Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертая стадия






Все, ничего более. Отбросьте все. Отбросьте вопрос, отбросьте глубокое дыхание, прекратите все виды активности и оставайтесь лежать там, где оказались. Те, кто стоят, должны продолжать стоять. Но если кто-то захочет сесть или лечь, он может… Пусть все замрет и затихнет, пусть все будет тихим и пустым… Ни спрашивайте, ни делайте что-либо. Просто продолжайте лежать, словно вы умерли, словно вас больше нет. Шторм прошел, оставляя за собой внутренний покой… Все стерто… Все замерло в тишине. Шторм ушел… поэтому лежите и отдавайтесь расслаблению, расслабляйтесь все эти десять минут. Именно в этой тишине, в этой пустоте, приходит тот, кого мы искали… Просто продолжайте лежать расслабленные и тихие… Больше никакого глубокого дыхания, никаких вопросов «Кто я?» Не делайте ничего. Все сдайте. Если вы стоите, продолжайте находиться в этой позиции. Если вы упали на землю, лежите. Продолжайте лежать, если вы изначально были в этом положении. Будьте мертвы в течение этих десяти минут, словно вас больше нет… Шторм окончился, и вокруг воцарился покой. Везде тишина…

 

Именно в этой пустоте, в этом вакууме нечто случится, распустится некий цветок, пробьется поток тишины, зазвучит благословенная музыка. В самой этой тишине приходит Бог. Ждите его, ждите, ждите его… Оставайтесь лежать, оставайтесь лежать. Ожидайте, ожидайте, просто ожидайте. Все выжато. Все стало пустым… Ждите, ждите. Сейчас я собираюсь сохранять тишину в течение десяти минут. И эти десять минут лежите тихо.

 

Словно вы мертвы, словно вы исчезли. Осталась только пустота. Все пребывает в тишине. Все пребывает в спокойствии. Все пребывает в молчании. Именно в таком молчании появляется Бог… Пустота эта – ворота, через которые он входит в нас. Ждите, просто ждите… Словно вы мертвы. Словно вы растворились. Буря ушла, оставляя за собой, только покой и безмятежность. Ожидайте, ожидайте, просто ожидание…

 

В этот самый момент что-то происходит. Ожидайте молчаливо. Ожидайте молчаливо. Все пусто, везде вакуум. Ожидайте. Ожидайте. Ожидайте… Словно вас больше нет. Но внутри кто-то пробудился. Все пусто, везде вакуум. Но внутри излучается свет, который видит, знает и понимает. Вы зачеркнуты, но некая сущность внутри пробуждена… Она есть только свет. Фонтан блаженства бьет изнутри. Бог очень близок. Ожидайте. Ожидайте… Словно вы мертвы. Словно вы больше не существуете. Как будто вы исчезли. Словно вы испарились. Потеряйте себя так, как капля теряет себя в океане… Спокойно ждите…

 

В этой потере некто выигрывает, некто достигает. Просто ждите. Спокойный и тихий свет светит изнутри. Внутри вас пробиваются лучи глубокого блаженства. Внутри вас начинает течь божественная река. Просто ждите. Ожидайте… Внутри начнет течь блаженство. Зажжется свет внутри вас. Ожидание, ожидание, ожидание. Словно вас нет. Словно вы умерли. Словно вы исчезли. Все превратилось в пустоту.

 

Именно в такой пустоте вы приходите на даршан с Богом, обретаете его видение. В такой тишине вы получаете проблеск. И в этой тишине вы достигаете его. Ожидайте. Ожидайте. Ожидайте… Смотрите вовнутрь, некоторое блаженство уже проявилось – то блаженство, с которым вы раньше не встречались, с которым вы совершенно не знакомы, которое вы совершенно не знаете. Смотрите, каждая клеточка вашей души наполнена чем-то неземным. Ожидайте. Ожидайте…

 

Сейчас остается блаженство, и только блаженство. Сейчас остается только свет и ничего более. Покой и только покой. Ожидайте. Просто ожидайте. В такие моменты тишины приходит он. В такие моменты покоя происходит встреча. Ожидайте. Ожидайте. Ожидайте… Тот, кого вы ищете, очень близко. Тот, кого вы жаждали, находится рядом с вами. Ожидайте. Просто ожидайте. Ожидайте молча.

 

Теперь медленно возвращайтесь из мира блаженства. Теперь медленно, медленно возвращайтесь из мира света. Очень деликатно покиньте внутренний мир. И открывайте глаза очень медленно и аккуратно. Если ваши глаза не открываются, тогда прикройте их ладонями, после чего откройте. Никто не должен спешить. Те, кто упали, и кому трудно подняться, вначале должны глубоко подышать, а затем медленно встать. Поднимайтесь очень тихо. Без разговоров, без шума. А те, кто стояли, должны очень тихо сесть, и мягко открыть глаза. Возвращайтесь из мира медитации.

Утренняя сессия окончена.

 

В Поисках Чудесного, Часть 1 #7

Ошо,

Великий мистик России Георгий Гурджиев написал мемуары своего духовного приключения, известные под названием Встреча с Замечательными Людьми. В этой книге он рассказывает, как сильно его впечатлила дискуссия с Суфийским дервишем о йога пранаяме и асанах. Дервиш предостерег его на счет всех видов дыхательных упражнений, потому что они полностью изменяют естественную дыхательную систему, пагубно отражаясь на ней, и вносят в жизнь беспорядок. Что ты на это скажешь?

 

Некоторая доля истины здесь есть относительно пранаямы и других дыхательных упражнений. На самом деле, нет такой лжи, которая не содержала бы хоть крупинку правды. По другому и быть не может. Каждая ложь несет в себе немного истины. И человека впечатляет именно этот крошечный элемент правды. Но вместе с ним рука об руку идет и ложь, которая также находит себе подтверждение в жизни. В противном случае никто бы о ней не узнал.

 

Итак, правда в том, что мы по возможности не должны вмешиваться и препятствовать естественным течениям в нашей жизни. Иначе, возникнут неприятности. Хорошо, если мы не нарушаем естественное функционирование наших тел. Мы не должны вмешиваться в то, как мы дышим, то, как мы ходим, как встаем или сидим. Потому что, как только мы создаем помехи на пути, начинают происходить перемены.

 

Помните, что любая потеря означает перемену, и любое приобретение также говорит о перемене. Как потеря, так и приобретение подразумевают перемену. Поэтому если вы хотите остаться таким как вы есть, то, конечно же, вам не следует вмешиваться в свое дыхание. Но если вам нужно куда-то добраться, если вы хотите перемен, трансформации в своей жизни, то вам придется рискнуть. Рискнув изменить свое дыхание, вы измените весь свой жизненный стиль. Если же вы удовлетворены, будучи такими как вы есть сейчас, если вы считаете, что все О.К. с такими как вы есть, тогда вам не нужно что-либо предпринимать. Но если все-таки вы чувствуете, что вам недостаточно того, чем вы являетесь, тогда придется измениться.

 

И тогда изменение дыхания становится для нас важным, самым важным. И как только вы начнете дышать по-другому, многие вещи в вас начнут распадаться, а многие другие собираться. Теперь, после тысяч экспериментов, обнаружено, от чего вас нужно очистить, и что должно быть собрано и прибавлено к вам. Сейчас этот факт уже доказан – истинная наука.

О некоторых вещах мы все получили представление, благодаря опыту, ежедневному опыту. Например, если вы разгневаны, ваше дыхание, меняется. Оно не остается тем же. И дыхание также меняется, когда вы становитесь тихими и спокойными. Оно уже не будет таким как прежде. И если вы знаете, как вы дышите в состоянии покоя, то вы можете воссоздать такое состояние, регулируя дыхание.

