Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа человека и его характер






«[Однажды мне подумалось — с тех пор прошло еще не­много времени — вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую подобно всякому скоту; од­нако что я есмь не принадлежит никому, как только мне са­мому, ни человеку, ни ангелу, ни Богу, — разве только что я одно с Ним».

Майстер Экхарт. Фрагменты'.

1 Meister Eckhart. Des Morgenstern. Ausgewalt, ubersetzt und eingelertet von Hahs Yiesecke. В., 1964. S. 288.


Фромм Э. Психоанализ и этика 227

Общая характеристика человеческого рода

Любой человек является представителем всего человечества. Каж­дый отдельный индивид несет в себе характерные особенности всего ро­да человеческого. Он одновременно и конкретный «он» и «все»; он обла­дает своими отличительными особенностями и в этом смысле уникален, но в то же время в нем воплощены все характерные черты человеческо­го рода в целом. Его индивидуальность обусловлена особенностями чело­веческого существования, общими для всех людей. Поэтому рассмотрение общей характеристики человечества должно предшествовать изучению свойств человеческой индивидуальности, изучению личности.

Биологическое несовершенство человека

Первый признак, отличающий человеческое существование от жи­вотного, имеет отрицательную характеристику, а именно относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессах адаптации к ок­ружающему миру. Способ адаптации животных повсеместно один и тот же: если инстинктивное обеспечение перестает отвечать требованиям ус­пешной адаптации к изменяющемуся миру, то соответствующий биоло­гический вид вымирает. Животное адаптируется к изменяющимся ус­ловиям путем изменения самого себя — аутопластически, а не путем изменения окружающей среды — аллопластически. Таким образом, оно живет в полной гармонии с природой, но не в смысле отсутствия борьбы с природой, а в том смысле, что присущие ему возможности делают его устойчивой и неизменяемой частью его мира; животное либо приспосаб­ливается к миру, либо погибает.

Чем менее совершенна и устойчива инстинктивная организация жи­вотных, тем более развивается их мозг и, следовательно, способность к обу­чению. Происхождение человека тогда можно связать с тем моментом в процессе эволюции, где адаптация с помощью инстинктов достигла мини­мального уровня. Появление человека сопровождалось возникновением но­вых качеств, отличающих его от животных. Это осознание себя как от­дельного, самостоятельного существа, это способность помнить прошлое и предвидеть, планировать будущее, обозначать различные предметы и дейст­вия с помощью знаков и символов; это способность разумного постижения и понимания мира; это его способность воображения, позволяющая ему дос­тичь более глубокого познания, чем это возможно на уровне только чувст­венного восприятия. Человек — самое беспомощное из всех животных, но именно эта его биологическая беспомощность — основа его силы, главная причина развития его специфических человеческих качеств.


228 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Дихотомия экзистенциального и исторического в человеке

Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», ко­торой характеризовалось существование животных. Появление этих ка­честв сделало человека аномалией, причудой вселенной. Разумеется, он — часть природы, подчиняющаяся ее физическим законам и не способная изменять их, но он трансцендентен остальной природе. Будучи частью природы, он разделен с ней; он бездомен, но привязан к общему для всех тварей дому. Заброшенный в мир в случайное место и в случайное вре­мя, он оказался вытесненным из него, опять-таки случайным образом. Обладая самосознанием, он осознает свое бессилие и ограниченность су­ществования. Он предвидит свой конец — смерть. Он никогда не освобо­дится от двойственности своего существования: он не может избавиться от своей души, даже если бы и захотел; и не может избавиться от своего тела, пока жив, — тело его заставляет его желать быть живым.

Разум — и благо, и проклятие человека одновременно; он принуж­дает его вечно решать задачу неразрешимой дихотомии. Человек в этом отношении отличается от всех других организмов — в отличие от них он пребывает в постоянном и неустранимом неравновесном состоянии. Он не может жить, просто воспроизводя существующие видовые паттерны; он должен жить сам. Человек — единственное существо, которое способно испытывать скуку, недовольство, переживать состояние изгнанности из рая, т.е. такое существо, для которого собственное существование являет­ся проблемой, от которой он не в силах уйти. Он не может вернуться на­зад — к состоянию дочеловеческой гармонии с природой; его удел — по­стоянное совершенствование разума, пока он не станет хозяином природы и самого себя.

