Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль процесса подготовки






Получение информации о системе подготовки, ее эле­ментах и результатах рассматривается как контрольный раздел процесса подготовки. Система контроля охваты­вает все стороны процесса подготовки и позволяет целе­направленно управлять им. С целью получения досто­верной и надежной информации используются методы объективного педагогического, медико-биологического и психологического контроля.

Контроль по всем направлениям проводится в пери­од пребывания игрока в составе клубной и сборной командах. В последнем случае контроль осуществляется по недельным микроциклам во время учебно-тренировочных сборов. Данные контроля фиксируются в специ­альном журнале команды, дневнике тренера и спортсме­на, специальной картотеке игрока и в дальнейшем ис­пользуются в педагогическом процессе.

Контроль осуществляется ежегодно в два этапа:

а) в клубной команде с сентября по апрель;

б) в сборной команде с января по апрель через клуб, май—август непосредственно в сборной.

Содержание работы комплексных научных групп

Комплексные научные группы (КНГ) должны быть при командах высшей квалификации (команды масте­ров, сборные команды). Цель комплексного исследова­ния заключается в совершенствовании системы науч­ного обеспечения подготовки команд. Подвергаются ана­лизу режимы тренировочной работы во всех периодах


годичного цикла, изучаются вопросы достижения и удер­жания спортивной формы игроков.

Программа КНГ может быть следующая. Тема: «Оптимизация подготовки команд мастеров к важнейшим соревнованиям по волейболу в годичном цикле».

Задачи:

1. Разработать оптимальный режим тренировочного процесса.

2. Определить методы технического совершенство­вания игроков.

3. Подобрать тесты для оценки физического состоя­ния спортсменов.

4. Определить методы индивидуальной психологиче­ской подготовки игроков.

5. Разработать комплексную оценку состояния готов­ности игроков. Методы:

1. Педагогические наблюдения и фиксация игровых действий.

2. Лабораторный эксперимент.

3. Естественный эксперимент.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики и т. п. Аппаратура:

1. Комплексная экспериментальная установка «Центр-2».

2. Универсальный хронорефлексометр.

3. Электростимуляционный комплекс.

4. Фотофинишная установка.

5. Электромиограф.

6. Специальная экспериментальная установка «Ата­ка-3».

7. Видеомагнитофон и т. п.

Продукция.

Методические рекомендации по комплексной оценке состояния готовности игроков к соревнованиям. Реко­мендации по оптимизации режимов работы недельных микроциклов и соотношения сторон подготовки в них;

по динамике нагрузок больших объемов и высокой ин­тенсивности; по рационализации выполнения техниче­ских приемов, по психологической подготовке и т. д.

Примерный календарный план работы.

/ этап. Исследование состояния готовности игроков к первенству СССР.

 

 

1. Комплексное обследование:

— тесты ОФП и СФП;

— реакция С—С—С на нагрузку;

— биомеханический анализ выполнения технических приемов;

— психологические тесты;

— результативность выполнения технико-тактических приемов в соревновательных условиях;

— врачебный контроль.

2. Результаты обследования.

// этап. Дальнейшее исследование состояния готов­ности по результатам первенства СССР (турам).

1. Комплексное обследование и разработка рекомен­даций по физической, технической, тактической и психо­логической подготовке.

2. Внедрение исследуемых недельных режимов рабо­ты (микроциклов) между турами первенства СССР как главного фактора управления динамикой спортивной формы игроков.

III этап. Разработка рекомендаций по оптимизации режимов тренировочной работы. Внедрение рекоменда­ций в работу команды.

Комплексная научная группа должна состоять из тренеров, биологов, психологов, инженерно-технических работников и врачей. Для проведения качественной ра­боты необходимо использовать современную аппаратуру, выдающую срочную информацию для оперативного управления тренировочным процессом.

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Тренеры должны твердо помнить, что успешное вы­ступление команды прежде всего зависит от четкого вы­полнения плана подготовки по всем разделам каждым игроком. В борьбе с равным соперником или даже с командой, имеющей некоторое превосходство, результат будет во многом зависеть от искусства тренера в управ­лении командой.

Различают стратегическое и оперативное управление командой.

Стратегическое» управление командой включает в се­бя: а) руководство командой в процессе подготовитель­ных и контрольных соревнований в течение всей подго­товки к основному турниру сезона; б) управление коман­дой в конкретных соревнованиях.


Стратегическое управление предусматривает опреде­ление и корректировку тактики игры своей команды, изу­чение тактики игры соперников, подготовку тактических вариантов игры. Тренер знакомится с положением о со­ревновании, календарем (режим игровых дней, последо­вательность игр с соперниками и пр.), местом проведе­ния соревнований (условия игрового и разминочного зала, раздевалки, расстояние от гостиницы до зала, мес­та питания, транспорт и т. п.). Затем разрабатывается режим каждого дня соревнований, отдыха, продумыва­ется вся система подготовки к игре с каждым сопер­ником.