 

Оба – и ум и дыхание взаимосвязаны.

 

Когда ум ориентирован на сексуальность, шаблон дыхания мгновенно меняется. Поэтому, если в состоянии, когда ум ориентируется на секс, вы не позволите своему дыханию поменяться, сексуальность мгновенно исчезнет. Желание секса испарится. Оно не сможет продолжать существовать.(отпечатано) Для того, чтобы что-то произошло, все в механизме тела должно пребывать в определенном союзе со всем остальным. Поэтому если вы начинаете дышать медленно, в то время как вас захлестывает мощная волна гнева, гнев испариться. Потому что он не обнаружит ни одной комнаты, в которой он мог бы остановиться.

 

По этой причине дисциплина дыхания имеет огромное значение. Перемена в дыхании вызывает ответную реакцию в вашем уме. И нет никакой опасности – подход этот вполне научен – в том, что мы определяем, как ум ведет себя при различных видах дыхания. Безусловно, существовала некоторая опасность на начальной стадии эксперимента. На самом деле, опасность есть всегда, когда вы пускаетесь в новый захватывающий поиск в Жизни. Но из экспериментальных достижений он превращается в научный закон. Например, не может быть, чтобы человек оставался злым, если он дышит равномерно и спокойно. Гнев и спокойное дыхание не могут идти вместе. Обратное также верно. Если вы начнете дышать так же, как дышите когда злитесь, то очень скоро вы обнаружите, что гнев поднимается в вашем уме.

 

Пранаяма, или дисциплина дыхания, открыла множество методов для трансформации вашего ума.

 

Хорошо, если мы поймем разницу между тем, что мы называем неестественным дыханием, и тем, что мы называем естественным дыханием. То, что вы принимали за естественное дыхание, на самом деле не является таковым. Если вы это правильно поймете, вы будете знать, что до сих пор вы сталкивались только с неестественным дыханием. Так как вы дышали этим способом долгое время, с самого детства, вы привыкли к такому дыханию. Оно стало вашей привычкой, вашей второй натурой. Но по истине вы не знаете что такое естественное дыхание.

 

В течение дня вы дышите одним образом, а ночью несколько иным. В течение всего дня ваше дыхание поверхностно. Ночью во время сна, естественное дыхание берет верх – процесс, который действует в то время, как вы спите, более природный, чем ваше дневное дыхание.

 

У нас появилась определенная привычка неестественно дышать в часы бодрствования, и не с проста. Если вы хотя бы немного обратите внимание на то, как вы дышите в толпе и на то, как вы дышите в одиночестве, вы поймете, что эти способы дыхания отличаются друг от друга. Вы также обнаружите, что дыхание меняется, как только вы покидаете толпу.

 

Вы дышите определенным образом, пока находитесь среди людей, и вы дышите совершенно по-другому, когда находитесь в одиночестве. Будучи окруженными людьми, ваш ум напрягается, и дыхание становится коротким и поверхностным. Оно не идет вглубь. Но когда вы сидите одни, расслабленные, дыхание снова становится глубоким. И когда вечером вы ложитесь в постель, оно становится полностью глубоким в течение сна. В течение дня вы ни секунды не дышите так глубоко. Пока вы бодрствуете, вы никогда не дышите так естественно и глубоко, что дыхание становится громким, и вы можете слышать его.

 

То, что вы называете естественным дыханием, на самом деле не является таковым. Это всего лишь поверхностное обусловленное дыхание. Но оно встречается так часто, что уже превратилось в привычку.

 

Дети дышат совсем по-другому. Уложите ребенка спать и понаблюдайте за ним. Он дышит животом, и на вдохе его живот поднимается, а на выдохе опускается. Но взрослые люди дышат грудью, и потому во время дыхания грудь поднимается и опускается. Ребенок дышит естественно непрерывно. И если вы начнете дышать как ребенок, ваш ум постепенно попадет в то же состояние, что и ум ребенка. Ваш ум станет таким же невинным, как и детский ум. Или, наоборот, если вы станете невинным словно ребенок, вы начнете дышать животом.

 

По этой причине статуи Будды, сделанные в Японии и Китае отличаются от индийских статуй. В Индии, Будду изображают с маленьким животом и большой грудной клеткой. В Японии и Китае по-другому. На всех изображениях у Будды большой живот и маленькая грудь. Для нас японские и китайские статуи Будды выглядят странно. Мы считаем, что они непропорциональны и уродливы. Но на самом деле, эти статуи правильные. Потому что когда человек тишины такой, как Будда, дышит, он дышит животом – а это естественный способ дыхания.

 

Такой невинный человек, как Будда не может дышать грудью, что неестественно и поверхностно. Когда человек начинает дышать животом, животу приходится быть большим и выпуклым. Поэтому большой живот статуи Будды символичен. Он может и не быть на самом деле таким большим, но живот необходимо изображать таким большим, каким его и изображают. По той причине, что человек, подобный Будде дышит животом, и невинен как ребенок.

 

Когда к нам приходит понимание, мы можем сделать шаги в направлении естественного дыхания. В том состоянии, в котором мы находимся, наше дыхание неестественное, поверхностное. Дервиш будет не прав, если скажет тебе не дышать поверхностно, потому что вы уже дышите поверхностно и неестественно. Но по мере того, как наше понимание будет проникать глубже, мы все чаще и чаще будем возвращаться к естественному дыханию. А когда наше дыхание полностью станет естественным, великая возможность нашей жизни начнет реализовываться и раскрывать себя изнутри.

 

Неплохо также еще знать, что практика внезапного поверхностного дыхания полезна.

Вы должны ясно понимать следующее: там, где есть приобретения, есть и потери. Человек держит магазин, который приносит ему не только прибыль, но и траты в той же самой пропорции. Величины приобретений и потерь равны. Поэтому дервиш прав в том, что опасно вмешиваться в дыхание. Но он прав только на половину. Здесь кроется также и много возможностей. Это риск.

 

Поэтому, если иногда мы дышим некоторое время совершенно неестественным способом – неестественным в том смысле, что мы никогда в жизни так не дышали – мы начнем осознавать абсолютно новые состояния, новые ситуации внутри нас. Это те ситуации, в которых мы можем сойти с ума, либо освободиться. В таких ситуациях мы можем стать сумасшедшими, но также можем стать свободными. У нас есть обе возможности. И так как именно мы создали такие ситуации в себе, мы очень хорошо можем их контролировать и отменить, если посчитаем нужным. Поэтому здесь нет опасности. Она может возникнуть только в том случае, если мы не можем остановиться. Но так как мы сами их породили, мы очень скоро можем от них отказаться, как только пожелаем.

 

Создание ситуации находится в ваших руках, потому что в каждый момент вы знаете куда двигаетесь, двигаетесь ли вы по направлению к блаженству, или по направлению к несчастью; двигаетесь вы к миру или же к опасности. На каждом шаге вы ясно можете видеть все, что происходит. Поэтому в любом случае здесь нет опасности.

 

И если шаблон дыхания изменить очень быстро и внезапно, то все ваше внутреннее состояние полностью изменится. При нашем обычном способе дыхания мы никогда не познаем, что отделены от тела. Привычка, укоренившаяся в нас, провела мост между телом и нами. Она служит мостом между телом и умом, и мы так привыкли, что принимаем все за одно целое.

