Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей






Множество нарушений у человека затрудняет их клас­сификацию. Существуют различные классификации, а также основания для этих классификаций. Наиболее рас- пространенными основаниями являются следующие:

1) причины нарушений;

2) виды нарушений с конкретизацией их характера;

3) последствия нарушений, которые сказываются в даль-

нейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие ка­тегории лиц:

1) глухие;

2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата;

7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

8) лица с нарушением интеллекта;

9) лица с задержкой психического развития (трудно-
обучаемые);

10) лица с тяжелым нарушением речи;

11) лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе — группировка вышеуказанных категорий нарушений в со- ответствии с локализацией нарушения в той или иной си-стеме организма:

1) телесные (соматические) нарушения;

2) сенсорные нарушения (слух, зрение);

3) нарушения деятельности мозга (умственная от­
сталость, нарушения движений, психические и ре­
чевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;


 



 

 

2) несчастный случай, стихийное бедствие;

3) дорожно-транспортное происшествие;

4) экологию; болезнь и др.

Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые ис­ходные данные для планирования индивидуальной програм­мы специальной педагогической деятельности.

Наиболее распространенной является классификация Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина.

1. Дети с нарушением слуха и зрения:

1) с недостатками слуха;

а) глухие (неслышащие) дети;

б) слабослышащие (тугоухие) дети;

2) со стойкими дефектами зрения:

а) слепые (незрячие) дети;

б) слабовидящие дети.

2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психи­
ческого развития:

1) умственно отсталые;

а) олигофрения;

б) деменция;

2) интеллектуальная недоразвитость:

а) идиотия;

б) имбецильность;

в) дебильность;

3) с задержкой психического развития (ЗПР):

а) ЗПР конституционного происхождения;

б) ЗПР сомагенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрастенического характера.

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи:

1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, та-
хилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, ала-
лия, афазия);

2) нарушения письменной речи (дислексия, десерафия).

4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы

(ДЦП).


5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно от-

сталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отеталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)

6. Дети с искаженным развитием—психопатией (стой-
кий дисгармонический склад психики), с патологией вле­
чений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.