С появлением разума в человеческом существовании утвердилась дихотомия, побуждающая человека к постоянному поиску новых путей ее преодоления. Динамичность истории человечества связана именно с нали­чием разума, который побуждает его к развитию и, следовательно, к соз­данию собственного мира, в котором он чувствовал бы себя дома с самим собой и с другими. Однако каждая достигнутая им ступень развития остав­ляет его неудовлетворенным и ввергает в замешательство, но это самое чув­ство замешательства подвигает его к новым поискам и решениям. Конечно, это не значит, что человек обладает врожденным «двигателем прогресса»; его заставляет продвигаться по избранному им пути противоречие в его су­ществовании. Потеряв рай, утратив единство с природой, он стал вечным странником (Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст); он принужден двигаться впе­ред с бесконечными усилиями, познавая еще не познанное, расширяя отве­тами пространство своего знания. Он должен давать отчет самому себе о смысле своего существования. Он движим стремлением преодолеть свою внутреннюю раздвоенность, внутреннее рассогласование, мучимый страст-


Фромм Э. Психоанализ и этика 229

ным желанием «абсолюта» — другой формы гармонии, которая может снять проклятие, оторвавшее его от природы, от людей и самого себя.

Эта раздвоенность человеческой природы порождает дихотомии, ко­торые я называю экзистенциальными1, потому что они укоренены в самом существовании человека, являясь такими противоречиями, которые чело­век не в силах устранить, но на которые реагирует по-разному, в зависи­мости как от собственного характера, так и от культуры, к которой он при­надлежит.

Самая фундаментальная экзистенциальная дихотомия — это дихо­томия между жизнью и смертью. То, что мы должны умереть, — факт, не­избежный и неизменный для каждого человека. Человек осознает неиз­бежность смерти, и это осознание оказывает глубокое влияние на всю его жизнь. Смерть остается прямой противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с опытом жизни. Никакое знание о смерти не изменяет того факта, что смерть не является ничего не значащей частью нашей жизни и что нам не остается ничего, как только смириться с нею; отсюда, казалось бы, тщетно все, что предпринимается для жизни. «Но разве не отдаст человек все, что имеет, за свою жизнь?» — а «мудрый... — говорит Спиноза, — думает о жизни, а не о смерти». Человек пытался отрицать дихотомию жизни и смерти с помощью различных идеологий, к примеру с помощью христианской концепции бессмертия, которая, признавая бес­смертие души, отрицает тем самым трагический факт прекращения жиз­ни со смертью.

Факт смертности человека рождает и другую дихотомию: хотя каж­дый человек является носителем всех человеческих потенциальных спо­собностей, кратковременность его жизни не позволяет полностью реализо­вать все возможности, даже при наличии наиболее благоприятных условий. Только если бы время индивидуальной жизни было тождественно времени человечества, тогда мог бы человек полностью реализоваться в таком че­ловеческом развитии, которое осуществляется в историческом процессе. Жизнь человека, начинаясь и обрываясь в случайный для общего эволюци­онного процесса всего рода человеческого момент, вступает в трагическое противоречие с индивидуальными притязаниями на реализацию всех его возможностей. Об этом противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он в действительности реализует, человек имеет весьма смутное представление. И здесь также различные идеологии стремятся ослабить или снять противоречие, либо защищая тезис, что жизнь продолжается и после смерти, либо что исторический период жизни каждого человека яв-

1 Я употребляю этот термин безотносительно к терминологии экзистенциализма. В процессе подготовки данной рукописи я познакомился с «Мухами» Жан-Поля Сартра и с его «Экзистенциализм — это гуманизм». Я не вижу оснований для каких-либо изме­нений или дополнений. Хотя некоторые моменты у нас совпадают, я не могу судить в должной мере о степени этого совпадения, поскольку я еще не имею доступа к его главным философским трудам.


230 Тема 3. Человек как субъект деятельности

ляется полным и неоценимым вкладом в достижения всего человечества. Другие утверждают, что смысл жизни не в наиболее полном осуществлении собственных возможностей, а в социальном служении и исполнении об­щественного долга; что развитие, свобода и счастье индивида — второсте­пенно или вовсе ничего не значит по сравнению с благосостоянием госу­дарства, общества или какой-то другой символической вечной силы, трансцендентной человеку.