Этим подчеркивается вся серьезность подготовки, уважение к любому сопернику и психологический на­строй на активную борьбу, сохранение игрового тонуса. Наиболее тщательно надо готовиться к играм с главны­ми соперниками.

Для изучения противника просматриваются его игры, ведется наблюдение также за определенными игроками.

При сборе информации о сопернике изучаются про­токолы игр, проводятся беседы с очевидцами других игр, просматриваются специальные фильмы, анализиру­ются результаты, проводится (одна или несколько) не­посредственная встреча с противником.

Всесоюзные и международные соревнования по во­лейболу обычно проводятся по игровой формуле 3—1— 2—1, т. е. три дня подряд игровых, один—выходной, два дня подряд игровых. Но могут быть и другие формулы.

В связи с этим устанавливается рациональный ре­жим дня, где учитывается сон, зарядка, питание, теоре­тические занятия, тренировки, соревнования, отдых, мас­саж и другие восстановительные мероприятия.

Свободный от соревнований день необходимо исполь­зовать для восстановления и отдыха игроков, но реко­мендуется провести легкую тренировку 1, 5—2 ч, так как прекращение занятий с мячом зачастую отрицательно сказывается на качестве игры, проведенной после пол­ного отдыха.

Не следует резко менять привычный режим дня. В день отдыха так же, как и в дни соревнований, целе­сообразны подъем в те же часы и зарядка. Больше то­го, практика показала, что некоторые команды или от­дельные игроки даже в день соревнований (утром или вечером) в зависимости от расписания обязательно про­водят легкую тренировку с мячом для сохранения мы­шечного игрового чувства и психологического настроя.

 

Оперативное управление включает в себя подготовку команды к предстоящей встрече, руководство командой в ходе данной встречи и подведение итогов.

В процессе подготовки команды к предстоящей встре­че не исключена возможность еще раз просмотреть игру соперника. Проводится также тренировка против «моде­лированного противника». Составляется план игры, да­ются указания команде.

На основе информации о противнике разрабатывает­ся тактический план игры, где прежде всего определяют­ся сильные и слабые стороны соперника и сопоставля­ются с реальными возможностями своей команды. При этом нельзя забывать о рациональном распределении сил в течение всех дней соревнований и каждой игры.

Затем тренер определяет основную тактическую за­дачу на данную встречу, уточняет ее реализацию в на­падении и защите, намечает стартовый состав команды и варианты возможных замен, а также распределяет за­дания каждому игроку при действиях в той или иной зоне.

До общего собрания некоторые детали плана тренер оговаривает с активом команды (более опытными игро­ками и капитаном). Кроме того, тренер проводит инди­видуальные беседы с отдельными игроками.

На собрании команды тренер дает установку на игру: рассказывает о положении команды в турнирной таблице, подчеркивает значимость предстоящей встречи, характеризует команду противника и отдельных игро­ков, их слабые и сильные стороны, определяет главную тактическую задачу своей команды, стартовый состав команды и варианты замен, намечает ход действий каж­дого игрока в конкретной ситуации против определен­ных игроков противника.

В заключении даются организационные указания о форме игроков, о месте и времени сбора команды на игру и т. п.

Задача тренера настроить команду на активную игру. Тщательная подготовка к игре зависит и от каждого спортсмена. Не мешает напомнить, чтобы игроки не за­были взять воду на игру, полотенце, наколенники, рас­тирку, мячи и т. п.

В ходе игры тренер не должен отвлекаться. Ему надо наблюдать за ходом всей игры, за действиями тренера соперника и психологическим состоянием игроков, всей команды. Ему необходимо следить, выполняются ли на-


меченные командные, групповые и индивидуальные за­дания.

Определив причины недостатков, тренер должен при­нимать меры для их устранения, проявив при этом мак­симум педагогического умения, учитывая состояние игро­ков и ход встречи. Для налаживания действий команды надо своевременно использовать перерывы и замены.

Управляемость команды основана на вере игроков в четкие действия тренера, понятные каждому игроку, вы­званные данными обстоятельствами игры. И даже при поражении команды такие действия не вызовут сомне­ний и отрицательной реакции в ходе игры и после нее.

Большое значение при этом имеет доверие всего кол­лектива каждому игроку команды, если он даже в этот момент находится на скамейке запасных. Каждый дол­жен чувствовать, что он может помочь команде. Запас­ным игрокам не следует засиживаться на скамейке, а надо постоянно разминаться, как бы мысленно играя на площадке. Это облегчит тренеру увереннее произво­дить замены и решительнее действовать даже во вне­запно изменившейся ситуации.

