Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вселенское мгновение Элен Келлер






 

Один из наиболее волнующих примеров пробуждения чувства мысли можно увидеть в том, как семилетняя Элен Келлер внезапно уяснила для себя понимание слов. Ее учительница Мисс Салливан пишет так:

«Мы пришли в зал, где пьют минеральные воды, я дала Элен стакан и велела держать его под краном, а сама стала качать воду. Когда хлынула холодная вода, наполняя стакан, я произнесла по буквам «в-о-д-а» в свободную руку Элен. Слово, настолько тесно связавшееся с ощущением холодной воды, струившейся по ее руке, казалось, потрясло ее. Она выронила стакан и стояла как громом пораженная. Лицо ее как-то по-новому осветилось. Она несколько раз произнесла: «в-о-д-а». Потом она присела на пол на корточки, спрашивая имена земли, насоса и решетки. Внезапно, обернувшись, она спросила мое имя. Я произнесла: «учтельница». В это время в зал вошла младшая сестричка Элен со своей няней. Элен произнесла «бэби» и указала на няню. Это был первый раз, когда она самостоятельно (из себя) использовала произнесенное слово как средство коммуникации. На обратном пути домой она была чрезвычайно возбуждена и заучивала названия каждого предмета, к которому она прикасалась, так что за несколько часов она добавила к своему словарю около тридцати слов. Вот некоторые из них: «дверь», «открывать», «закрывать», «давать», «идти» и «приходить».»69

На следующее утро мисс Салливан добавила к тому, что она написала предшествующим вечером, постскриптум. Содержание его было следующим: «Элен сегодня утром встала светящейся как фея. Она порхала от одного предмета к другому, спрашивая их имена, а потом радостно расцеловала меня. Прошлым вечером, когда она совершенно без принуждения ложилась спать, она прижалась ко мне и впервые поцеловала меня. Я думала, что мое сердце разорвется, настолько оно было наполнено радостью».

Нам следует упомянуть о том, что в предшествующие недели учительница этой слепо-глухой девочки писала ей на руке названия предметов языком условных знаков. Ребенок мог повторять их, но она не могла постигать или воспринимать их. Они были лишь знаками, не содержащими смысла. Ее чувство речи существовало в виде чувства жеста. Однако внезапно, как снизошедшее откровение, ее чувство мысли пробудилось, и с этого момента - этого вселенского мгновения - ее духовное существо ощутило Землю своим домом.70 Она смогла, как Адам, назвать вещи их именами. Новый свет преобразил ее лицо потому, что свет духа пробудился в ней и стал лучиться из нее.

Похожая радость, которая не настолько непосредственна, поскольку не пробуждается так внезапно, освещает также и двухлетнего ребенка. Он принят здесь на Земле как человеческое существо благодаря тому факту, что он может понимать имена вещей. Он становится Адамом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.