 

В точности как вы каждый день возвращаетесь домой и, подъезжая к своему дому, автоматически поворачиваете руль и оказываетесь на крыльце. Вам не нужно об этом думать – никогда. Но что же произойдет, если в один прекрасный вечер вы, поворачивая машину влево, как вы делали это каждый день, повернете вдруг направо, и знакомая вам дорога исчезнет, а вместо нее появится совершенно новый неизвестный вам путь? Вдруг вы растеряетесь, собьетесь с ног, и обнаружите себя в довольно таки странном, невероятном состоянии ума. Впервые вы станете полностью осознающим.

 

Странность вещей моментально вас встряхнет и выведет из трясины бессознательного. Она положит конец вашему психологическому сну. Бессознательность ваша никогда не закончится в хорошо организованном, устоявшемся мире, где все повторяется механически каждый день. Ваша бессознательность исчезает, когда происходят некоторые неожиданные, странные удивительные вещи, происходят внезапно.

 

Например, я с вами здесь разговариваю. И мой разговор не выведет вас из состояния бессознательности. Но если внезапно заговорит этот стол, ни один человек здесь не останется бессознательным. Быть бессознательным станет невозможно, если стол начнет говорить. Даже тысячи моих слов не достаточно. Вы будете слышать их бессознательно. Но одно слово стола и вы все достигнете состояния осознанности, такого, какого не знали раньше. Почему? Потому что это странно, диковинно, это выходит за рамки понимания. Именно такая странность меняет ваше внутреннее состояние и ломает все установившиеся поведенческие шаблоны.

 

Поэтому когда эксперименты с дыханием приводят вас к совершенно странному состоянию, новые возможности духовного роста раскрываются перед вами. Вы достигаете осознанности, и тогда вы по-настоящему начинаете что-то видеть.

 

И если кто-то сможет сознательно сойти с ума, для него это будет великий опыт. Никакой другой опыт не сравнится с этим. Но человек этот должен быть сумасшедшим и одновременно оставаться осознанным. В Динамической Медитации, которую я разработал, может быть создано подобное пространство, когда вы остаетесь полностью осознающими внутри, и совершенно сходите с ума снаружи. Вы так сходите с ума, что если бы кто-то другое очутился бы на вашем месте, вы не раздумывая, назвали бы его психом. Поэтому вы без колебаний можете называть себя сумасшедшими. Но вместе с тем, вы осознаете и смотрите, как вы танцуете и кружитесь. Итак, оба явления происходят одновременно: ваше осознавание, и ваше схождение с ума.

 

Но с тех пор, когда вы начали осознавать, как вы можете сойти с ума? И все же то, что с вами происходит, случается и с сумасшедшим человеком. В этой ситуации ощущение полного абсурда накрывает вас, и вы начинаете отделять себя от тела. Нельзя сказать, что вы делаете это. Разделение происходит с вами само по себе. Внезапно вы обнаруживаете, что все связи, все виды общения между вами и телом разорваны, все мосты сломаны, и все управление рухнуло. Вы понимаете: то, что было значительным, стало для вас безразличным. С каждым днем значимость вещей совершенно теряется. Все происходит само по себе. Ваши руки движутся без вашего желания двигать ими. На ваши глаза накатываются слезы без вашего желания плакать. Вы желаете остановить смех, но он продолжается вопреки вам.

 

Создание таких моментов абсурда, странности очень важно для осознанности. И моменты эти создаются гораздо быстрее с помощью дыхания, чем чего-либо еще. Там, где другие техники займут годы, дыхание сделает свое в десять минут. Потому что оно так глубоко связано с нашим существом, и даже незначительного толчка будет достаточно, чтобы он разошелся эхом по всему нашему существу.

 

У нас были очень важные техники дыхания, но я не придаю большого значения пранаяме или любому другому методичному способу дыхания. Потому что как только вы систематизируете дыхание, оно теряет способность создавать странную ситуацию внутри вас. Если человек практикует дыхание методично – вдыхает одной ноздрей, задерживает воздух на некоторое время и затем выдыхает через другую ноздрю – дыхание становится методичным, становится частью привычки. А это – привычное дыхание, это обусловленное дыхание, которое в свою очередь наводит мосты между вами и телом.

 

Дыхание, которому я учу, совершенно не-методичное. Оно не требует правил. Оно абсурдно. Вопроса нет в том, как вдыхать, выдыхать или задерживать воздух по определенной методике. Дыхание, которому я учу – способ почувствовать в себе странность. Оно должно заставить вас сойти с рельс, ввести вас в полное замешательство и хаос, так, чтобы вы не смогли снова все упорядочить. Если вы снова создадите порядок в этом беспорядке, ваш ум – а он так сообразителен – скоро примет его и приспособит себя к нему. Дыхание с точки зрения любой методики снова превращается в систему. Но оно теряет качество странности.

Я добиваюсь того, чтобы пришел момент, когда все ваши корни, все ассоциации исчезли в одно мгновение. Должен прийти день, когда вы внезапно обнаруживаете, что у вас нет корней, нет личности, нет каких-либо ассоциаций; что у вас нет родителей, нет братьев и сестер, что даже нет тела. Я хочу, чтобы вы находились в таком абсурдном состоянии, из которого приходит сумасшествие.

 

Помните, что если вы окажитесь в этом состоянии неосознающими, не прилагая усилий, вы действительно сойдете с ума. Но если вы достигнете его, приложив усилия с осознанностью, вы не сможете стать сумасшедшими. Потому что все будет находиться в ваших руках, и вы сможете в любой момент выйти.

 

На мой взгляд, если человека, страдающего ментальным беспорядком, уговорить делать Динамическую Медитацию, тогда для его существа открываются все возможности восстановиться, придти к разумности и здоровью. Потому, что когда однажды человек обнаружит что сам создает безумие, он также узнает как вылечить себя. В прошлом сумасшествие захватывало человека, он не в силах был им управлять. Эта медитация покажет ему, как руководить сумасшествием, создавая его, и как затем от него избавляться. Несомненно, техника несет в себе опасность – но стоит рискнуть. Она полна возможностей. Итак, человека можно исцелить, избавив его от сумасшествия с помощью Динамической Медитации. Она с успехом может быть использована для лечения ментальных болезней.

 

Для нормального человека, выполняющего эту медитацию, можно гарантированно сказать, что он никогда не впадет в безумие – потому что сейчас он знает как создается сумасшествие. А потому он прекрасно знает как его включить и выключить. Теперь уже невозможно свести такого человека с ума, потому что он всегда останется мастером самому себе. Теперь он владеет секретом безумия и рассудка.

 

Дыхание, о котором я говорю, не ритмично и не методично. Вы не можете дышать сегодня так же, как дышали вчера. Потому что вы дышали беспорядочно. Более того, вы не просто не можете повторить своего вчерашнего дыхания, но вы даже сегодня не сможете закончить так, как начинали. Оно будет таким, каким будет.

 

И единственная причина, по которой вы должны так дышать заключается в том, что обусловленности вашего ума, его привычки, установившиеся шаблоны – расшатываются. Пока эта структура – все обусловленности, шаблоны привычки – твердая, разделение между душой и телом невозможно. Только когда она полностью расшатывается, рассыпается, вы узнаете, что внутри вас есть еще нечто большее, что было прикреплено к телу и никогда не отделялось.

 

Но после того, как система расшаталась с помощью дыхания, она снова становится затянутой. Вам не нужно самим ее затягивать. Не требуется ничего, чтобы снова ее восстановить. Она восстанавливается сама по себе. Конечно, если в результате дыхания вы пришли к некой степени сумасшествия, если все внутри вас вышло из-под контроля – если вы стали одержимы, и состояние это продолжается в течение всего дня – тогда дела действительно обстоят плохо.

