Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение речи у дошкольников.






Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуще­ствляет одну из важнейших потребностей человека — по­требность в общении. В период дошкольного возраста у ре­бенка происходит социализация, т. е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка — семья. Далее круг общения расширяется, и, бо­лее того, основной массой коммуникации становятся сверст­ники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно за­трудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.

Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полу­ченные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ре­бенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологиче-ские и психолого-педагогические. Данная классификация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход осно­вывается на принципе от общего к частному, на система­тизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необ­ходимости.


У детей дошкольного возраста чаще встречается рас­стройство устной речи (так как в силу возраста письмен­ная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями в этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как заикание, дислалия (карта­вость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомле­ния органов речи, инфекционных заболеваний и стрессо­вых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще все­го не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тя­желых и затяжных случаях — помощь психолога.

Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности цент­ральной нервной системы в целом или неправильного ана­томического строения речевого аппарата. К последнему от­носится ринолалия — «заячья губа». Это заболевание лег­ко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизарт­рия, где поражается нервная система. Степень тяжести дан­ного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятно­сти до полной невозможности произносить значимые фоне­мы. Одно из самых тяжелых нарушений — алалия, возни­кает поражение коры головного мозга в течение внутриут­робного периода или после рождения. Характеризуется не­возможностью формирования языковых средств. При мо­торной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на род­ном языке, хотя органы слуха не повреждены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.