Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважение и защита прав меньшинств






Политические критерии

Демократия

Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

Верховенство закона

Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

Права человека

Права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям, то есть ими нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлечены к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Уважение и защита прав меньшинств

Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации.

Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

И наконец, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.

6. З якого періоду здійснюється співпраця європейського співавторів з питань загальної зовнішньої політики?

Формирование европейской внешней политики начинается практически одновременно с созданием Европейских сообществ в 1950-е годы. Именно в рамках Сообществ (прежде всего ЕЭС) получили развитие первые направления внешнеполитической деятельности будущего Союза, связанные с его участием в международных экономических отношениях: " общая торговая политика" и " сотрудничество в поддержку развития".

Начиная с 1970-х годов государства-члены осознали необходимость распространения европейской внешней политики на другие - неэкономические - аспекты международных отношений. Соответствующие вопросы стали предметом общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (ОВПБ), образующей вторую " опору" данной организации. В современном Европейском Союзе внешняя политика, таким образом, разделена на две ветви, каждая из которых регулируется разными учредительными договорами: внешняя политики в экономической и связанных с нею областях подчиняется Договору об учреждении Европейского сообщества 1957 г.; общая внешняя политика и политика безопасности, включая военно-политические мероприятия, проводится на основании Договора о Европейском Союзе 1992 г.

Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором 1957. Они носили декларативный характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел.

Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992 г. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны». Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза была сформулирована на основе Маастрихтского договора и получила дальнейшее развитие в дальнейших договорах, таких как Амстердамский договор (1999), Ниццкий Договор (2003) или Лиссабонский договор (2009).

7. У чому полягає зміст Європейської політики безпеки та оборони.

Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) - система мероприятий, проводимых Европейским Союзом по отношению к странам, не входящим в его состав, на основании специального раздела учредительного договора (раздел V Договора о Европейском Союзе “Положения об общей внешней политике и политике безопасности”).

Предметом ОВПБ являются, прежде всего, вопросы обеспечения мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов. Вопросы социально-экономического сотрудничества с зарубежными странами находятся в компетенции Европейского сообщества, предусмотренной Договором об учреждении ЕС 1957 г.

Составной частью общей внешней политики и политики безопасности Союза является Европейская политика в сфере обороны и безопасности (ЕПОБ) - комплекс мероприятий Европейского Союза в военной сфере.

Стратегической целью ЕПОБ выступает создание в перспективе общих оборонных структур Союза

1 декабря 2009 г. в действие вступил Лиссабонский договор, который превратил европейскую политику в области безопасности и обороны в единую политику союза в области безопасности и обороны.

Единая политика Европейского Союза в области безопасности и обороны – неотъемлемая часть единой политики Европейского Союза в области внешней политики и политики безопасности. Единая политика в области безопасности и обороны обеспечивает союзу способность к оперативным действиям с использованием для этой цели как гражданских, так и военных средств стран-членов. Цель Европейского Союза в управлении кризисами – предотвращение конфликтов, обеспечение мира и усиление международной безопасности.

В марте 2000 года начали работу комитет Европейского Союза по политике и безопасности, военный комитет, военный штаб и военно-политическая группа. Задача данных военных и политических структур – дальнейшее развитие единой политики в области безопасности и обороны, а также политический контроль над операциями Европейского Союза по урегулированию кризисов и стратегическое управление ими.

Комитет по политике и безопасности играет центральную роль в формировании как единой внешней политики и политики в области безопасности, так и политики в области безопасности и обороне. Военный комитет и военный штаб занимаются военными аспектами политики в области безопасности и обороны.

Среди основных целей Общей Внешней Политики Безопасности были названы: -защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН; - развитие международного сотрудничества; - развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.


8. Чому тільки після підписання договору про заснування Європейського співтовариства з атомної енергетики та Європейського економічного співтовариства можна вважати справжнім початком інтеграції країн Західної Європи.

