Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры применения выборочного метода






Если проследить за развитием выборочного метода за последние 10 лет, то наибольшее впечатление производит быстрое увеличение числа и видов проведенных выборочных обследований. Статистическое бюро ООН время от времени публикует сообщения о выборочных об-следованиях, проводимых в странах-членах ООН, в издании. В сообщении за 1960 г. перечисляются обследования, проведенные в 52 странах. Многие из этих обследований преследовали цель получить несомненно важные для национального планирования сведения в таких областях, как сельскохозяйственное производство и землепользование, безработица и трудовые ресурсы, промышленное производство, оптовые и розничные цены, состояние здоровья населения, доходы и расходы семей. Проводились обследо-вания и по более частным темам: были исследованы, например, жилищ-ные и социальные проблемы пожилых людей (Австрия), задолженность арендаторов (Цейлон), стоимость жилищного строительства (Чехосло-вакия), возраст учеников начальных школ (Италия), влияние телеви-дения на школьников (Голландия), условия домашней работы домо-хозяек (Швеция), состав женщин, берущих детей на воспитание (Вели-кобритания), использование технической информации на мелких пред-приятиях (Великобритания), занятость ученых и инженеров в промыш-ленности (США).

Выборочный метод стал играть значительную роль в национальных переписях населения, проводимых каждые десять лет. В США 5%-ная выборка была впервые применена в переписи 1940 г., когда дополни-тельные вопросы о роде занятий, происхождении, числе детей и т. д. задавали лицам, чьи фамилии попадали на две из каждых 40 строк на лицевой и на оборотной сторонах переписного листа. При переписи 1950 г. выборочный метод применялся гораздо шире. По 20%-ной вы-борке (каждая пятая строка переписного листа) были получены сведе-ния по таким признакам, как доход, число лет обучения, миграция, служба в вооруженных силах. Путем отбора в этой 20%-ной выборке каждого шестого человека дополнительно была взята 31/з%-нaя вы-борка для получения сведений о браках и числе рожденных детей. Кроме того, группа вопросов, касающихся срока службы и состояния жилища, была разбита на пять подгрупп и ответы на вопросы соответ-ствующей подгруппы были получены в каждом пятом доме. Выборочный метод применялся также для ускорения публикации результатов пере-писи. Предварительные результаты по многим важным показателям, полученные путем выборочной разработки, появились более чем за полтора года до опубликования окончательных итогов.

Выборочный метод широко применялся и в переписи населения 1960 г. За исключением некоторых основных данных, требуемых по конституции или согласно закону от каждого человека, полная пере-пись была проведена на 25%-ной выборочной основе: только одно из каждых четырех домохозяйств получало полный переписной лист. Это изменение наряду с существенным повышением механизации обработки [[17]] работки материалов переписи значительно ускорило публикацию результатов и удешевило перепись.

На более низком уровне местные власти - городов, штатов и графств - стали шире пользоваться выборочными обследованиями, чтобы получать сведения, необходимые для перспективного плани-рования и решения неотложных проблем. В США в большинстве крупных городов существуют коммерческие агентства, которые по за-казам планируют и проводят выборочные обследования.

В значительной степени требует выборочного подхода и так назы-ваемое исследование рынка. Постоянно необходимы сведения о числе радиослушателей, телезрителей по различным программам, а также о читательских аудиториях газет и журналов (включая читающих рек-ламу). Промышленники и торговцы интересуются реакцией населения на новые продукты или новые методы упаковки, жалобами на ранее выпущенные продукты и причинами предпочтения одного продукта другому.

В промышленности, торговле и обслуживании часто пользуются выборочным методом, пытаясь повысить результативность работы предприятий. Такие важные области применения выборочного метода, как контроль качества и выборочная приемка продукции, находятся за рамками настоящей книги. Очевидно, однако, что решения, касающие-ся уровня качества партии изделий или его изменения или же принятия или отклонения такой партии, могут быть хорошо обоснованными толь-ко в том случае, когда результаты, полученные по выборочным данным, справедливы (с достаточной точностью) для партии изделий в целом. Выборка деловых документов (отчетов, платежных ведомостей, акций, личных дел), получить которую обычно гораздо проще, чем провести выборочный опрос людей, может дать нужные сведения быстро и эко-номично. Применив выборочный метод, можно сэкономить средства и время также при оценке запасов, при изучении условий и продол-жительности службы оборудования, при оценке качества и эффектив-ности канцелярской работы, при исследовании того, как руководящие работники распределяют свое время на решение различных вопросов и вообще в новой области управления, называемой < исследование опе-раций>. В книгах Деминга (Deming, I960)* и Слонима (Slonim, 1960) содержится много интересных примеров, демонстрирующих диапазон применения выборочного метода в торгово-промышленной деятель-ности.

Опросы общественного мнения и предвыборные опросы, которые сыграли большую роль в ознакомлении общественности с методами выборочного исследования, продолжают привлекать внимание газет. В счетоводстве и финансовом контроле, где выборочный метод приме-няется уже в течение многих лет, растет интерес к приложению его современных достижений при решении конкретных задач. Предметом оживленной дискуссии служит возможность полагаться на результаты выборочных обследований в ходе судебного процесса. [[18]]

Выборочные обследования можно условно разделить на два вида: описательные и аналитические. Цель описательного обследования состоит просто в том, чтобы получить сведения о некоторых больших группах: например, о числе мужчин, женщин и детей, смотрящих ту или иную телевизионную программу. При аналитическом обследова-нии сравниваются различные подгруппы совокупности для того, чтобы установить, существуют ли между ними такие различия, которые поз-волили бы нам построить или проверить гипотезы о природе сил, дей-ствующих в данной совокупности. Например, обследование рождае-мости в Индианаполисе было предпринято с целью выяснить, в какой степени супружеские пары планируют число и время появления детей, отношение мужей и жен к такому планированию, причины того или ино-го отношения и в какой мере супруги достигают успеха в своих дейст-виях (Kiser and Whelpton, 1953).

Разумеется, между описательными и аналитическими обследования-ми нельзя провести четкой границы. Многие обследования предостав-ляют данные, пригодные для обеих целей. Наряду с ростом числа опи-сательных обследований наблюдается, однако, и значительное увели-чение числа обследований, предпринятых главным образом с аналити-ческими целями, особенно для изучения поведения и здоровья людей. В качестве примеров можно назвать обследования состояния зубов у школьников до и после фторизации воды, уровня и причин смертно-сти курильщиков в зависимости от интенсивности курения и обширное обследование эффективности противополиомиелитной вакцины Солка.

Успешное проведение выборочных обследований привело к их применению для оценки довольно необычных величин: например, длины сигаретных окурков, числа мух в городе, числа подписей под петицией, в действительности не поставленных указанными людьми, и даже числа людей, умеющих складывать язык < трубочкой>. Эти ве-личины имели отношение к изучению соответственно связи между ку-рением и раком легких, эффективности борьбы с мухами, юридической силы петиций и наследования умения складывать язык < трубочкой>, хотя последнее, на мой взгляд, не может служить объектом большого обследования.

 

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.