 

Но если человек занимается этим всего лишь час, а затем оставляет игру, тогда все становится на свои места само по себе. После останется лишь воспоминания об опыте. Вы будете по порядку помнить, как стали отдельными от тела, и как снова присоединились к нему. Но теперь, даже слившись с телом, вы все равно будете помнить, что отдельны от него. Вы знаете, что вы не тело, несмотря на то, что снова соединились с ним после окончания медитации.

 

Поэтому такой тип дыхания является незаменимым. Мы не сможем обойтись без него.

Итак, дервишь прав в том, что вмешательство в дыхание опасно. Несомненно, оно несет в себе опасность. Но если мы ищем обильной жизни, мы должны быть готовы посмотреть в лицо опасности, настолько огромной, насколько велика наша цель. Но опасность есть, она действительно есть. Существует опасность, которая неожиданно атакует нас, и мы не можем убежать. И существует опасность, которую мы приглашаем и создаем, которую мы в силах преодолеть в любой момент, как только пожелаем.

 

Например, во время выполнения данной медитации вы проходите все виды движений и действий. Кто-то вопит, кто-то танцует и поет. Но если их попросить остановиться, они мгновенно сделают это. Люди остановятся, потому что все действия были их собственной инициативой – здесь кроется ключевой момент. И такие действия в корне отличаются от плача и танца, которые происходят внезапно, без нашего сотрудничества. Лунатик танцует на дороге. Его танец патологический. Он ничего не знает о своем действии, а потому не может его остановить.

 

В моем понимании рано или поздно, данная медитация, которую я даю вам, станет очень важной терапией, и она будет обязательной процедурой при лечении ментальных болезней, и возвращении человека к здоровью. И если было бы возможным для каждого ребенка в школе проходить эту медитацию, он был бы спасен от сумасшествия на всю свою жизнь. Такой человек никогда не сойдет с ума. У него появится иммунитет к этой болезни, потому что он станет мастером самому себе, мастером своего тело-ума.

 

Дервиш, с которым беседовал о дыхании Гурджиев, путешественник с другого пути. Он никогда не практиковал дыхания, и получил опыт необычности другим способом. В этом и кроется неприятность – неприятность следующая: знающий один путь, незамедлительно называет все остальные пути ошибочными. Но что-то может быть правильным или неправильным только в контексте определенного пути. То, что плохо для одного пути, может оказаться достаточно хорошим для другого.

 

Например, в колесе воловьей повозки есть спица. Сейчас владелец машины может сказать, что спица эта абсолютно бесполезна. Возможно, она не имеет значения для машины, но она просто необходима для повозки, так же как любая часть автомобиля важна для него самого. Поэтому нет ничего абсолютно правильного и неправильного. Все относительно.

 

Но эту ошибку часто повторяли. Суфийский дервиш достиг другим путем, чьи техники отличны. Суфий в основном работал со сном, а не с дыханием. Для него самого ночное бдение обладает огромной важностью. Он будет не спать месяцы. И ситуация необычности странности может появиться после долгого непрерывного бдения, так же как и в результате голодания или сильного дыхания. Если вы можете продержаться без сна месяц, вы окажетесь в том же состоянии сумасшествия, которое приходит благодаря глубокому хаотичному дыханию.

 

Так как сон очень естественное явление – такое же естественное как и дыхание – суфии противостоят сну и противостояние это приводит к невероятно странным и диковинным опытам.

Но ночное бодрствование имеет свою опасность, гораздо большую, чем хаотичное дыхание. Бдение – долгий и глубокий процесс: вам нужно жить без сна на протяжении месяцев без перерыва – не спать всего лишь день-два – бесполезно. И если что-то пойдет не так после того, как вы уже продержались два месяца, нельзя будет обратить процесс в течение одной двух секунд. В то время как появление чего-то неверного во время дыхания может быть устранено за секунду. Если вы решите заснуть после двух месяцев постоянного бодрствования, вы не в силах будете отменить утрату сна за двадцать четыре часа. Возможно, что вы даже не сможете заснуть после двухмесячной практики ночного бдения.

 

Путь суфиев более опасный, несмотря на то, что ночное бдение очень действенно. Искатель не спит ночь за ночью и терпеливо ждет. Дервиш, с которым встречался Гурджиев, следовал этому пути.

 

В качестве метода суфии также использовали танец. Танец тоже может быть трамплином к разделению между телом и душой, но он должен быть не из тех танцев, которые разучивают, практикуют и готовят. Если вы танцуете то, что заучили, практика эта не принесет плодов. Как я уже сказал о дыхании пранаяма, которое не приведет к разделению между телом и душой – пранаяма методична – в точности, если кто-то повторяет заученный танец, очень скоро он отождествится с телом. Но если я предложу одному из вас, кто не знает танца станцевать, и человек этот внезапно начнет танцевать и выплясывать, он достигнет результата. Возникнет такое странное состояние, что вы просто не сможете отождествиться с ним, вы не сможете принять то, что это вы танцуете.

 

Итак, два метода, которые использовали суфии: ночное бдение и танец. Другим методам также находили применение. Например, суфии использовали шерсть для своих нарядов. Они надевали шерстяную одежду, находясь в типичном жарком климате пустыни – так они боролись с телом. Тот, кто голодает, также борется с телом. Кто-то сидит, расположив одну ногу на остром гвозде, а кто-то спит на кровати из шипов. Все приемы предназначены для создания странной психологической ситуации, в которой может произойти разделение.

 

Тем не менее, вполне естественно, что пилигрим определенного пути не может себе представить, что та же ситуация может быть создана и другими методами. Суфий Гурджиева понятия не имел о пранаяме. И он навредил бы себе, если бы практиковал нечто подобное; пранаяма принесла бы ему реальный вред. В случае дервиша, вред был бы непоправимым. Его можно сравнить со спицей, которую попытались приделать к автомобилю – эксперимент очень опасный. Теперь, если человек, не спящий ночами, приступит к пранаяме, он сию же секунду сойдет с ума. Этой же ночью он лишится своего ума. И этому есть причины.

 

Ваш человек просто не сможет выдержать комбинированного эффекта двух упражнений – ночного бодрствования и пранаямы. По этой причине джайны не использовали дыхание, они добивались странного состояния путем голодания. Если бы они попытались объединить голодание и пранаяму, у них были бы большие неприятности – опасность на самом деле велика. Пранаяма не имеет значения для джайнов. Джайнский монах скажет, что она бесполезна. Но он не знает, что, отвергая пранаяму, он всего лишь хочет сказать, что ей нет место в его духовной дисциплине. Голодание производит на него такой же эффект, какой дыхание производит на других.

 

Именно поэтому джайны не озадачивали себя йогическими асанами и тому подобным. Асаны могут принести большой вред человеку, долго голодающему. Людям, которые занимаются йогическими асанами, необходима очень мягкая и насыщенная жирами пища – молоко, масло, ги, которые полностью отвечают требованиям организма. Голодание прямо противоположно.

 

Голод делает вас сухим и обезвоженным внутри. Голодание усиливает аппетит, и будет опасным выполнение асан в состоянии обжигающего голода. Огонь голода может добраться до вашего мозга, и вы, возможно, сойдете с ума. Поэтому джайнский монах скажет вам, что йогические асаны не имеют никакой ценности, они бесполезны.

