Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей






Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­нию базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (т.е. человек волен делать все, что захо­чет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу само­выражения, право на исследовательскую активность и получение информа­ции, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Эти условия нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями, которые имеют иск­лючительное право на это гордое звание. Люди ожесточенно борются за эти

1 См. Goldstein К. The Organism. N. Y.: American Book, 1939.

2 К примеру, роль ситуации может быть исключена из детерминант поведения, если
представить ее достаточно неотчетливой, как это делается при проведении различных тес­
тов. Также, в некоторых случаях требования организма бывают настолько сильными —
как, например, у душевнобольных, что они ведут к попыткам отрицать законы внешнего
мира и игнорировать нормы культуры. На сеансах психоанализа иногда намеренно пыта­
ются исключить влияние культуры. В некоторых ситуациях культурное воздействие мо­
жет быть ослаблено — как, например, в случаях опьянения, гнева или других видах некон­
тролируемого поведения. Существует множество типов поведения, которые на подсозна­
тельном уровне определяются культурой — так называемые экспрессивные движения.
Так же можно изучать поведение относительно несдержанных людей, детей, чья подвер­
женность нормам культуры еще слаба, животных, которым эти нормы недоступны, общества
с другими культурными традициями, чтобы по контрасту исключить культурные влия­
ния. Эти немногие примеры показывают, что продуманные, теоретически подготовленные
исследования поведения могут прояснить вопрос о внутренней организации личности.


488 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека

права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишить­ся и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Если вспомнить, что когнитивные способности (перцептивные, ин­теллектуальные, способность к обучению) не только помогают человеку в адаптации, но и служат удовлетворению его базовых потребностей, то стано­вится ясно, что невозможность реализации этих способностей, любая их де-привация или запрет на них автоматически угрожает удовлетворению базо­вых потребностей. Только согласившись с такой постановкой вопроса, мы сможем приблизиться к пониманию истоков человеческого любопытства, неиссякаемого стремления к познанию, к мудрости, к открытию истины, не­избывного рвения в разрешении загадок вечности и бытия. Сокрытие исти­ны, цензура, отсутствие правдивой информации, запрет на коммуникацию угрожают удовлетворению всех базовых потребностей.

Все вышесказанное позволяет нам выдвинуть еще одну гипотезу. Я хочу сказать, что те или иные психологические феномены важны ровно настолько, насколько они связаны с базовыми потребностями. Я уже от­мечал, что любое осознанное желание (парциальная цель) важно ровно на­столько, насколько оно связано с той или иной базовой потребностью. Это же заявление справедливо и для поведенческих актов. Поведенческий акт только тогда имеет психологическое значение, когда он непосредственно влияет на возможность удовлетворения базовых потребностей. Чем мень­ше это влияние, чем более оно опосредовано, тем менее значимым явля­ется этот акт с точки зрения динамической психологии. То же самое мож­но сказать о всевозможных защитных механизмах. Некоторые из них напрямую связаны с нашими потребностями, служат их удовлетворению или защите, другие, напротив, очень отдаленно связаны с ними. В принци­пе, все защитные механизмы можно даже классифицировать как базовые и небазовые, как более базовые и менее базовые, и в результате мы бы об­наружили, что утрата базовых защитных механизмов гораздо опаснее, чем утрата небазовых защитных механизмов (при этом важно все время по­мнить, что причины такой закономерности кроются в тесной связи базо­вых защитных механизмов с базовыми потребностями).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.