Итак, человек одинок и в то же время опутан многочисленными свя­зями. Он одинок, поскольку является уникальной сущностью, совершенно не похожим ни на кого другого, осознающим себя в качестве существа от­дельного и отделенного от других. Он должен оставаться один на один с со­бой, когда требуется вынести суждение или принять решение, руководст­вуясь только силами собственного разума. И в то же время он не может выносить своего одиночества, не может не вступать в связи с другими людь­ми. Его счастье зависит от чувства солидарности, которое он испытывает к своим соотечественникам, к прошлым и будущим поколениям.

От дихотомии экзистенциального плана коренным образом отлича­ется множество исторических противоречий в индивидуальной и общест­венной жизни, которые не являются необходимой частью человеческого существования, но создаются человеком и им же разрешаются — в мо­мент ли их возникновения или позже — в соответствующих исторических условиях. Например, существующее ныне противоречие между изобили­ем технических средств, могущих обеспечить благосостояние, и невозмож­ностью использовать их исключительно в мирных целях принципиально разрешимо. Это — не необходимое противоречие, но следствие недостатка человеческой мудрости и мужества. А вот институт рабства в Древней Греции может служить примером относительно неразрешимого противо­речия, преодоление которого стало возможным лишь гораздо позже в про­цессе исторического развития с созданием материальной базы для обес­печения равенства людей.

Понимание различий между экзистенциальными и историческими противоречиями весьма важно, поскольку их неразличение ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто заинтересован в сохранении исторических противоречий, настаивают на их экзистенциальной природе, а тем самым и на их неизбежности и неизменности. Говоря «чему быть, того не мино­вать», они пытаются убедить людей в необходимости подчиниться трагиче­ской судьбе. Однако подобная попытка смешения этих двух типов проти­воречий все же не могла удержать людей от попыток их разрешения. Одно из самых замечательных свойств человеческого разума заключается в том, что, сталкиваясь с противоречием, разум не может оставаться пассивным. Стремление разрешить противоречие приводит его в движение. Весь чело­веческий прогресс обязан этому факту. Если бы человек практически не реагировал на осознаваемые им противоречия, то само наличие этих про­тиворечий надо было бы отрицать. Гармонизация, а в сущности, отрицание


Фромм Э. Психоанализ и этика 23*1

наличия противоречий — функция рационализации в индивидуальной жизни и функция идеологий (социальных моделей рационализации) в об­щественной жизни. Однако если бы человеческий разум мог довольство­ваться исключительно рациональными ответами, истиной, то все идеологии оказались бы неэффективными. Но — и это тоже одна из особенностей ра­зума — он способен принимать за истину мнение большинства или офици­альное мнение властей. Если идеология поддерживается всеобщим консен­сусом или властью, разум человека несколько успокаивается, хотя сам он (человек) не находит полного покоя.

Итак, если исторические противоречия человек уничтожает в резуль­тате своей деятельности, то экзистенциальные противоречия он уничтожить не в состоянии, хотя и по-разному на них реагирует. Он может усыпить свой разум различными идеологиями (направленными на гармонизацию отно­шений между личностью и обществом). Он монсет попытаться отделаться от внутреннего беспокойства, уходя с головой в развлечения или какое-нибудь дело. Он может уничтожить свою свободу, превратив себя в послушный ин­струмент внешних ему сил, принеся им в жертву свое «я». Но все равно он останется неудовлетворенным, испытывающим тревогу и беспокойство. Есть лишь единственное решение проблемы — посмотреть в глаза правде, осознать свое принципиальное одиночество, заброшенность во вселенной, безразличной к его судьбе, понять, что не существует такой трансцендент­ной ему силы, которая решила бы его проблемы за него. Человек должен принять на себя ответственность за самого себй и признать, что только соб­ственными усилиями он может придать смысл своей жизни. Однако этот смысл не подразумевает какой-то определенности, уверенности и завершен­ности: в самом деле, поиск такой определенности делает невозможным по­иск смысла. Неуверенность есть как раз то условие, которое вынуждает че­ловека развивать свои возможности. Если человек отважится взглянуть правде в глаза, он увидит, поймет, что нет другого смысла жизни, кроме то­го, который он придает ей путем раскрытия своих сил в продуктивной, творческой жизнедеятельности; и что только постоянная бдительность, активность и усилия могут не дать нам потерпеть фиаско в нашем глав­ном деле — в полном развитии наших сил, разумеется, в пределах законов нашей экзистенции. Человек никогда не перестает приходить в замеша­тельство, удивляться и задаваться разными вопросами. Только если он раз­берется в сути своего реального положения, дихотомиях, присущих его су­ществованию, и осознает свою способность раскрыть все свои силы, он преуспеет в решении своей задачи: быть самим собой для себя самого и достичь счастья, в полной мере реализовав свои сугубо человеческие свой­ства — разум, любовь и продуктивный труд.