 

Но для пути, который их использует, эти йогические асаны играют важную роль. Выполняемые наряду с правильным питанием, они могут творить чудеса. И необходимо, чтобы тело было гладким и упругим, как бы хорошо смазанным – потому так важно употребление мягкой и жирной пищи – потому что каждая кость, каждый сустав и нерв должны будут пройти через великую манипуляцию и трансформацию. Тело сломается, если будет недостаточно мягким и гибким. Оно обязано быть необычайно пластичным и упругим.

 

Теперь эти йогические асаны не более, чем странные позиции тела, которые зачастую мы не принимаем. И мы не имеем ни малейшего представления о том, как позиции тела глубоко связаны с нашим умом.

 

Когда человек беспокоится и волнуется, он начинает почесывать свою голову – как же это почесывание связано с тревогой? Если вы запретите ему дотрагиваться до головы, человек не сможет продолжать волноваться. Для того, чтобы находиться в состоянии тревоги, он патологически будет держать руки около головы. Если же вы удержите его от чесания, он обнаружит, что беспокоиться сложно. Каждая тревога имеет несколько обязательных сопутствующих физических ассоциаций. Мышцам вашей руки необходимо принимать определенную позицию, в зависимости от того, как ведут себя ваши нервы. Беспокойство человека может быть активировано только в том случае, если тело принимает соответствующее положение.

 

Все йогические асаны и мудры следуют шаблонам нашего ума, его разным состояниям. И они есть результат бесчисленных экспериментов и опытов.

Как я уже сказал вам этим утром, асаны и мудры, позиции тела и жесты формируются сами по себе, благодаря медитации, которую вы здесь выполняете. После тысяч экспериментов было обнаружено, какая мудра формируется в результате определенного состояния ума. Тогда обратное также может работать: вы достигаете того или иного состояния ума складывая мудру, которая состоянию этому отвечает.

 

Например, Будда сидит в определенной позе. И если вы сможете так сидеть, вам будет легче достигнуть того состояния ума, которым обладал Будда. Потому что любое состояние ума обязано перекликаться с соответствующей позицией тела. Если вы можете ходить, как ходит Будда, если вы можете сидеть, как сидит Будда, если вы можете дышать, как дышит Будда, вам будет легче достичь его состояния ума. Либо, наоборот, если вы сможете достичь состояния ума Будды, вы обнаружите много похожего между тем, как сидите и ходите вы, и как сидит и ходит Будда.

И то и другое идет рука об руку.

 

Сейчас такие люди как Гурджиев – те, кто в определенном смысле не имеют корней – не могут знать, потому что не имеют никаких традиций у себя за плечами, оглядываясь на тысячи лет назад. Более того, Гурджиев в течение своих скитаний встретил около двух дюжин мистиков, принадлежащим к разным школам. И источников было такое разнообразие, что он создал свой собственный продукт. Его творение состоит из бесчисленных частей бесчисленных духовных инструментов, каждый из которых отличается друг от друга.

 

Эти части были верными на своих нишах, но когда все они были нагромождены одна на другую, они образовали очень странный ассортимент. По этой причине Гурджиевская техника работала для кого-то, но никогда не была полноценной завершенной системой, которая могла бы полностью удовлетворить запросы одного человека. Поэтому никто из тех, кто работал с Гурджиевым не достиг завершенного удовлетворения. Оно просто не возможно, потому что если кто-то начинал работать с Гурджиевым и происходил щелчок, человек этот заинтересовывался дальнейшей работой и вставал на путь, который содержал в себе примесь противоположной техники. А потому, вскоре другие техники начинали оказывать на человека противоположное влияние. По этой причине у Гурджиева нет завершенной системы духовной дисциплины. Можно сказать, что это мультисистема, но не завершенная. Множество необходимых связей отсутствуют в ней, даже в такой разнообразной мультисистеме.

 

Большую часть информации Гурджиев подчерпнул у суфиев. Он не обладал знаниями о тибетской йоге, и несмотря на то, что у него имелись некоторые знания о хатха-йоге, этого было не достаточно. Кроме того, всю информацию о хатха-йоге Гурджиев получил от оппонентов данной дисциплины – от суфийских дервишей. Гурджиев не последователь хатха-йоги. Все его знания о йоге или кундалини получены из враждебных источников, или от тех, кто шел противоположным путем.

 

Итак, то что говорит Гурджиев как об основе данной информации – противоречиво по многим причинам. Например, его видение кундалини полностью абсордно. Он понятия не имеет о ней. Он продолжает называть кундалини «кунда буфер». Этот буфер отнюдь не счастливый термин. Он объясняет свое название тем, что кундалини в его понимании является причиной по которой вы не можете достичь знания. Она работает подобно буферу, она как барьер между вами и запредельным. Поэтому совершенно необходимо превзойти кундалини, уничтожив ее. По словам Гурджиева, вовсе не обязательно пробуждать кундалини. Он не ведает что говорит.

 

Безусловно, существуют вещи, подобные буферу в нашей личности, и по этой причине мы можем выдержать многие шок, которые получаем от жизни. Но кундалини – не буфер. Кундалини сама по себе шок, однако Гурджиев совершенно не в курсе насчет нее. Кундалини – величайший шок, из всех возможных в нашей жизни. Когда она начинает подниматься, она действует на вас подобно мощному шоку. Естественно, в вашей системе существуют буферы, но они – совершенно отличны от кундалини. Они поглощают шок. И необходимо уничтожить такие буферы. Но Гурджиев принял за буфер саму кундалини, потому что ничего о ней не знает. На самом деле, он не испытывал кундалини, так как не имел возможности познать ее от последователей кундалини-йоги. Поэтому много раз происходят нелепые вещи.

 

Люди как Гурджиев или Кришнамурти стали жертвами подобного бреда. Нелепость состоит в том, что они не обладали упорядоченным знанием о секретах, которые лежат между терминами и энергией, подобной кундалини. По сути, знание такого рода очень сложно приобрести. Его невозможно накопить за одну жизнь. Иногда такое случается очень редко с некоторыми индивидами, которые обучались и росли среди нескольких дюжин школ, естественно дюжину жизней. По-другому невозможно. Если кто-то растет среди дюжин школ – что, конечно же, займет дюжины жизней – только тогда, может быть, в его последней жизни он найдет синтез противоречивых духовных дисциплин. В противном случае синтез найти нельзя.

 

Обычно человек достигает высшего, находясь в рамках одной школы, тогда ему не придется рождаться заново. Его цель достигнута, его жизнь наполнена. Поэтому синтез не требуется. В последнее время, я думал о том, что все-таки синтез различных духовных дисциплин всего мира возможен, над этой темой стоит поработать. К любой дисциплине нужно найти подходы с разных концов, и затем все должно быть собрано воедино. Везде предельное достижение одинаково; только методы различны.

 

Сейчас мастера Дзен швыряют искателей в окно. Такой поступок всего лишь порождает ощущение странности в искателе и нечего больше. Но мастер Дзен скажет, что в пранаяме нет нужды и что бастрика пранаяма – а именно дыхание – бесполезна. На самом деле мастеру не обязательно так говорить. Кто-то может сказать, что если не помогает бастрика, то как может помочь выбрасывание из окна? Если вы подойдете к Будде или Махавире и скажете, что кто-то достиг после того, как был выброшен из окна, они скажут, что вы сошли с ума. Каждый день люди срываются с крыш или с верхушек деревьев и ни один из них не достигает знания.

