Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный холон






Рассматривать индивида в качестве холона особенно трудно всяко­му, кто воспитан в рамках западной культуры. Возьмите определение холостого человека, которое дает Бюро переписей: " одинокий, не связанный с кем-либо взрослый". Вот поразительный пример нашей индивидуалистической идеологии. " Не связанное с кем-либо" существо невозможно обнаружить нигде в мире живых организмов, одна­ко оно существует в нашей типологии людей. Конституция, законы о налогах и о социальном обеспечении, системы здравоохранения, службы психического здоровья и просвещения – и даже дорогостоя­щие дома для престарелых, – во всем этом находит свое выражение не только представление об автономном индивиде, но и убеждение, что такое состояние желательно.

Этим предрассудком проникнута вся наука о психическом здоро­вье, и в том числе даже семейная терапия. Представление Рональда Лэйнга о семейной политике требует, чтобы индивид был избавлен от пагубных семейных уз (что, возможно, облегчает его включение в переписи в качестве одинокого, не связанного с кем-либо взросло­го). " Шкала дифференциации собственного я" Мюррея Боуэна, ис­пользуемая для определения того, насколько это " я" свободно от вли­яния взаимоотношений с другими, точно так же выдвигает на первый план " борьбу" между индивидом и семьей. Когда индивид рассмат­ривается как часть любого большего целого, он почему-то считается проигравшим.

Начинающий терапевт может оказаться особенно склонен концен­три­ро­вать свое внимание на ограничениях, налагаемых семьей. Велика вероятность того, что он вырос в семье, где шла борьба с процесса ми самоопределения внутри семейной группы. Очень может быть так­же, что он находится на таком этапе своей жизни, когда происходит его отделение от прежней семьи, а возможно, и образование нуклеарной семьи и когда требования, возникающие при создании нового холона, могут восприниматься как отрицание его ощущения собствен­ного " я". Поэтому в центре внимания такого начинающего терапевта могут волей-неволей оказаться реальности взаимозависимости и вза­имодополнительности.

Понятие об индивидуальном холоне предполагает представление о " собствен­ном " я" в контексте". Оно включает в себя личностные и исторические детерминанты собственного " я". Однако оно шире это­го, поскольку включает в себя еще и текущий вклад социального кон­текста. Специфические взаимодействия с другими людьми создают и усиливают те аспекты личности индивида, которые соответствуют контексту. В свою очередь, индивид оказывает влияние на других людей, которые так или иначе взаимодействуют с ним, поскольку его реакции вызывают и усиливают их реакции. Происходит постоянный круговорот взаимных влияний и реакций, поддерживающий опреде­ленный стереотип. В то же время и индивид, и контекст способны проявлять гибкость и изменяться.

Легко представить себе семью как единое целое, а индивида – как холон этого целого. Однако индивиду присущи и другие аспекты, не укладывающиеся в представление об индивиде как холоне целого, – это показано на схеме:

 
 

Прямоугольник означает семью. Каждая кривая – это индивиду­альный член семьи. Лишь определенный участок его " я" составляет часть семейного организма. Для В и Г семья более необходима, чем для А и Б, которые могут быть более связаны с коллегами, с роди­тельскими семьями и с группами равных им по положению в обще­стве. Однако диапазон допустимого поведения все равно определяет­ся организацией семьи. Насколько широк диапазон поведения, предусмотренный семейной программой, – зависит от способности семьи поглощать и усваивать энергию и информацию извне.

Постоянное взаимодействие внутри различных холонов в разное время требует активизации различных участков их " я”. Когда ребенок взаимодействует с чрезмерно сосредоточенной на нем матерью, он пользуется своей беспомощностью, чтобы заставить о себе заботить­ся. Однако от своего старшего брата он добивается того, чего хочет, хитростью и соперничеством. Мужчина, выступающий в семье как авторитарный муж и отец, на работе вынужден мириться с более низким иерархическим положением. Подросток, который доминирует в группе ровесников, пока действует заодно со своим старшим бра­том, приучается вести себя смирно и вежливо, когда брата нет по­близости. Различные контексты вызывают к жизни разные грани личности.

В результате люди всегда используют лишь часть своих потенци­альных возможностей. Таких возможностей множество, и в каждом данном контексте реализуются или ограничиваются лишь некоторые из них. Поэтому разрушение или расширение контекста может выз­вать к жизни новые возможности. Терапевт – это человек, который расширяет контексты, создавая такой новый контекст, в котором становится возможным исследование неизвестного ранее. 0н поддер­живает членов семьи и поощряет их экспериментирование с такими видами поведения, которые прежде ограничивала семейная система. С появлением новых возможностей семейный организм усложняется и вырабатывает более приемлемые альтернативные решения проблем.

Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индиви­дов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимо­действие с этими более крупными холонами создает значительную часть проблем и задач семьи, а также ее систем поддержки.

Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсисте­мы. Такую подсистему представляет собой каждый индивид или диа­да, например муж и жена. Более обширные подгруппы образуют поколения (подсистема сиблингов), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В различ­ных подсистемах люди меняются, как изображения в калейдоскопе. В родительской подсистеме сын должен вести себя как ребенок, чтобы его отец мог вести себя как взрослый. Однако когда ему поручают присматривать за младшим братом, этот ребенок оказывается наделен­ным исполнительной властью. В рамках семейного холона особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и подсистема сиблингов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.