Теперь, обсудив экзистенциальные дихотомии, по самой своей приро­де присущие человеческому существованию, мы можем вернуться к утвер­ждению, сделанному в начале главы, т.е. что рассмотрение общих принци­пов человеческого существования должно предварять изучение личности.


232 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Смысл этого утверждения можно уточнить, если принять, что психология должна опираться на философско-антропологическую концепцию человече­ского существования.

Самая поразительная черта человеческого поведения — это неверо­ятная глубина страсти и проявления человеческих сил. Фрейд более, чем кто-либо другой, осознал этот факт и пытался объяснить его в терминах механистически-натуралистического мышления своего времени. Он пред­положил, что те эмоции, которые не являются очевидным выражением ин­стинкта самосохранения или сексуального инстинкта (или, как он сфор­мулировал позднее, инстинкта Эроса и инстинкта Смерти), тем не менее, являются только более скрытыми и сложными проявлениями этих ин­стинктивно-биологических побуждений. Но как бы ни были замечательны его предположения, они неубедительны в своем отрицании того факта, что значительная доля человеческих страстей не может объясняться посредст­вом инстинктов. Даже если человек удовлетворит голод или жажду или удовлетворит свои сексуальные потребности, это еще не значит, что «он сам» будет удовлетворен. Ведь в отличие от животных самые существенные, жиз­ненно важные проблемы для него на этом не кончаются, но только начина­ются. Он стремится то к власти, то к любви, то к разрушению, он рискует собственной жизнью за религиозные, политические, гуманистические идеа­лы; всеми этими стремлениями и характеризуется смысл и сущность чело­веческой жизни. Воистину, «не хлебом единым жив человек».

В противоположность механистически-натуралистическому объяс­нению Фрейда это положение было проинтерпретировано таким образом, что человеку внутренне присущи религиозные искания, которые невоз­можно объяснить на основе его природного существования, но которые должны объясняться чем-то трансцендентным ему, имеющим источник в сверхъестественных силах. Однако последнее допущение необязательно в свете того, что данный феномен может быть объяснен на основе широ­кого понимания специфики человеческого существования.

Дисгармония человеческого существования рождает потребности, да­леко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты, общие всему животному миру и сказывающиеся в непреодолимом желании восстано­вить единство и равновесие с природой. Прежде всего, он пытается создать в своем представлении всеохватывающую картину мира, в рамках кото­рой стремится получить ответ на вопросы о своем реальном месте в ми­ре и о том, что он должен делать. Однако чисто умозрительных построе­ний недостаточно. Если бы человек был чистым интеллектом, лишенным телесной оболочки, то его цель была бы достигнута созданием исчерпы­вающей умозрительной системы. Но поскольку человек наделен не толь­ко умом, но и телом, постольку он вынужден решать проблему дихотомии не только в мысли, но и в целостном процессе жизнедеятельности, охва­тывающем сферу чувств и поведения. В поисках нового равновесия он стремится к единству во всех сферах бытия. Поэтому любая более или ме-


Фромм Э. Психоанализ и этика 233

нее удовлетворительная система ориентации подразумевает не только ин­теллектуальные притязания, но и чувства и ощущения, реализующиеся во всех сферах жизнедеятельности. Приверженность какой-либо цели, идее или сверхъестественной силе, к примеру Богу, есть выражение этой по­требности осуществления полноты существования.

Вопросы об ориентации в мире и о приверженности какой-либо идее получают совершенно разные, как по содержанию, так и по форме, отве­ты. Существуют примитивные системы, вроде анимизма или тотемизма, в которых в качестве объединяющих человека с природой и придающих смысл его существованию выступают какие-нибудь природные предметы или предки. Существуют нетеистические системы, вроде буддизма, кото­рые обычно считаются религиями, хотя их изначальная форма не содер­жит понятия Бога. Существуют философские системы, наподобие стоициз­ма, а также монотеистические религиозные системы, которые для ответа на вопрос о смысле человеческого существования привлекают понятие Бо­га. При обсуждении этих разных систем мы сталкиваемся с термино­логическими трудностями. Мы могли бы называть все эти системы ре­лигиями, если бы не то обстоятельство, что в силу исторических причин термином «религия» обозначаются теистические системы, центральным понятием которых является понятие Бога; в нашем же языке попросту нет слова для обозначения того общего, что есть в теистических и нетеи­стических системах, т.е. для обозначения всех тех умозрительных систем, пытающихся так или иначе дать ответ на проблему смысла жизни и по­пытки человека придать смысл своему существованию. Поэтому за неиме­нием лучшего слова я буду называть такие системы «схемой ориентации и поклонения».