Однако упасть это одно, а быть выброшенным – совсем другое. Падение с крыши похоже на сумасшествие; но когда несколько людей поднимают человека и выбрасывают его из окна, и человек в курсе, что его выбрасывают, то вскоре в нем появится ощущение странности, относительно того, что происходит. Все время он осознает и удивляется всей ситуации, когда его выкидывали, и когда он очутился на земле. И в это самый момент он оказывается отделенным от тела.

 

Другой мастер Дзен поднимает свой инструмент и ударяет искателя по голове. Это также странный поступок. Искатель пришел к нему в надежде обрести спокойствие ума, а мастер ударяет его палкой по голове. Внезапно это действие создает момент странности для искателя. Но в Индии такой номер не пройдет. Если вы ударите кого-то здесь, он ответит вам тем же. Человек этот будет готов к драке. Удар может произойти только в Японии, потому что эта техника нашла свое место именно в этой стране. Люди осознают, что Дзен мастера могут сделать что-то великое, с помощью удара.

 

Если вы приходите к святому, и он сразу же принимается оскорблять вашу мать, ваших сестер, выкрикивая матерные слова, он вполне успешно создаст ситуацию полной странности для вас. Вы идете к нему, веря, что он знает истину, а он начинает выкрикивать ругательства в ваш адрес! Какой контраст! Но все хорошо, если вы хотя бы чуть-чуть осознаете ситуацию. Иначе вы столкнетесь с трудностями. Вы подумаете, что попали не к тому человеку и никогда не придете к нему снова.

 

Но в некоторых школах использовались даже выговор и брань. В маленькой деревне под названием Сайкеда около Галарвары живет факир. Вы никогда не сможете угадать, как он собирается вас встретить. Факир может обругать вас, и выкинуть что-нибудь совершенно идиотское и ужасное. Например, в присутствии гостей он может встать и пописать. Вы будете полностью шокированы. Этот поступок создаст так называемое пространство странности внутри вас.

 

Вдобавок ко всему, он попытается достать вас физически. И будет бежать за вами километры и километры, грозя нанести удар. Но люди, понимающие его, достигают много, одной только встречей с ним. Те, кто не понимают, ошибочно принимают его за сумасшедшего. И факиру нечего предложить тем, кто его не понимает. Но определенно он помогает всем тем, кто старается, заботится о том, чтобы его понимать. Человек, которого факир будет гнать километры, обязательно окажется в странном состоянии. Только представьте себе ситуацию: человека гонит факир, а вся остальная тысяча людей наблюдает картину. Несомненно, создастся атмосфера странности.

Ее можно достигнуть и с помощью многих других школ, техник и систем. Но сложность в том, что каждая подобная школа не осознает того, что остальные делают то же самое, только по-своему.

 

В этом деле кроется еще одна трудность. Если даже кто-то знает, как знаю я, что такого же результата можно достигнуть с помощью других техник, он не скажет об этом. Когда я объясняю определенную систему, я обязан преподнести ее как наивысшую. Иначе, она будет не эффективна. Даже если я знаю, что результата можно достичь и другими методами, я не признаюсь, когда буду рассказывать об определенной системе. И тогда я скажу, что можно достичь только благодаря данной дисциплине, и никакой другой. Причиной тому является следующее: вы не на столько разумны, чтобы правильно воспринимать эту информацию. Если я скажу, что все школы приводят к одному результату, вас это только смутит. Вы решите, что в таком случае, ни одна из школ не может вам помочь. Кроме того, все школы настолько противоречат друг другу, что вы начнете только диву даваться как такое возможно. Ваше замешательство усилится.

 

Поэтому так много раз, мудрецам, тем кто знает, приходилось говорить языком невеж. Они были вынуждены утверждать «Это единственный путь, нет больше ничего, кроме этого пути». По этой причине я оказался в трудном положении, потому что я прекрасно знаю, что оно может быть достигнуто.

 

В Поисках Чудесного, Часть 1 #11

Ошо,

Ты сказал, что соотношение кислорода и углекислого газа изменяется с помощью глубокого дыхания. Можешь ли ты объяснить, как этот факт влияет на пробуждение кундалини?

 

Между ними существует множество связей. Первое, мы несем в себе потенциал двух явлений жизни и смерти. В то время как кислород символизирует наш потенциал жизни, углекислый газ символизирует потенциал смерти. Когда ваш кислород постепенно уменьшается и исчезает, и вы остаетесь с углекислым газом наедине, вы превратитесь в труп. В точности как сжигать кусочек дерева – он горит до тех пор, пока есть кислород. Есть огонь, есть жизнь в дереве до тех пор, пока доступен кислород. Но как только кислород будет потрачен, дерево станет мертвым. Оно превратится в пепел, в уголь, а это и есть углерод. Углерод, оставшийся после, ничто иное, как мертвый огонь.

 

Оба элемента функционируют внутри нас. Если в нашем теле содержится больше углерода, мы впадем в летаргию. Поэтому легче спать ночью, чем днем. Ночью количество углекислого газа возрастает, в то время как количество кислорода снижается. Поэтому мы так просто засыпаем ночью, и так нелегко днем. Днем количество кислорода в воздухе увеличивается благодаря солнцу, все пробуждается и становится активным. А с закатом, пропорция кислорода в воздухе резко снижается.

 

Вот так тьма и ночь стали символами летаргии и инерции. А солнце – символом и света и жизни и энергии, потому что оно приносит с собой жизнь. Ночью все становится вялым: цветы закрывают свои лепестки, листья вянут, и все живые существа засыпают. В каком-то смысле ночью вся земля впадает во временную смерть. А с приходом следующего утра цветы снова цветут, деревья начинают раскачиваться, листья наполняются жизнью, живые существа просыпаются, птицы парят и вся земля превращается в фестиваль. Временная смерть в ночное время исчезает, и на землю возвращается жизнь.

 

Та же история происходит внутри вас. Когда содержание кислорода в вас поднимается, ваши тонкие энергии начинают пробуждаться. Для каждого типа тонкой энергии необходим кислород. Мы можем поддерживать в умирающем человеке жизнь какое-то время с помощью кислорода. И он немедленно умрет, если кислородную трубку удалить из его ноздрей. Но с кислородом он может продолжать оставаться живым несколько дней, несколько месяцев, даже несколько лет, потому что его до предела ослабленная жизненная сила поддерживается кислородом. Мы держим смерть на расстоянии благодаря кислороду.

 

В наши дни тысячи людей по всей Европе и Америке продолжают оставаться живыми потому, что кислород закачивают в их тела извне. Они бы уже давно умерли, но им помогает кислородная подушка. Сейчас эвтаназия стала одним из самых наболевших вопросов в западных странах. Эвтаназия означает, что человек обладает правом умереть, когда пришло время. С появлением кислорода и других модных средств доктора могут держать кого-то живым – невзирая на то, что он нечем отличается от мертвого – долгое время. Поэтому эвтаназия стала большой проблемой.

 

Трудность врача в том, что если он позволит человеку умереть, он будет призван к ответу за убийство. В каком-то смысле это будет выглядеть как убийство. А потому он будет держать восьмидесяти летнего инвалида живым, накачивая его кислородам. Если он поступит иначе, то будет обвинен в убийстве, поэтому врач будет держать эту угасающую энергию живой, вставляя кислородную трубку в ноздри пациента.

 

Как же работают дыхательные упражнения такие как пранаяма, бастрика и то, что я называю интенсивным и быстрым дыханием? Вы вдыхаете так сильно, что потенциал вашей латентной энергии повышается и начинает пробуждаться. В то же время с помощью сильного быстрого дыхания глубоко укоренившийся в вас шаблон инертности и сна взламывается.

