Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы чувств






<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. <...> Но пусть наблюдатель <...> попытается распространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения..; тогда неминуемо выделится перед ним множество душевных состояний, которым необхо­димо приписать характер чувства, но в то же время подогнать под шаб­лонную схему удовольствия—неудовольствия невозможно. <...>

Если я буду смотреть в темном пространстве сперва на блистающий спектрально-чистый красный цвет, а потом на такой же самый голубой


70 Тема 2. Становление предмета психологии

цвет, то и тот, и другой охарактеризую, конечно, как в высшей степени ра­достные впечатления, т.е. возбуждающие удовольствия, и несмотря на это, чувства, пробуждаемые во мне ими обоими, будут совершенно различны. <...> Наиболее подходящими названиями для них могут служить выраже­ния: возбуждение и успокоение; для высших же степеней последнего мож­но выбрать название подавленность (депрессия). Эти же чувства, очевидно, обусловливают отчасти и противоположный эмоциональный характер, свойственный высоким и низким тонам, резким и мягким тембрам. <...> Будем, например, умеренно напрягая внимание, прислушиваться к ударам медленно отбивающего такт метронома. Тогда в промежутке от одного удара до другого появится и будет становиться все сильнее и силь­нее особое состояние, которое мы можем назвать чувством напряжения (соответственно причине, чаще всего вызывающей это чувство). Как толь­ко ожидаемый удар маятника прозвучал, чувство это разрешается в неко­торое противоположное эмоциональное состояние. Будем называть по­следнее чувством разрешения. Конечно, и то, и другое может соединяться с чувствами удовольствия—неудовольствия, равно как и с чувствами воз­буждения и успокоения; но могут они проявляться и без всякой субъек­тивно заметной примеси. <...>

Однако найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы, специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противопо­ложностей, по-видимому, уже нельзя. <...> Таким образом, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключаю­щих друг друга. Наоборот, каждое из шести основных направлений, полу­чающихся таким образом, может сосуществовать с чувствами тех двух из­мерений, к которым само оно не принадлежит. Направления же одного и

того же измерения, разумеется, в ка-

Возбуждение ждом данном мгновенном эмоцио-

с нальном состоянии исключают друг

друга. Таким образом, многообразие

чувств можно символически изобра-Раз решение

зить посредством геометрического

у построения, данного на рис. 1. <...>

Удовольствие ]^- Неудовольств ие В промежутке апс размещены по

b порядку чувства, разложимые на удо-

вольствия и возбуждения, в and чув­
ства, разложимые на удовольствие и
Напряжение т,

успокоение и т.д. В пространстве,

ограниченном линиями па, пс и пе,

Успокоение будут распределены те чувства, ко-

торые содержат одновременно удо­
вольствие, возбуждение и напряже­
ние- 1 ние и т.д. <...>


ВундтВ. [Психология душевных волнений]



Удовольствие t
Разрешение
Рис. 2. Символическое изображение течения чувства

Каждое единичное чувство в непрерывности, изображенной на рис. 1, представлено отдельной точкой. Пойдем теперь дальше. Обратим внимание на то обстоя­тельство, что каждая такая точка изображает лишь одно мгновен­ное состояние чувства и что это состояние никогда или почти ни­когда не держится долее. Напро­тив того, каждое реальное чувство всегда входит в состав какого-ни­будь течения чувства, в продол­жение которого отдельные компо­ненты могут претерпевать частью непрерывные, частью внезапные изменения. Изобразим наглядно ход изменения чувства в таком течении. Для этого можно пред­ставить каждое отдельное измерение эмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изображающие их линии. Изменениям в облас­ти каждого отдельного измерения будет тогда соответствовать своя особая кривая. Линия абсцисс при ней будет выражать временные величины, а вос­хождение кривой над линией абсцисс и падение ниже ее будет соответство­вать противоположным фазам чувства в пределах одного того же данного измерения (см. рис. 2). <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.