Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины умственной отсталости






Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы, приводящие к умственной отсталое- ти, условно можно разделить на две группы:

1) эндогенные (внутренние);

2) экзогенные (внешние).
Эндогенные причины.

 

1) различные наследственные заболевание родителей.
По наследству, на генетическом уровне передается
около 50-70% форм умственной отсталости;

2) хромосомные нарушения. В настоящее время уста-
новлено, что одной из частых причин умственной
отсталости являются хромосомные нарушения, свя­
занные с изменениями в численности или структуре
хромосом (хромосомные аберрации). Они состав л я-
ют около 15% от всех случаев. Среди хромосомных
аномалий чаще других встречается аберрация, вы-
зывающая синдром Дауна;

3) нарушения обмена веществ, При большинстве на­
следственных нарушениях обмена имеет место пора-
жение ЦНС, что приводит к возникновению так
зываемого сложного дефекта, т, е. к различным со-
четаниям интеллектуальной недостаточности с по


ражениями двигательной системы, с недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами.

Наиболее часто встречается такой вид генетически обу­словленного нарушения обмена, как фенилкетонурия. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсиче­ских продуктов. С данными нарушениями связано воз­никновение тяжелых форм умственной отсталости.

Экзогенные причины

В пренатальный (внутриутробный) период:

1) хронические заболевания матери;

2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в пе­
риод беременности;

3) интоксикация, прием матерью во время беременности
некоторых лекарственных препаратов;

4) курение, употребление алкоголя и наркотиков ма­
терью.

В натальный (родовой) период:

1) родовые травмы;

2) инфицирование плода;

3) асфиксия (удушье) плода.

В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):

1) остаточные явления после различных инфекцион­
ных и других заболеваний;

2) различные травмы головы;

3) интоксикации, перенесенные ребенком.

Причиной неблагоприятных последствий для пси­хофизического развития плода или ребенка после его рож­дения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы и др.).

К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблаго­приятные условия социальной среды и психическую деп-ривацию (недостаточное удовлетворение важных пси-


 



 

хологических потребностей) ребенка в раннем детстве. Часто неблагоприятные наследственные факторы выступают в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т. е. наблюдается сочетание различных патологических факторов — полиэтиология. Противопоставление экзоген­ных и эндогенных причинных факторов, ведущих к ум­ственной отсталости, является неправильным. Знание при­чин умственной отсталости важно не только для диагнос­тики, но и прогнозирования динамики заболевания у кон­кретного ребенка в дальнейшем, что необходимо для ре­шения вопросов его комплексной психолого-медико-педа­гогической реабилитации и социальной интеграции.

Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умствен­ной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагиро­вание, а также словесно-логический вид мышления. Наи­более сохранно наглядно-действенное мышление. У умствен­но отсталых затруднено формирование понятий, сужде­ний, умозаключений. Мотивация мышления снижена..

При решении мыслительных задач отмечается недоста­точность ориентировки, отсутствие планирования, неосо­знанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении.

Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается так­же замедленный темп, узость объема, нарушение избира­тельности, малая дифференцированность. Для представ-


лений умственно отсталых характерны недифференциро-ванность, фрагментарность, поверхностный характер, не­достаточная обобщенность и уподобляемость.

Памяти умственно отсталых свойственно снижение про­дуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точно­стью, а также замедленностью; сохранение — непрочно­стью; воспроизведение — низким объемом, искажением ма­териала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память* Умственно отсталые лучше запомина­ют внешние, иногда случайные зрительно воспринимае­мые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запомина­ние. Значительные трудности представляет и припомина­ние материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.

Внимание умственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых ха­рактерны трудности распределения, замедленность пере­ключения. Даже будучи привлеченным к объекту, внима­ние умственно отсталых быстро дстощается и характе­ризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Воображение у детей с умствен­ной отсталостью отличается неточностью, фрагментарно­стью. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потреб­ность в новых знаниях. Степень интеллектуального де­фекта имеет значительные вариации у детей с различны­ми видами умственной отсталости. Наряду с недостатками развития познавательной сферы у детей с легкой умствен­ной отсталостью имеются потенциальные возможности со­вершенствования интеллектуальных способностей. При коррекционном обучении у умственно отсталых развива­ются такие сложные виды психической деятельности, как

 

целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы ана­лиза и синтеза, процессы сравнения и обобщения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.