 

Вы будете удивлены историей, которую я собираюсь вам рассказать.

Около четырех лет назад буддийский монах пришел ко мне из Цейлона. Он не мог спать на протяжении трех лет. Он уже перепробовал всевозможные лекарства, но они не помогали. Медикаменты не оказывали какого-либо влияния, потому что бикку практиковал анапанасати йогу – особый вид дыхательной дисциплины, распространенную среди буддистов. Она заключается в наблюдении за дыханием изо дня в день. Однако, человек, который обучил монаха анапанасати йоге, понятия не имел, что если наблюдать за дыханием двадцать четыре часа в сутки, можно полностью утратить сон. И тогда уснуть будет совершенно невозможно.

 

Для того чтобы окончательно внести разлад в свой организм, бикку принимал снотворное, которое ему прописали. Что спровоцировало невероятный конфликт в его теле и привело монаха в состояние полного беспорядка. В то время как лекарство пыталось вызвать в нем сон, постоянное наблюдение за дыханием держало его пробужденным. В результате человек этот попал в тупик и столкнулся с кризисом, в точности как попадает в тупик машина, когда одновременно в ней давят на газ и тормоз. Невероятные страдания монаха были на лицо.

 

Кто-то посоветовал ему обратиться ко мне, и он пришел. Как только я увидел его я понял, что он находится на грани сумасшествия. Он загнал себя в невозможную ситуацию. Я попросил его прекратить анапанасати йогу немедленно. Но он захотел узнать какое имеет отношение эта йога ко сну. Бикку дажене подозревал, что непрерывное наблюдение за глубоким дыханием высвобождает так много кислорода, что сон испаряется. Я также ему сказал, что если он не хочет прекращать анапанасати йогу, тогда ему следует прекратить прием таблеток и жить без сна. Если он продолжить свою практику, то с легкостью сможет обходиться без сна. И техника эта вовсе не принесет ему какого-либо вреда.

 

Когда бикку прекратил анапанасати всего лишь на восемь дней, сон вернулся к нему, и надобность в медикаментах отпала.

 

Малейшее увеличение углекислого газа мгновенно приводит к увеличению нашего сна. И все, что выделяет углекислый газ в нашем теле, отправляет наши и без того спящие энергии в еще более глубокий сон. Все зависит от нашей бессознательности. По этой причине с ростом населения на земле, количество кислорода на одного человека уменьшается в том же соотношении. И наша бессознательность, которой и без того много, увеличивается. Скоро может настать время, когда наша возможность оставаться бодрствующими сведется к минимуму.

Вы чувствуете себя свежими по утру. Вы чувствуете свежесть, когда отправляетесь в лес или на берег океана. И вы становитесь несобранными и тупыми, когда находитесь на рынке в толпе. Почему? Потому что количество углекислого газа превышает количество кислорода. Действительно кислород все время создается, но так как толпа постоянно его потребляет, в общественных местах всегда наблюдается его нехватка. Отправьтесь в какое-нибудь общественное место – в кино или в храм – тогда вскоре вы станете тупыми и нечувствительными. Но пойдите в горы или в сад или к берегу реки, и вы почувствуете себя бдительными живыми и счастливыми.

 

Хорошо увеличивать количество кислорода по одной простой причине: кислород изменяет ваш внутренний баланс. Он делает вас более пробужденными, более наблюдательными, и менее сонными и бессознательными. И если количество кислорода повысить стремительно, резко, внезапно, это приведет к радикальной перемене вашего внутреннего баланса. Словно одна часа весов достигла самой верхушки, а другая коснулась земли. И если перемена внезапная, вы испытаете все очень быстро. Медленные и постепенные перемены вы вряд ли сумеете почувствовать.

 

Поэтому я настаиваю на быстром, интенсивном дыхании – таком, чтобы вы переключались с одного состояния на другое всего лишь за десять минут, и при этом наблюдали процесс изменения. Если что-то меняется стремительно и резко, только тогда это можно ясно разглядеть.

 

Например, каждый из нас проходит от младенчества к подростковому периоду, молодые годы сменяются старостью, но весь процесс настолько медленный и постепенный, что мы не можем наверняка сказать когда именно стали подростками, а когда стариками. Если кто-то спросит точную дату моего старения, я не смогу ее назвать. Пожилой человек растерян, он никак не может понять, что состарился, потому что между его молодостью и преклонными годами нет промежутка. Точно также ребенок не в курсе, что он повзрослел. Он продолжает вести себя как маленький. В то время как для окружающих он выглядит взрослым, сам человек не осознает данного факта. Пока его родители ожидают, чтобы он взял ответственность на себя, он считает себя ребенком.

 

Так происходит потому, что переход от одной стадии к другой не случается в одну минуту; он очень тихий и медленный. Так же и пожилой человек продолжает выдавать себя за молодого парня. Он не осознает, что в его жизни произошли перемены. Да и как он может о них знать?

 

Резкий, внезапный переход необходим для того, чтобы его заметили. Если бы существовал фиксированный день и час для перехода к старости, вся растерянность бы исчезла. И тогда не нужно было бы напоминать взрослому человеку или старику о его настоящем положении.

В медитации я целюсь на изменение настолько стремительное и мощное, что вы четко видите разницу между вашим дремлющим сознанием и его противоположностью – пробужденной частью. Изменение должно быть подобно скачку с громким приземлением, чтобы вы знали наверняка о произошедшей трансформации. Знание это имеет ценность. Оно очень вам поможет. По этой причине я поддерживаю техники, которые приводят к резкой и внезапной перемене. Если процесс занимает много времени, вы никогда о нем не узнаете. И в этом невежестве кроется опасность. Она заключается в том, что если вы не знаете какие произошли перемены, вы не достигните того понимания, которое должно было быть.

 

Часто происходит так, что кто-то приходит к определенному духовному опыту, совершенно не осознавая этого, не прилагая каких-либо усилий, и перемены настолько медленные и тихие, что человек понятия не имеет к чему все это. И тогда он пытается интерпретировать на свой старый манер – что, в основном, ошибочно – потому что необходимое видение, для того чтобы понять, отсутствует. Много раз случалось так, что вы подходили очень близко к новому духовному опыту, но так и проходили мимо, потому что объясняли его в соответствии со своими старыми заморочками. И все потому, что изменение происходит очень медленно, постепенно. Я знаю человека, который с легкостью поднимает голыми руками буйвола. Буйвол – несомненно, большое и тяжелое животное. На ферме этого человека живет много буйволов. Он начал поднимать новорожденного буйвола и продолжал это делать ежедневно в течение долгого времени. По мере роста буйвола, возможности человека росли в той же пропорции. И сейчас он может поднять выросшего буйвола – что воспринимается как чудо! Сам человек не считает это чем-то из ряда вон выходящим, так как он приобретал этот навык медленно в течение длительного периода. Но все остальные воспринимают это как чудо, потому что смотрят на происходящее под другим углом. Они знают, что сами не смогли бы сделать то, что с легкостью делает этот фермер.

 

По этой причине, я учу вас интенсивному и динамичному пути медитации.

 

И кислород играет очень важную роль. Он необычайно ценен. Чем больше вы наполняете свое тело кислородом, тем быстрее произойдет ваш переход от тела к душе. Если вы правильно все поймете, вы узнаете, что ваше тело – ваш мертвый конец. Тело – это та ваша часть, которая себя показывает, потому, что она мертвая. Эта часть вас умершая, застывшая, а потому видимая. А душа – другая часть вас, которая продолжает находиться в жидком состоянии, неуловимая, редкая, эфирная. Ее невозможно поймать. Хорошее количество кислорода, которое принесет вам пробуждение и жизнь, создаст замечательную дистанцию между вами и вашей душой. И тогда вы будете четко знать их как две отдельные друг от друга субстанции одного и того же существа – вас.

