Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование сотрудничества ребенка и взрослого






Педагогика сотрудничества предполагает использование демократического стиля общения и взаимодействия как основного. Существуют и такие варианты сотрудничества, как совместная творческая деятельность педагогов и уча­щихся, дружеское расположение, равноценное взаимодей­ствие, основанное на взаимном уважении педагога и ре­бенка*

Выделяются три этапа положительного воздействия на личность в формировании сотрудничества между учите­лем и ребенком с отклонениями в развитии и поведении:

I этап характеризуется вопросом-установкой «ты можешь»,
при положительном ответе на который выявляется зави­
симость «можно, если», ведущая ко II этапу положитель­
ного воздействия на личность, характеризующемуся воп­
росом-установкой «ты хочешь». Утвердительный ответ вы­
зывает у воспитанников, как правило, радость и осозна­
ние собственных возможностей. Удачное прохождение пер­
вых двух этапов ведет к III этапу положительного воздей­
ствия на личность. На данном этапе организуется совмес­
тная коррекционная работа «учитель — ребенок». Между
всеми тремя этапами существует четкая взаимосвязь. I и

II этапы ведут ребенка к осознанию успеха и постановке
новой цели (причем цель ставится совместно, а не учите­
лем) и, следовательно, к решению этой задачи. К услови­
ям обеспечения полноценного сотрудничества относятся:
обеспечение душевного здоровья и эмоционального благо­
получия детей, что является необходимым условием успеш­
ности любой деятельности и обучения в том числе. Эмоци­
ональные проблемы затрудняют процесс сотрудничества,


сводят на нет попытки установления «качественных» вза­имоотношений. Весьма важны приобщение ребенка к на­выку самостоятельного обучения, способствующего само­изменению и саморазвитию; развитие интеллектуальных способностей ребенка, его речи, мышления, памяти, вни­мания, воображения; воспитание культуры общения. Стро­ясь на основе сотрудничества педагога и ребенка, учебно-воспитательный процесс сохраняет общий характер, то есть является возможным для всех и регулирует как отно­шения «ребенок — взрослый», так и отношения «ребенок — ребенок».

Ребенок не подражает взрослому, а ищет недостающих знаний. При обучении он должен освоить ряд разумных мыслительных операций, которые невозможно имитиро­вать. В тех случаях, когда учитель не дает готовых образ­цов и определений, ребенок вынужден осуществлять само­стоятельный поиск (познавательная инициатива ребенка).

В процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо или что он знает и умеет не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интере­сующую его учебную задачу; обращение с конкретным за­просом нового знания. В случае незнания ученик обраща­ется к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности, а с новой задачей. Он анализирует создавшую­ся ситуацию, выделяет в ней то, что ему непонятно, и ставит себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю что-то». После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.