Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и изменение






Семья не является чем-то статичным. Она, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Рассмотрение людей вне времени и происходящих перемен – всего лишь языковая конструкция. Изучая ту или иную семью, терапевт, по существу, останавливает время, как останавливают кинофильм, желая сосредо­точиться на каком-то одном кадре.

Однако до сих пор семейная терапия не стремилась учитывать тот факт, что семьи с течением времени меняются. Отчасти это проис­ходило потому, что семейные терапевты в значительной степени ори­ентированы на " здесь и сейчас", в отличие от психодинамической терапии, исследующей прошлое. Однако отчасти это объясняется и тем, что семейный терапевт испытывает громадное давление сил, управляющих семейной структурой. Он вторгается в живую систему, которая выработала собственный способ существования и могучие механизмы, защищающие этот способ. В тесном терапевтическом общении в первую очередь ощущаются именно эти стабилизирующие механизмы и лишь изредка дают о себе знать гибкие элементы струк­туры. Перемены происходят в настоящем, однако становятся замет­ными лишь в длительной перспективе.

Семья постоянно сталкивается с потребностью в изменении, ис­ходящей как извне, так и изнутри. Умирает дед, и может появиться необходимость реорганизовать всю родительскую подсистему. Уволь­няется с работы мать, и приходится модифицировать супружескую, исполнительную и родительскую подсистемы. Перемены – это, в сущности, норма, и в длительной перспективе в каждой семье заметны большая гибкость, постоянные флуктуации и, вполне вероятно, боль­ше дисбаланса, чем равновесия.

Изучать семью в длительной перспективе – значит рассматривать ее как организм, развивающийся во времени. Две индивидуальные " клетки" соединяются, образуя составное существо, подобное коло­ниальному организму. Это существо проходит этапы взросления, которые по-своему проявляются у каждого его компонента, и в кон­це концов обе клетки-основоположницы дряхлеют и умирают, а дру­гие начинают жизненный цикл заново.

Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переме­нах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей слож­ности. Хотя семья может совершать флуктуации лишь в пределах оп­ределенного диапазона, она обладает поразительной способностью адаптироваться и изменяться, в то же время сохраняя преемственность.

Живые системы, наделенные подобными свойствами, являются по определению открытыми системами, в отличие от замкнутых " равно­весных структур", описываемых классической термодинамикой. Илья Пригожий так характеризует это различие: " Типичный пример равно­весной структуры представляет собой кристалл. Диссипативные [жи­вые] структуры имеют совершенно иные свойства: они возникают и поддерживаются благодаря обмену энергией и веществом в неравно­весных условиях". В живой системе флуктуации, происходящие либо внутри, либо вне системы, придают ей новую структуру: " Новая струк­тура всегда есть результат нестабильности. Она возникает в результа­те флуктуации. Хотя обычно за флуктуацией следует реакция, снова возвращающая систему в невозмущенное состояние, в момент фор­мирования новой структуры флуктуация, наоборот, усиливается". Классическая термодинамика, заключает Пригожий, " в сущности, представляет собой теорию разрушения структуры... Однако такая теория должна быть так или иначе дополнена теорией возникновения структуры".

На протяжении многих лет семейная терапия выдвигала на первый план способность систем к самоподцержанию. Теперь работы Пригожина и других показали, что если система частично открыта для при­тока энергии или информации, " вызываемые этим нестабильности не ведут к случайному поведению... наоборот, они имеют тенденцию переводить систему в новый динамический режим, соответствующий новому состоянию усложненности".

Семья, будучи живой системой, обменивается с внешней средой энергией и информацией. За флуктуацией, внутренней или внешней, обычно следует реакция, которая возвращает систему в стабильное состояние. Однако когда флуктуация усиливается, в семье может наступить кризис, в ходе которого происходящие изменения перево­дят ее на иной уровень функционирования, позволяющий справить­ся с ситуацией.

 
 

Из представления о семье как о живой системе вытекает, что, как можно убедиться, длительное время изучая любую семью, ее разви­тие происходит следующим образом:

При этом периоды нарушения равновесия чередуются с периода­ми гомеостаза, а флуктуации не выходят за пределы, допускающие управление ими.

Основываясь на этой модели, терапевт может сразу соотнести за­дачи терапии со стадией развития, на которой находится семья, по­тому что терапевтический кризис повторяет схему развития. В отли­чие от других моделей, она не ограничена индивидом и контекстом. Она имеет дело с холонами, постулируя, что связанные с развитием изменения индивида оказывают влияние на семью, а изменения в семье и во внесемейных холонах оказывают влияние на индивидуаль­ные холоны.

Согласно этой модели, развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. Существуют периоды равновесия и адап­тации, характеризующиеся овладением соответствующими навыками и задачами. Существуют и периоды дисбаланса, вызываемого либо индивидом, либо контекстом. Они приводят к скачкообразному пе­реходу на новую, более сложную стадию, на которой вырабатывают­ся новые задачи и навыки.

Представьте себе двухлетнего ребенка, которого отправляют в ясли. Экспериментируя с новыми навыками выживания в отсутствие мате­ри, он начинает требовать новых взаимоотношений в семье. В про­довольственном магазине мать вынуждена позволить ему выбрать тот сорт печенья, который дают ему в яслях. Вечером отцу приходится утешать мать шуточками по поводу " шаловливых ручонок". В действи­тельности все трое членов этой семьи должны вырасти из стадии " ре­бенок-родитель". Ребенок, диада, состоящая из матери и ребенка, и семейная триада превратились в диссипативную структуру. Флук­туация усиливается как из-за внутренних, так и из-за внешних влия­ний, и возникающая нестабильность переводит систему на новый уровень сложности.

Эта модель развития выделяет четыре основных этапа, организо­ванных вокруг развития ребенка. Это образование пар, семьи с ма­ленькими детьми, семьи с детьми-школьниками или подростками и семьи с взрослыми детьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.