27 травня 1952 року країни «європейської шістки» підписують Договір про заснування Європейського оборонного співтовариства (ЄОС). Наступним кроком на шляху інтеграції стала розробка проекту Договору про створення Європейського політичного співтовариства (ЄПС). Це трапилось 10 вересня 1952 року. Однак ані ЄОС ані ЄПС так і не стали реальністю. Вирішальну роль тут відіграла Франція, парламент якої після довгих дискусій у серпні 1954 року вирішив відкласти ратифікацію Договору про ЄОС. А це зробило недоречним і підписання Договору про ЄПС. Таким чином, на початку 50-х років країнам «європейської шістки» не вдалося започаткувати інтеграцію в оборонній та політичній сферах. Інтеграція продовжувала розвиватись в інших сферах, передусім в економічній.

25 березня 1957 року у м. Рим відбулося підписання Договору про створення Європейського економічного співтовариства (ЄЕС) та Договору про створення Європейського співтовариства з атомної енергетики (Євратом). Було також підписано Конвенцію про спільні для трьох Співтовариств інституцій, ними були: Парламентська асамблея (Європейський Парламент) та Європейський Суд, крім того, кожне Співтовариство мало власні інституції.

Метою ЄЕС визначалося усунення внутрішніх торговельних бар’єрів усередині Співтовариства (створення зони вільної торгівлі), створення митного союзу і, нарешті - створення спільного ринку (забезпечення вільного руху по території країн-учасниць Співтовариства товарів, послуг, капіталу, робочої сили).

Метою Євратому визначалась співпраця країн-членів у використанні ядерної енергії у мирних цілях. Обидва договори набули чинності 1 січня 1958 року і ввійшли в історію під назвою «Римські договори».

8 квітня 1965 року було підписано Договір про злиття виконавчих органів ЄСВС, Євратому та ЄЕС. 1 липня 1967 року цей Договір набув чинності. У результаті була створена єдина структура інститутів, що забезпечують розвиток європейської інтеграції. Основними інститутами стали Європейська Комісія, Рада Європейських Співтовариств, Європейський Парламент та Суд Європейських Співтовариств. У грудні 1974 року до цих органів додався новий – Європейська Рада, яка складається з глав держав та урядів країн-членів Європейських Співтовариств.

У 1968 році завершується формування зони вільної торгівлі та митного союзу (перших двох етапів інтеграції) Європейського економічного співтовариства (ЄЕС). Наприкінці 1969 року завершується формування спільного ринку (третього етапу інтеграції) ЄЕС. Первісні цілі ЄЕС, визначені Римським договором 1957 року, виявились досягнутими. Необхідно було визначати подальші завдання для розвитку європейської інтеграції.


9. Розширення Європейського Союзу на Схід неможливо без опрацювання питань, висвітлених у Копенгагенських критеріях, але крім цього розроблено ще декілька програм для окремих груп країн, що бажають стати членами ЄС. Навіщо розроблюється ці програми? Чому вони різні для країн? Чи можна було б обійтися без них? Аргументуйте свою відповідь.

Процес інтеграції – це не просто підтягнення норм законодавства країн-кандидатів до стандартів співтовариства, а й забезпечення їх ефективного та професійного виконання. Він включає також і розбудову відповідних структур, розвиток людських ресурсів та навичок управління.

22 червня 1993 року на своєму засіданні в Копенгагені Європейська Рада визначила принципи розширення Європейського Союзу. Згідно з цими принципами країни Центральної та Східної Європи, які висловили бажання, можуть стати членами Європейського Союзу.

Політичні критерії: стабільність інститутів, які є гарантами демократії, верховенства закону, прав людини; поваги до прав меншин і їх захисту.

Економічні критерії: існування функціональної ринкової економіки, а також здатність витримати весь тягар конкурентного тиску та силу ринкових стимулів у рамках Європейського Союзу; спроможність узяти на себе обов'язки членства включно з дотриманням цілей політичного, економічного та валютного союзу.

У 1997 році Європейська Рада прийняла рішення розпочати процес розширення Європейського Союзу, який мав відбуватися «поетапно, в темпах, властивих кожній майбутній державі-члену залежно від ступеня її готовності». Пізніше було сформовано план економічної допомоги майбутнім країнам-членам ЄС у вигляді Програми PHARE і TACIS.