Я хотел бы при этом отметить, что все множество духовных устрем­лений человека, которые рассматриваются как сугубо светские, мирские, на деле коренятся в той же самой потребности, что и различные религиозные и философские системы. Что наблюдается, например, в наше время? Мил­лионы людей поклоняются успеху или престижу. Мы видели и все еще ви­дим в некоторых обществах фанатическую приверженность диктаторским режимам. Мы поражаемся тому, что человеком порой владеют страсти, по своей силе превосходящие даже инстинкт самосохранения. Мы легко обма­нываемся мирским содержанием всех этих целей и истолковываем их как следствие сексуальных или других квазибиологических потребностей. Но разве не очевидно, что фанатизм, с которым преследуются эти цели, подобен религиозному фанатизму; что все эти секуляризованные системы ориента­ции и поклонения различаются только содержанием, но не основным за­просом, на который они и пытаются давать каждая свой ответ? В нашей культуре картина особенно обманчива, поскольку большинство хотя и «ве­рят» в монотеизм, но в действительности объектом их поклонения оказы­ваются системы, близкие к тотемизму, или даже идолопоклонство, а не су­ществующие формы христианства.


234 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Но мы должны сделать следующий шаг. Понимание «религиозной» природы общественно признаваемых мирских стремлений — ключ к пони­манию неврозов и иррациональных побуждений. Последние необходимо рассматривать как ответы — индивидуальные ответы — на запросы чело­века об ориентации и поклонении. К примеру, человек, жизненный опыт ко­торого обусловлен его «привязанностью к семье» и который не в состоянии совершать независимые, самостоятельные поступки, по существу является приверженцем древнего культа предков, и единственное, что отличает его от миллионов других почитателей культа, — это то, что его система взгля­дов — его личная система, а не социально-культурный шаблон. Фрейд, ус­тановив связь между религиозностью и неврозами, объяснял религию как форму неврозов, мы же полагаем, что неврозы следует объяснять как особую форму религии и что они отличаются в основном своими индивидуальны­ми, нетипическими характеристиками. Вывод, к которому мы приходим от­носительно общей проблемы человеческой мотивации, заключается в том, что в то время как потребность в системе ориентации и поклонения явля­ется общей всем людям, конкретное содержание таких систем различает­ся. Различия в них определяются различиями в ценностях. Так, зрелый, продуктивный, рациональный человек будет стремиться к выбору такой системы, которая позволит ему быть зрелым, продуктивным, рациональным. Человек, задержавшийся в своем развитии, вынужден возвратиться к при­митивным и иррациональным системам, которые, в свою очередь, еще бо­лее усиливают его зависимость и иррациональность. Он будет оставаться на уровне, который человечество, в лице своих лучших представителей, преодо­лело уже тысячелетия назад.

Поскольку потребность в системе ориентации и поклонения есть не­отъемлемая часть человеческого существования, становится понятной и глубина этой потребности. В самом деле, нет иного, более сильного, источ­ника человеческой энергии. Человек не свободен в выборе, иметь или не иметь ему «идеалы», но он свободен в выборе между разными идеалами: поклоняться ли разрушительным силам или разуму и любви. Все люди «идеалисты» и стремятся к чему-то большему, чем достижение физическо­го удовлетворения. Они отличаются теми идеалами, в которые верят. Самые лучшие, но и самые сатанинские проявления человека — это выражение не его плоти, но «идеализма» его духа. Поэтому, когда говорят, что иметь идеа­лы или религиозные чувства ценно само по себе, — это небезопасно, да и ошибочно. Мы должны рассматривать идеалы, включая и светские идеоло­гии, как выражение все той же неискоренимой человеческой потребности и оценивать их с точки зрения их адекватности и того, в какой степени они являются для человека «путеводной звездой» в деле реализации им своих сил, а также с точки зрения того, насколько они действительно являются от ветом на человеческую потребность обретения гармонии с миром. И, повто ряю, понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимание


Фромм Э. Психоанализ и этика 235

общей характеристики смысла человеческого существования, т.е. проблемы человеческого существования в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.