Тренер также умело должен использовать психоло­гический фактор перерывов во время партий, между пар­тиями и перед решающей партией. Это настолько крат­ковременный момент, не считая последнего перерыва, что тренер не должен.стараться сказать все и всем, о чем он думает. И ни в коем случае не «обучать» тех­нике, как это делают некоторые.

Указания тренера должны быть конкретными и яс­ными: за счет чего проигрывает команда и что надо делать, что предпринять против конкретного игрока со­перников, как изменить расстановку; куда выходить для игры в защите или на страховке; как изменить тактиче­ский вариант в нападении и т. п. При этом можно ука­зывать конкретно только двум или трем игрокам. Тре­нер должен держаться уверенно, особенно в трудные моменты игры и всячески стараться подбодрить команду.

Перерывы можно брать в начале партии, в середине и в конце. Все зависит от умения тренера почувство­вать ситуацию. Перед решающей партией для отдыха и замечаний всю команду, включая запасных, следует увести в раздевалку. Хотя, если необходимо, двух-трех игроков можно оставить для разминки с мячом.

Если команда в этой встрече одержала победу, тре­нер должен поздравить игроков, а если проиграла, то подбодрить.

 

Разбор игры целесообразно проводить на специаль­ном занятии, до очередной тренировки или игры. Гото­вясь к разбору, тренер анализирует записи, технический протокол игры, впечатления и сопоставляет их с пла­ном на эту игру. Разбор игры проводится примерно по следующему, плану:

— оценивается отношение команды и отдельных игро­ков к. встрече (дисциплина, ответственность, целеустрем­ленность и т. п.);

— отмечается выполнение главной тактической за­дачи в целом, анализируются действия в нападении и в защите;

— анализируется выполнение индивидуальных за­даний;

— сообщаются технические показатели команды и отдельных игроков и сопоставляются с плановыми за­даниями.

Разбор заканчивается общими выводами и определе­нием задач на следующую встречу или дальнейшую ра­боту.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ

Принципиальная схема управления любым процес­сом, в том числе и тренировочным, должна включать в себя следующие стадии:

1. Сбор информации (психолого-педагогические свой­ства личности спортсмена; соревновательная деятель­ность; уровень физического состояния и технико-такти­ческого мастерства; нагрузки; социальная и географиче­ская среда, в которой спортсмен живет, тренируется, соревнуется и т. п.);

2. Анализ полученной информации (интуитивно-ло­гический, статистический и т. п.);

3. Принятие решений (программирование, планиро­вание учебно-тренировочного и воспитательного про­цесса);

4. Реализация принятых программ и планов;

5. Контроль за ходом реализации и внесение необхо­димых коррекций.

Эти стадии образуют законченный цикл, который многократно воспроизводится до полной реализации це­левой программы управления. Такая программа обыч-


но предусматривает достижение четко сформулирован­ной цели, например: подготовка мастера спорта СССР, достижение модельных показателей и т. п.

Основа любых планов, с помощью которых реализу­ются принятые решения, это информация, полученная в процессе комплексного контроля. В спортивной тре­нировке контролю подлежат:

— действия спортсмена и команды в целом на сорев­нованиях (с последующей оценкой уровня технико-так­тического мастерства, психических и двигательных ка­честв);

— состояние спортсмена (оно определяется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития волевых и двигательных качеств);

— соревновательные и тренировочные нагрузки. Целевые тренировочные программы составляются на основании анализа результатов комплексного контроля по следующей схеме:

1. Перспективная программа подготовки волейболи­стов:

а) исследуется структура игры и выявляются факто­ры, обуславливающие достижение высоких результатов;

б) подбираются тесты, информативные по отноше­нию к этим факторам;

в) создается программа этапного комплексного об­следования (ЭКО);

г) проводится тестирование и анализ его резуль­татов;

д) составляется этапная (перспективная) програм­ма подготовки, которая реализуется в тренировочном процессе;

е) в конце этапа проводится повторное тестирование

по программе ЭКО;

ж) сопоставляется динамика результатов игр и до­стижений в тестах с показателями нагрузки и обосно­вывается стратегия подготовки на следующий этап;

з) составляется программа подготовки на следующий этап.

2. Текущий план тренировки волейболистов готовит­ся на основании:

а) выбора и обоснования тестов текущего контроля и создания программы текущего обследования (ТО);

б) проведения ТО и анализа его результатов;

в) создания (или коррекции) текущих планов под­готовки.

 

 

3. Оперативный план тренировки волейболистов со­ставляется на основании;

а) выбора тестов оперативного контроля и создания программы оперативного обследования;

б) проведения оперативного обследования и анализа его результатов;

в) составления или коррекции оперативного плана тренировки.

При разработке любых тренировочных программ и планов тренер должен постоянно сопоставлять показате­ли технико-тактического мастерства волейболистов с ре­зультатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каж­дого из них (или команды в целом) средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, цик­ле и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.