Започаткована в 1989 році з метою підтримки економічних та політичних змін у країнах, що долають перехідний період, програма PHARE на початок 1996 року охоплювала 13 країн регіону. Програма PHARE була розроблена для Польщі й Угорщини, поширена на Чехію, Словаччину, Румунію, Болгарію, Албанію, три країни Балтії та деякі держави колишньої Югославії. Провідною метою подання цієї допомоги стало полегшення процесу економічних та політичних змін у країнах з перехідними системами. Основними напрямками програм допомоги є відкриття доступу товарам, виробленим країнами-одержувачами, на ринки країн-донорів, розвиток харчової промисловості і сільського господарства, освіти, сприяння та заохочення інвестицій, збереження й охорона довкілля. Програми допомоги змінювалися відповідно до внутрішніх змін у Союзі та зовнішніх у світі. Таким чином, програма PHARE була головним каналом фінансового і технічного співробітництва Європейського Союзу з країнами Центральної та Східної Європи.

Розширивши програму PHARE, Союз уклав угоди про асоційоване членство з країнами Центральної і Східної Європи та державами Балтії. Ці «європейські угоди» охоплюють сфери національної і союзної компетенції. Головними цілями цих угод є: політичний діалог; вільна торгівля і свобода пересування; економічне співробітництво; фінансова співпраця; співробітництво в питаннях культури.

Наслідуючи приклад програми PHARE для країн Центральної і Східної Європи, Європейський Союз розробив програму TACIS для держав колишнього Радянського Союзу (Вірменії, Азербайджану, Білорусі, Грузії, Казахстану, Киргизії, Молдови, Росії, Таджикистану, Туркменістану, України та Узбекистану) і Монголії.

Програма TACIS дозволяє подавати країнам технічну та економічну допомогу, а також підтримувати процес передання європейських «ноу-хау» з метою розвитку в цих країнах ринкової економіки та демократичного суспільства. Ця програма працює в різних напрямках, основними з яких є інституціональна реформа, підтримка економічних реформ та розвиток приватного сектора, енергетика й охорона довкілля, ядерна безпека.

Водночас жоден з проектів за програмою TACIS не передбачає адаптації інституцій, базових умов їх функціонування, створення умов для розвитку політичних, економічних, бізнесових, інтелектуальних еліт, підготовки кадрів відповідно до вимог Європейського Союзу, що є одним з головних принципів програми PHARE. Програма TACIS не орієнтована на вступ до ЄС колишніх радянських республік (за винятком балтійських).

Ці програми мали різні цілі, і орієнтовані на різні крахни, з різними внутрішніми економічними, політичними та соціальними умовами. Вони дозволяють Євросоюзу покращити економічні відносини з країнами, які включені до цих програм, і націлені на створення зони вільної торгівлі з цими країнами, що передбачає вільне пересування товарів та послуг між ЄС та цими країнами.

Програма PHARE передбачає вступ до ЄС країн, які включені до цієї програми. Її мета- прискорити спроможність цих країн відповідати Копенгагенським критеріям, щоб вони мали змогу стати членами ЄС, та полегшення процесу економічних та політичних змін у країнах з перехідними системами.

Програма TACIS не орієнтована на вступ до ЄС колишніх радянських республік (за винятком балтійських). Вона має своєю метою розвиток в цих країнах ринкової економіки та демократичного суспільства. І тільки після досягнення цієї мети можна буде говорити про застосування в цих країнах цілей програми PHARE.


10.Чому вважають прийняття у 1992 році Маастрихтського договору завершенням етапу формування єдиного внутрішнього ринку (четвертого етапу економічної інтеграції)?

У 1968 році завершується формування зони вільної торгівлі та митного союзу (перших двох етапів інтеграції) Європейського економічного співтовариства (ЄЕС). Наприкінці 1969 року завершується формування спільного ринку (третього етапу інтеграції) ЄЕС. Первісні цілі ЄЕС, визначені Римським договором 1957 року, виявились досягнутими. Необхідно було визначати подальші завдання для розвитку європейської інтеграції.