 

Потому, дыхание играет великую роль в пробуждении кундалини.

 

Кундалини – ваша спящая энергия. Вы не можете ее пробудить с помощью углекислого газа. Напротив углекислый газ поможет ей погрузиться в глубокий сон. Кислород – великолепный помощник в пробуждении кундалини. По этой причине мы особое внимание уделяем утренней медитации. Причина в следующем: утром даже небольшой вдох несет в себе огромное количество кислорода. Земля оказывается в уникальном и экстраординарном состоянии целый час после восхода, и чтобы воспользоваться этой ситуацией, по всему миру утро выбрали наилучшим временем для медитации.

 

Чем больше вы ударяете по кундалини с помощью быстрого интенсивного дыхания, тем быстрее она пробудится. Но трудность в том, что мы не имеем ясного видения того, как работает дыхание, и потому не придаем ему большого значения. Например, горит лампа. Мы видим масло в глиняной чаше, мы смотрим на фитиль и спичку, которая его поджигает. Мы также видим огонь и свет, исходящий от него. Но мы не в силах увидеть реального: кислород – важную часть всего процесса. На самом деле именно кислород сгорает и превращается в свет. Ни масло, ни фитиль, ни спичка – они всего лишь видимые части лампы, которые формируют ее тело. Но ее невидимая часть, кислород, формирующий ее душу, действительно горит, но остается невидимым.

 

Я слышал, что однажды вечером одна семья решила навестить друзей, и оставила мальчика присматривать за домом. В доме был небольшой храм, внутри него горела лампа перед статуей какого-то бога. Мальчика специально попросили следить за лампой, чтобы она не потухла. Некоторое время спустя, налетел сильный ветер, и мальчик забеспокоился как бы не потух огонь. Поэтому он принес стеклянную чашу и накрыл ей лампу. Но, несмотря на то, что лампа была надежно защищена, пламя мгновенно погибло. Возможно, лампа выдержала бы порывы ветра, но она не смогла выжить без кислорода. Огонь потух за секунду.

 

Кислород, который действительно является главной силой, невидим. Мы называем свою жизнь процессом окисления. Она похожа на горящую лампу. Говоря научными словами, жизнь это горящий кислород. Либо он в человеческих существах, либо в деревьях, в лампе или в солнце – везде, где происходит процесс окисления, есть жизнь. Поэтому чем больше кислорода, тем ярче ваше жизненное пламя. А кундалини и есть пламя жизни. Окисление усиливает пламя и поток кундалини. Итак, кислород очень эффективен для кундалини.

 

Ошо,

Когда мы входим в глубокую медитацию, тело становится инертным, а дыхание тонким, что больше похоже на недостаток кислорода в организме. Пожалуйста, объясни этот феномен с точки зрения медитации и самадхи – другими словами экстаза.

 

На самом деле, когда дыхание достигает своей полноты, и промежуток уже создан между вами и вашим телом, когда ваша спящая и ваша бодрствующая часть стали явно отдельны друг от друга, тогда вы начнете двигаться к пробудившейся части. И на этой стадии телу больше не нужен кислород. Теперь хорошо, что тело погружается в сон, что оно становится инертным, почти что мертвым. С этого момента ваша жизненная сила больше не двигается по направлению к телу, вместо этого она начинает движение к душе.

 

Это телу необходим кислород, душе на самом деле не требуется. Вы улавливаете что я говорю? Тело нуждается в кислороде; и когда ваша жизненная сила двигается к душе, тело потребляет минимальное количество кислорода – ровно столько, чтобы оставаться живым. Ему не нужно больше этого минимума, иначе оно помешает вашему прогрессу.

 

А потому так и должно быть, что дыхание замедляется, становится тонким и слабым. Оно оказало помощь в пробуждении энергии, но когда энергия пробудилась, его можно отбросить. С этого момента ваше тело обходится минимальным дыханием. И таким образом будут моменты, когда оно придет к полной остановке. Оно должно остановиться.

 

В Поисках Чудесного, Часть 1 #12

Ошо,

Разве в твоем новом методе Динамической Медитации случайно нет гипноза и иллюзии? Со многими искателями ничего не происходит; они на неправильном пути? Есть также много других, с которыми случаются глубокие процессы; они на верном пути? Может быть, некоторые из них просто играют?

Есть две или три вещи, которые необходимо правильно понять. Гипноз это наука, и он может быть с легкостью использован для создания обмана. Тем не менее, гипноз также можно использовать, чтобы помочь вам. Наука всегда является палкой о двух концах.

Атомная энергия может производить пшеницу на полях; она также может истребить все человечество в одну секунду. У нас есть обе возможности. Электрический ток, который заставляет двигаться ваши вентиляторы, также может и убить вас, однако вы не переносите ответственность на само электричество. Если эгоист будет использовать гипноз, он использует его в своих целях, чтобы подавить, уничтожить и ввести других в заблуждение. Но противоположность этому также имеет место.

 

Гипноз – нейтральная энергия, это наука. Его можно использовать, чтобы развеять сны, которые продолжаются внутри вас, и ваши глубоко укорененные иллюзии можно тоже искоренить с помощью него.

Метод, который я использую – гипноз, но только на начальной стадии. К нему присоединен один фундаментальный элемент, который защитит вас от того, чтобы быть загипнотизированными, и это – наблюдение. Только оно отличает медитацию от гипноза, и это огромная разница. Когда вы загипнотизированы, вы впадаете в бессознательное состояние. Только тогда, над вами можно поработать. Тем не менее, я говорю, что в медитации гипноз полезен, но только в том случае, если вы становитесь наблюдателем. Тогда вы пробуждены, бдительны, и в каждый момент времени вы знаете что происходит. В этом случае невозможно принести вам вред, вы всегда остаетесь в настоящем. В гипнозе можно использовать предложения, которые сделают вас бессознательными, но можно использовать предложения, которые разобьют вашу бессознательность.

 

Поэтому начальные шаги, того, что я называю медитацией все гипнотические, и они обязаны быть такими потому, что любое путешествие по направлению к себе начинается, как ни крути, только из ума. По той причине, что вы живете в уме. Ум то место, где вы обитаете, поэтому путешествие берет свое начало в уме. Но путешествие это может быть двух видов: либо вы зациклитесь, и будете ходить кругами внутри ума, словно белка в колесе, так никогда и не выбравшись наружу. Либо оно может подвести вас к краю ума, откуда вы сможете совершить прыжок. И в том, и в другом случае, начальные шаги вы сделаете в уме.

 

Итак, начальные формы медитации и гипноза совпадают, но конечный результат совершенно разный, и разная цель. В обоих процессах один основной элемент очень сильно отличается. Гипноз мгновенно приводит к бессознательности, ко сну. Не зря все его предложения связаны со сном, погружением, и затем, как следствие, отдыхом. В медитации, сперва вам предлагают пробужденность, и потом ударение ставится на стадии наблюдения. Наблюдатель внутри вас проснулся, поэтому ничего извне не в силах повлиять на вас. И помните также, что все, что с вами происходит, вы полностью наблюдаете.

 

Теперь, в чем же разница между теми, с кем что-то происходит и теми, с кем не происходит ничего? У людей, с которыми ничего не случается, более слабая сила во






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.