Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции банков как агентов валютного контроля






 

Выполнению функций агентов валютного контроля возложено на банки нормами Банковского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями:

1. контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

2. контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за: обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной форме в отношениях между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь при проведении платежей по импорту; правомерностью (наличие разрешения Национального банка, возможность проведения расчетов в соответствии с валютным законодательством) проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь; правомерностью изменения денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций; правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) резидентов и нерезидентов Республики Беларусь; визированием паспортов сделок, оформленных резидентами; осуществлением резидентами авансовых платежей; целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; соблюдением сроков проведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

3. контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за: полнотой и своевременностью представления резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок по экспорту; представлением резидентами при проведении ими валютных операций договоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств; представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям; представлением документов, обосновывающих платежи физических лиц - резидентов в пользу юридических лиц - нерезидентов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц - резидентов и индивидуальных предпринимателей - резидентов в иностранной валюте; представлением документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера;

4. приостановление операций по счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

5. уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь.

Основными документами валютного контроля в банках Республики Беларусь являются внешнеэкономический договор и паспорт сделки. Внешнеэкономический договор и приложения к внешнеэкономическому договору могут быть переведены на русский либо белорусский язык и заверены печатью и подписью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При осуществлении контроля исполнения обязательств по всем внешнеэкономическим договорам, представляемым клиентами, банк проверяет:

1. соответствие суммы платежа, указанной в платежной инструкции, общей сумме обязательств по внешнеэкономическому договору.

2. соответствие указанной в платежной инструкции валюты платежа валютному законодательству и условиям внешнеэкономического договора;

3. наличие в платежной инструкции клиента условий расчета (авансовый платеж, предварительная оплата, оплата по факту исполнения обязательств по внешнеэкономическому договору) и соответствие их условиям, предусмотренным внешнеэкономическим договором;

4. наличие во внешнеэкономическом договоре предмета договора, количества и цены (стоимости) товара, стоимости охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, сданного в аренду, выполненной работы, оказанной услуги, условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента.

Паспорт сделки – это документ установленной формы, который оформляется экспортером (или импортером) по внешнеторговым договорам, общая стоимость по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и визируется банком. Данный документ оформляется обязательно по каждому внешнеторговому договору до начала его исполнения. Этот документ содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств, визируется в том банке, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по контракту (либо куда будет зачислена валютная выручка).

Для визирования паспорта сделки ответственный работник сопоставляет заполненные графы 9, 22, 28, 44 паспорта сделки и соответствующие реквизиты внешнеэкономического договора. При соответствии указанных граф паспорта сделки внешнеэкономическому договору паспорт сделки визируется уполномоченным работником банка путем указания в графе «В» паспорта сделки (на всех экземплярах) его должности, фамилии и инициалов, заверенных его подписью и штампом. В случае выявленных несоответствий банк отказывает клиенту в визировании паспорта сделки до приведения его в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь.

В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. По внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение платежей со счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытых в разных банках, визируется отдельный паспорт сделки в каждом банке, в котором открыты счета юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случае, если по внешнеэкономическому договору предусматривается проведение платежей с открытых в одном банке счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, визируется один паспорт сделки. В случае изменения банковских реквизитов (наименование и код банка Республики Беларусь) визируется новый паспорт сделки. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре общая стоимость товаров не выражена в одной валюте и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оценивается одной валютой, а часть - другой, на каждый вид валюты банком визируется отдельный паспорт сделки.

С целью подтверждения, что паспорт сделки завизирован по внешнеэкономическому договору, в правом нижнем углу каждого листа оригинала договора ставится подпись и штамп уполномоченного работника банка. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за сделкой, а остальные возвращаются клиенту.

Подписание клиентом паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора, и обязан обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней со дня проведения платежа за товары, а выполнение работ, оказание услуг по импорту – не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа. Вместе с паспортом сделки импортер обязан предоставить в банк документы, необходимые для целей валютного контроля: договора, счета, спецификации, акты приема-передачи и т.д.

Банк при проведении платежей по импортным внешнеэкономическим договорам ведет их внесистемный учет в следующем порядке: учет платежей ведется по каждому внешнеэкономическому договору в отдельной карточке учета платежей по специальной форме; в случаях, когда по внешнеэкономическому договору в установленном порядке зарегистрирован паспорт сделки (паспорта сделок), карточка учета платежей ведется по каждому паспорту сделки; банк при проведении платежей по внешнеэкономическому договору указывает в карточке учета платежей дату проведения платежа по внешнеторговой операции, номер счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, вид валюты данного платежа (цифровой или буквенный код), сумму в валюте платежа, эквивалент проведенной суммы платежа в валюте оценки, неиспользованный остаток общей фактурной (оценочной) стоимости указанных в паспорте сделки товаров (далее - неиспользованный остаток) или сумму превышения проведенных платежей над фактической стоимостью товаров.

Банк самостоятельно определяет способ ведения карточки учета платежей (на бумажном носителе либо с использованием компьютерных систем с возможностью вывода на бумажный носитель) путем издания соответствующего распоряжения;

Подписание клиентом паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора, и обязан обеспечить поступление денежных средств от экспорта товаров не позднее 90 календарных дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг0, произведенных резидентами Республики Беларусь – не позднее 180 календарных дней.

Банки осуществляют контроль за представлением клиентами в течение 5 рабочих дней после зачисления на их счета средств, поступивших от экспорта товаров (работ, услуг), в банк документов (контрактов, счетов, паспортов сделок и других), содержащих сведения, необходимые для осуществления банками функций агентов валютного контроля.

При поступлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю денежных средств по внешнеэкономической операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банк обязан зачислить данные денежные средства на счет этого клиента с уведомлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его территориальных органов. Уведомление осуществляется путем направления формуляра учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, составленного на бумажном носителе не позднее следующего рабочего дня после дня установления факта нарушения. Факт нарушения валютного законодательства фиксируется банком не позднее шестого рабочего дня после дня поступления денежных средств на счет клиента. Формуляр заполняется работником банка в двух экземплярах (один экземпляр остается в банке, второй - направляется в Комитет государственного контроля) по каждому факту поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, подписывается руководителем и главным бухгалтером банка, обслуживающего клиента, на счет которого поступили денежные средств, и заверяется печатью;

Уведомление Комитета государственного контроля осуществляется в случае следующих нарушений валютного законодательства: необоснованное превышение суммы поступивших денежных средств над суммой, предусмотренной условиями внешнеэкономического договора; несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства либо условиям внешнеэкономического договора; непредставление в сроки, предусмотренные валютным законодательством, документов по валютным операциям; непредставление разрешения Национального банка на проведение валютной операции в случаях, установленных валютным законодательством; представление документов по валютной операции, оформленных с нарушением сроков, установленных валютным законодательством.

Банки сообщают о допущенном нарушении норм валютного законодательства в Национальный банк путем отражения информации в отчетности, передаваемой в порядке и формам, установленным Национальным банком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.