1 липня 1987 року набув чинності Єдиний європейський акт, підписаний у лютому 1986 року. Цей документ визначив подальші цілі Європейської інтеграції. Зокрема, він поставив за мету створення до 1 січня 1993 року Єдиного внутрішнього ринку, який базуватиметься на 4 свободах: вільний рух товарів, осіб, капіталу та послуг і є наступним етапом економічної інтеграції, що передбачає гармонізацію економічної політики та інституцій, запровадив спільну політику в соціальній сфері, в галузі науково-технологічного розвитку, охорони навколишнього середовища. Також він вніс зміни до договорів про утворення Європейських Співтовариств, а також поширив інтеграційний процес на сферу зовнішньої політики. Крім того, у Єдиному Європейському акті було поставлено питання про створення Європейського Союзу, який мав стати інститутом не лише економічним, а й політичним.

7 лютого 1992 року у Маастрихті було підписано Договір про Європейський Союз. Договір набув чинності 1 листопада 1993 року. Він визначив так звані «три колони» Європейського Союзу: «перша колона» – Європейські Співтовариства: ЄСВС, Євратом та Європейське Співтовариство (замість старої назви «Європейське Економічне Співтовариство»). Причому Європейське Співтовариство є серцевиною та каркасом процесу інтеграції і за своїми властивостями становить «наднаціональний феномен»; «друга колона» – спільна зовнішня та безпекова політика (СЗПБ); «третя колона» – співробітництво у сферах юстиції та внутрішніх справ.

В економічному сенсі прийняття Маастрихтського договору означало курс на завершення формування єдиного внутрішнього ринку (четвертий рівень економічної інтеграції) та перехід до реалізації ідеї економічного та валютного союзу (п’ятий - найвищий рівень економічної інтеграції). Найголовніша мета формування єдиного внутрішнього ринку - гармонізація економічної політики та інституцій - була досягнута.

11.Чому країнами-членами ЄС було прийнято рішення про впровадження Спільної зовнішньої політики та політики безпеки країн ЄС?

Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) - система мероприятий, проводимых Европейским Союзом по отношению к странам, не входящим в его состав, на основании специального раздела учредительного договора (раздел V Договора о Европейском Союзе “Положения об общей внешней политике и политике безопасности”).

Предметом ОВПБ являются, прежде всего, вопросы обеспечения мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов. Вопросы социально-экономического сотрудничества с зарубежными странами находятся в компетенции Европейского сообщества, предусмотренной Договором об учреждении ЕС 1957 г. (см.: Европейский Союз).

В рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейский Союз:

устанавливает принципы и общие ориентиры ОВПБ, которым должны следовать все государства-члены и институты Союза;

принимает общие стратегии - программные документы, в которых фиксируются приоритетные направления политики Союза по отношению к отдельным странам и географическим регионам (например, общая стратегия 1999 г. по отношению к России);

разрабатывает общие позиции, определяющие подход Союза к конкретным внешнеполитическим проблемам;

утверждает общие акции, на основании которых выполняются оперативные действия на международной арене (назначение специальных представителей за рубежом, посылка наблюдателей на выборы, введение политических санкций против “третьих стран” и др.);

издает решения, в том числе по организационным вопросам (например, решение “Об учреждении Военного комитета Европейского Союза”);

может заключать международные соглашения с иностранными государствами.

Официальным представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности является государство-член, председательствующее в Совете (Председатель Совета Европейского Союза), от имени которого обычно выступают его глава правительства и министр иностранных дел (см.: Институты Европейского Союза).

 


12.Чи можна говорити, що СЗППБ є єдиною для всіх країн ЄС, і вони всі її дотримуються при розробці свого напрямку розвитку?

Общая внешняя политика и политика безопасности (сокр. ОВПБ; англ. Common Foreign and Security Policy, сокр. англ. CFSP)

Интеграция в области ОВПБ шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале 1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике.

В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности, также многие страны выступали против дублирования функций НАТО.

В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору.

Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы:

1. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

2. усиление безопасности ЕС;

3. сохранение мира и международной безопасности;

4. повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики;

5. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;

6. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Государства-члены информируют друг друга и производят согласование в рамках Совета по любому вопросу внешней политики и политики безопасности, представляющему общий интерес, с тем, чтобы посредством сближения их действий Союз осуществлял свое влияние наиболее эффективным образом.

Государства-члены координируют свои действия в рамках международных организаций и на международных конференциях. Они защищают на этих форумах общие позиции.

Государства-члены, которые также являются членами Совета безопасности Организации Объединенных Наций, будут согласовывать свои действия и в полной мере информировать остальные государства-члены. Государства-члены, которые являются постоянными членами Совета безопасности[33], будут заботиться при осуществлении своих функций о защите позиций и интересов Союза, без ущерба для ответственности, возлагаемой на них согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций.

Дипломатические и консульские миссии государств-членов и делегации Комиссии в третьих странах и на международных конференциях, а также их представительства при международных организациях сотрудничают друг с другом с целью обеспечить соблюдение и претворение в жизнь общих позиций и общих акций, принятых Советом.

Они активизируют свое сотрудничество путем обмена информацией, проведения общих оценок и путем содействия реализации положений, предусмотренных статьей 20 Договора об учреждении Европейского сообщества

13.Перерахуйте та розкрийте основні Копенгагенські критерії членства у Європейському Союзі.

Каждая страна, намеревающаяся получить членство в Европейском Союзе (ЕС), должна отвечать условиям, сформулированным в статье 49 Договора о Европейском Союзе, и принимать во внимание основные положения, изложенные в статье 6, абзац 1 Договора о Европейском Союзе. Критерии вступления стран в Европейский Союз были установлены в 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене.

Чтобы стать членом ЕС, государство должно отвечать трем условиям:
- Политический критерий: институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, защиты прав человека, а также уважения и защиты прав меньшинств.
- Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза.
- Принятие правил сообщества: способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза (принятие «acquis communautaire», или правовых актов Сообщества).

Для принятия Советом Европы решения о начале переговоров о вступлении должен быть соблюден политический критерий.
Каждая страна-кандидат должна соответствовать Критериям вступления. Стратегия приобщения и переговоры о вступлении задают рамки и предлагают соответствующие инструменты для этого.

Так называемые " копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре 1995 г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС.


14.Розкрийте позитивні наслідки розширення ЄС на основі плану дій у вигляді програми PHARE.

У 1997 році Європейська Рада прийняла рішення розпочати процес розширення Європейського Союзу, який мав відбуватися «поетапно, в темпах, властивих кожній майбутній державі-члену залежно від ступеня її готовності». Пізніше було сформовано план економічної допомоги майбутнім країнам-членам ЄС у вигляді Програми PHARE і TACIS.

Згодом програму PHARE (саме так називалася програма допомоги в економічній реструктуризації Польщі й Угорщини) було поширено на Чехію, Словаччину, Румунію, Болгарію, Албанію, три країни Балтії та деякі держави колишньої Югославії. Провідною метою подання цієї допомоги стало полегшення процесу економічних та політичних змін у країнах з перехідними системами. Основними напрямками програм допомоги є відкриття доступу товарам, виробленим країнами-одержувачами, на ринки країн-донорів, розвиток харчової промисловості і сільського господарства, освіти, сприяння та заохочення інвестицій, збереження й охорона довкілля. Програми допомоги змінювалися відповідно до внутрішніх змін у Союзі та зовнішніх у світі.

В 1997 году в Люксембурге, с началом процесса расширения Европейского Союза, приоритетом финансовой поддержки программы PHARE стало осуществление требований, выдвинутых странами-кандидатами Европейского Союза:

· упрочение учреждений государственного управления, чтобы они могли эффективно функционировать в рамках Европейского Союза;

· Осуществление законодательных норм Европейского Союза (Acquis Communautaire) и уменьшение правовых норм Европейского Союза, необходимых на переходный период;

· проведение мероприятий экономического и социального уравнения.

