Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности волевых качеств умственно отсталых детей






Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность во­левой регуляции поведения умственно отсталых детей свя­зана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловлен­ных им вторичных осложнений.

Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Особенности волевых качеств умственно отсталых де­тей проявляются в том, что они:

1) малоинициативны;

2) не могут в достаточной степени проявлять волевые
усилия;

3) не в состоянии управлять волевыми действиями;

4) не умеют действовать в соответствии с перспек­
тивными целями;

5) не могут подчинить свое поведение определенной за­
даче, спланировать свои действия;

6) не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У умственно отсталых отсутствуют самостоятельность

и целеустремленность.

Умственно отсталые дети подвластны аффективным им­пульсам, непосредственным воздействиям ситуации, не склон­ны к самостоятельной переработке этих воздействий с пози­ции собственных убеждений и духовных потребностей.

Ввиду присущего умственно отсталым слабоволия они легко внушаемы. Им свойственны некритическое воспри­ятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания, предложе­ния или советы с собственными интересами и склонностя­ми. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься. Умственно отсталого легко подговорить сделать что-либо,


 



 

спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслы ханное упрямство даже тогда, когда им приводят разум ные доводы в пользу необходимости действовать в нужно» в данный момент направлении. Такие контрасты в прояв-лении воли являются результатом незрелости личностно сферы умственно отсталых детей.

Развитие воли у нормально развивающегося ребенка тесным образом соотносится с обогащением его мотиваци оннои и нравственной сферы. Недоразвитие духовных по требностей, бедность и неустойчивость потребностей и мо­тивов умственно отсталых детей существенно затрудняв развитие их волевых качеств.

Однако слабость воли у умственно отсталых обна-
руживается не всегда и не во всем. С.Я. Рубинштейн ука-
зывает на резкие контрасты в поведении, когда наряду с
безынициативностью, неумением преодолевать малейшие
препятствия, противостоять искушениям проявляется и
настойчивость, и целеустремленность. Слабость воли вые-
тупает в тех случаях, когда они знают, как надо действо-
вать, но не испытывают потребности в этом действии, а
также в тех случаях, когда цель деятельности является
отдаленной во времени.

Воспитание воли у детей без отклонений в развитии — сложный и длительный процесс. Воспитание воли у ум­ственно отсталых детей представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их раз-вития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.