Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы становления отечественной олигофренопедагогики






Научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым медиком М. Моп-тессори. Она организовала школу или так называемый дом ребенка, в котором активное участие принимали ро­дители аномальных детей.

Один из разделов коррекционной педагогики — олиго­френопедагогика —• возник в начале XIX в. как определен­ное направление в развитии медицины и педагогики. Пер­вые попытки изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей были предприняты во Франции Ж. Ите-ром и Э. Сегеном. Далее проблемами олигофренопедагогики стали заниматься ученые Бельгии (Ж. Демор и Ж.О. Дек-роли), Германии (Б. Минпель и А. Фукс), Франции

(А. Вине, Ж. Филиппы,, П. Боннур) и др. Умственно от­сталые дети обучались и воспитывались в специальных отделениях при психиатрических лечебницах или в спе­циальных приютах, Первыми их воспитателями были вра­чи. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Се-геном разработал систему воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Эта система была основана на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок внимания, моторики, воли, ор­ганов чувств. Во второй половине XIX в. во многих стра­нах ввели всеобщее начальное обучение, и в связи с этим усилилось внимание к легким формам умственной отста­лости детей. Для них стали создаваться специальные клас­сы и школы. В разработку отечественной дореволюционной и советской олигофренопедагогики значительный вклад вне­сли Е.К. Грачева, М.Л. Поставская, В.П. Кащенко, AM. Граборое, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев и др.

Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908 г., в том же году в Москве была создана школа-санаторий по инициативе В.П. Кащенко. Первая вспомогательная школа для ум­ственно отсталых детей была открыта в 1910 г. Он же (В.П. Кащенко) был инициатором научных исследований по дефектологии.

Большой вклад в олигофренопедагогику внесли ВМ. Бех­терев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие медицинскую и педагогическую науки.

Основополагающей для отечественной олигофре­нопедагогики стала концепция Л.С. Выготского о возмож­ности и необходимости развития в первую очередь выс­ших психических функций больных детей, не ограничива­ясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Л.С. Выготского развивали А.И. Граборое, Л.В. Зан-ков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б. И. Пинский, ТЛ. Власо-


ва, ИТ. Еременко, Х.С. Заме кий, В.Г. Петрова, В.И. Лу-бовский, А.Р. Лурияр М.С. Певзнер, ИМ. Соловьев и др.

В России воспитание и обучение детей с легкими фор­мами умственной отсталости осуществляется в специаль­ных вспомогательных школах. Отечественные олигофре-нопедагоги отвергают получившие распространение за ру­бежом формальные тренировочные упражнения (сенсор­но-моторную культуру, психическую ортопедию) как глав­ное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режимы, оберегающие нервную систему ребенка, организованный здоровый дет­ский коллектив, привлечение детей к общественно полез­ному труду во вспомогательной школе и вне ее, единство и постоянство требований школы и семьи.

54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»

Цоскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий. Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его основных значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом — выступает как предмет усвоения. Знание — это совокупность идей человека, в которых выражено теоре­тическое овладение им предметом. В этом значении поня­тие «знание» в полной мере относится и к учебному по­знанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохра­нять в памяти, уметь воспроизводить и применять на прак­тике, т. е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно опре­делить как понимание, сохранение в памяти и умение вое-

 

производить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выво­ды и т. д.), В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практи­ке. Например, умение решать задачи по математике свя­зано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знани­ями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практичес­кие действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае на­вык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой сте­пени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важ­ный элемент умения осмысленного чтения.*

Под способностями принято понимать такие развива­ющиеся в процессе обучения психические свойства лично­сти, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с дру­гой — обусловливают высокую степень умелости и успеш­ности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные; К общим способностям относятся трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, вни­мательность, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т. д. Специальные способности основаны на природных задатках, которые также развиваются в про­цессе обучения.

Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, склонность к литературному твор­честву или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развива­ются они в тесной взаимосвязи и единстве.

Такие психологические способности ученика, как тру­долюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее за­ниматься по всем предметам.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.