Таким чином, програма PHARE була головним каналом фінансового і технічного співробітництва Європейського Союзу з країнами Центральної та Східної Європи. Започаткована в 1989 році з метою підтримки економічних та політичних змін у країнах, що долають перехідний період, програма PHARE на початок 1996 року охоплювала 13 країн регіону. Запланований на період 1990–1994 років бюджет (4, 2 млрд. євро) зріс у 1995–1999 роках до 6, 693 млрд.

PHARE формирмирует образ будущих членов стран ЕС, помогая им соответствовать Копенгагенским критериям.

 

15.Визначте основні напрямки діяльності країн ЄС у рамках програми TACIS.

Тасис - это программа, разработанная Европейским Союзом для стран СНГ и Монголии, в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Цель программы состоит в поддержке усилий стран - партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.

Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. За первые 6 лет своей работы, 1991-1997, Тасис выделил 3390 миллионов ЕВРО для реализации боле 2500 проектов. Ноу-хау передается в форме оказания консультаций, направления групп экспертов, проведения исследований и профессиональной подготовки, путем создания правовой и нормативной базы, экспериментальных проектов.

Свою работу Тасис всегда проводит в тесном контакте со страной-получателем содействия. Приоритетными областями финасирования Тасис являются: реформа в государственном секторе, реструктуризация государственных предприятий и развитие частного сектора, транспорт и телекоммуникации, энергетика, ядерная безопасность и защита окружающей среды, построение эффективной системы производства, переработки и распространения пищевой продукции, развитие социальной службы и образования. Помощь, оказываемая по линии Тасис по образованию, состоит в обучении и консалтинге, развитии, совместной работе и создании информационных сетей, а также в поддержке пилотных проектов. Эта программа дает возможность получить знания и опыт по широкому аспекту проблем, используя как государственные, так и частные каналы.


16.Згідно з текстом Ніццького договору від 26 лютого 2001 року визначити основні цілі Спільної зовнішньої політики і політики безпеки.

Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г.

Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов.

Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров.
Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе.

Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором.

По Ниццкому договору

1. Союз разрабатывает и претворяет в жизнь общую внешнюю политику и политику безопасности, охватывающую все области внешней политики и политики безопасности, целями которой являются:

- защита общих ценностей, основополагающих интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций;

- укрепление безопасности Союза во всех ее формах[24];

- поддержание мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те из них, которые относятся к внешним границам;

- содействие международному сотрудничеству;

- развитие и укрепление демократии и правового государства, а также уважения к правам человека и основным свободам.

Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности.

Государства-члены предпринимают согласованные шаги в целях укрепления и развития их взаимной политической солидарности. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или способных нанести ущерб эффективности Союза как сплачивающей силы в международных отношениях.

Совет следит за соблюдением этих принципов.

 


17.Розкрийте на основі яких інституційних структур та яким чином йде впровадження СЗППБ.

ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС.

Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий»

В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, на этот пост был назначен бывший генсекретарь НАТО Хавьер Солана. В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами.

Однако интеграция в ЕС в области взаимоотношений с внешним миром осуществляется прежде всего через межправительственную координацию и в гораздо меньшей мере — посредством делегирования полномочий на уровень интеграционного объединения. Сфера ВП остается довольно чувствительной, и государства весьма осторожны в том, что касается отказа от своих прав и возможностей в этой области. В результате из-за несовпадения ВП ориентиров и приоритетов стран-участниц «единая ВП» нередко оказывается невозможной даже на основе согласования позиций.

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 60 тыс. человек («корпус быстрого развертывания»), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий».

С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц)

Лиссабонский договор 2009 г. расширил сферу полномочий в области внешней и оборонной политики ЕС. Был введен пост представителя ЕС в области внешней и оборонной политики.

Европейский совет определяет принципы общей внешней политики и политики безопасности и ее общие ориентиры, в том числе, по вопросам, затрагивающим оборонную сферу.

Европейский совет принимает решения об общих стратегиях, которые будут претворятся в жизнь Союзом в тех сферах, где государства-члены имеют важные общие интересы.

Совет принимает решения, необходимые для разработки и претворения в жизнь общей внешней политики и политики безопасности, на базе общих ориентиров, установленных Европейским советом.

Совет вносит в Европейский совет рекомендации об общих стратегиях и реализует последние, в частности, путем утверждения общих акций и общих позиций.

Совет заботится о единстве, согласованности и эффективности действий Союза.

Совет принимает общие акции[27]. Общие акции относятся к определенным ситуациям, в которых признаны необходимыми практические действия со стороны Союза. В общих акциях устанавливаются их цели, сфера применения, средства, которые должны быть предоставлены в распоряжение Союза, условия о порядке их осуществления и, при необходимости, срок действия.

Совет может обратиться к Комиссии с запросом о представлении ему любого соответствующего предложения, относящегося к общей внешней политике и политике безопасности, в целях обеспечить претворение в жизнь общей акции.

Общая внешняя политика и политика безопасности охватывает всю совокупность вопросов, относящихся к безопасности Союза, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая, возможно, приведет к общей обороне, если так решит Европейский совет. В подобном случае Европейский совет рекомендует государствам-членам принять решение в этом направлении в соответствии с конституционными требованиями каждого из них.

Политика Союза в значении настоящей статьи не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны, проводимой отдельными государствами-членами; она уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для некоторых государств-членов, которые полагают, что их общая оборона реализована в рамках Организации североатлантического договора (НАТО), и является совместимой с общей политикой безопасности и обороны, установленной в этих рамках.

Вопросы, рассматриваемые Советом, включают гуманитарные задачии задачи по эвакуации, задачи по поддержанию мира и задачи боевых подразделений в целях урегулирования кризисов, в том числе, задачи по восстановлению мира.

Решения, затрагивающие оборонную сферу, о которой идет речь, принимаются без ущерба для политики и обязательств

Председательствующий несет ответственность за претворение в жизнь решений, принятых согласно настоящему разделу; в этом качестве он выражает в принципе позицию Союза в международных организациях и в рамках международных конференций.

Председательствующему оказывает содействие Генеральный секретарь Совета, который осуществляет функции Высокого представителя по общей внешней политике и политике безопасности.

Совет может всякий раз, когда посчитает это необходимым, назначать специального представителя, который наделяется мандатом в отношении конкретных политических вопросов.

Председательствующий консультируется с Европейским парламентом в отношении принципиальных аспектов и выбора основополагающих направлений общей внешней политики и политики безопасности, и заботится о том, чтобы взгляды Европейского парламента должным образом были приняты во внимание. Европейский парламент подлежит регулярному информированию Председательствующим и Комиссией о развитии внешней политики и политики безопасности Союза.

Европейский парламент может направлять вопросы или формулировать рекомендации в адрес Совета. Ежегодно он проводит дебаты о прогрессе, достигнутом в осуществлении общей внешней политики и политики безопасности.

Без ущерба статье 207 Договора об учреждении Европейского сообщества Комитет по вопросам политики и безопасности следит за международной обстановкой в сферах, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, и содействует формированию политики путем подготовки заключений для Совета по запросу последнего или по своей собственной инициативе. Он также осуществляет наблюдение за реализацией согласованной политики, без ущерба для компетенции Председательствующего и Комиссии.

В рамках настоящего раздела Комитет под ответственность Совета осуществляет политический контроль и стратегическое руководство в отношении операций по урегулированию кризисов.

Совет может уполномочить Комитет в целях проведения операции по урегулированию кризиса и в течение срока ее осуществления, как эти цели и сроки определены Советом, принимать соответствующие решения по вопросам политического контроля и стратегического руководства операцией, без ущерба статье 47.

Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности помогает Совету по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, в частности, содействуя формулированию, подготовке и реализации политических решений, при необходимости, выступая от имени Совета и, по запросу Председательствующего, осуществляя политический диалог с третьими сторонами.

18.У чому полягає зміст інституційної побудови організації діяльності ЄС?

Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения практически со всеми странами мира. ЕС строит отношения стратегического партнерства с ключевыми игроками на международной арене, налаживает тесные связи с развивающимися странами по всему миру, а также имеет двусторонние Соглашения об ассоциированном членстве с рядом соседних государств. За рубежом Европейский Союз представлен сетью из 136 Представительств, функционирующих наподобие дипломатических миссий.

ЕС поддерживает стабильность на Балканах. Европейский Союз финансирует проекты поддержки в семи странах, помогая строить стабильное общество. Европейский Союз направил в Косово миссию в составе около 1900 полицейских и миротворцев с целью обеспечить соблюдение правопорядка. Страны Западных Балкан уже являются кандидатами или потенциальными кандидатами на вступление в ЕС в рамках программы расширения Европейского Союза.

ЕС, наряду с ООН, США и Россией, является членом «квартета», работающего над установлением мира на Ближнем Востоке. Мирное урегулирование арабо-израильского конфликта представляет для Европы стратегически приоритетную задачу. Цель ЕС – двустороннее решение о построении независимого, демократического, жизнеспособного Палестинского государства, мирно сосуществующего бок о бок с государством Израиль и другими соседями.

Европейский Союз предлагает своим соседям привилегированные отношения в рамках Европейской политики соседства. Эта политика была разработана в целях укрепления стабильности, безопасности и процветания всех партнеров, а также во избежание появления новых разделительных линий между ЕС и странами Южного Средиземноморья, Восточной Европы и Южного Кавказа.

Европейский Союз сыграл важную роль в проведении переговоров по подписанию Киотского Протокола об изменении климата. Несмотря на внутренний план действий по снижению выбросов углекислого газа, который, вероятно, является самым прогрессивным и продуманным в мире, Европейский Союз остается ключевым игроком в этом вопросе, без которого было бы невозможно продвижение амбициозного плана действий в этой области. ЕС стремится к созданию коалиции для подписания юридически обязательного соглашения об изменении климата.

ЕС тесно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций по целому ряду аспектов. Вера Европейского Союза в принцип многосторонних отношений отражается в его приверженности к построению международных отношений на основании правил, урегулированных путем переговоров и имеющих обязательную силу. Этот принцип четко зафиксирован в Лиссабонском договоре. При любых обстоятельствах Европейский Союз старается смягчать или отказываться от политики силы, предлагая нормы и правила, которые помогают строить международные отношения, аналогичные внутригосударственным: более миролюбивые и предсказуемые.

Европейский Союз учреждает военные, политические или гражданские миссии, призванные помочь в установлении и защите мира в ряде стран Европы, Африки и других странах, таких как Афганистан.

ЕС является приверженцем защиты прав человека и работает над тем, чтобы эти права соблюдались во всем мире. Для ЕС защита прав человека стала центральным аспектом внешних отношений: в политическом диалоге, который ведется с третьими странами; в проводимой им политике развития и поддержки; посредством своей деятельности в таких многосторонних сообществах, как Организация Объединенных Наций.

Во внешней торговле Европейский Союз выступает единым игроком, придерживаясь принципов свободной и добросовестной международной торговли. Поскольку ЕС участвует в переговорах как единое лицо, его голос имеет существенное влияние. В совокупности, на 27 стран-членов Европейского Союза приходится 19% мирового импорта и экспорта. Так как технические нормы ЕС широко используются по всему миру, часто в спорах именно Европейский Союз диктует условия.

Европейский Союз поддерживает социальное и экономическое развитие своих партнеров, и всегда готов предложить помощь тем из них, которые оказались на грани катастрофы. Европейский Союз и его страны-члены являются самыми большими донорами в мире, помогая развивающимся странам и предоставляя гуманитарную помощь. Их вклад достигает 60% от общего мирового объема официальной помощи развивающимся странам.


19.Перерахуйте органи, за допомогою яких ЄС виконує свої обов’язки?

Можно отметить, что Суд ЕС является судебным органом ЕС, законодательная власть в ЕС поделена между Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС, а исполнительная власть принадлежит Еврокомиссии и Совету ЕС. Европейская комиссия. