закреп­лению за ними ролей " хорошего отца и плохой, бросившей семью матери"; при такой организации семьи возникает тенденция к оттор­жению родителя, оказавшегося на периферии.

Подобная семья- " аккордеон" может обратиться за терапевтической помощью, если находившийся в разъездах родитель меняет работу и становится в семье постоянным персонажем. В этот момент органи­зация функций в семье должна измениться, поскольку прежняя про­грамма мешает возникновению новых функций с участием отсутство­вавшего супруга. Родитель, находившийся на периферии, должен вновь занять значимое положение.

В таких ситуациях, как и в другие переходные моменты, терапия должна включать в себя не только реструктурирующие, но и воспи­тательные приемы. Семья должна осознать, что она, в сущности, превратилась в " новую" семью. Усвоить такое представление нелег­ко, поскольку " составные части" семьи прожили вместе долгое вре­мя, и новой становится только форма семьи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.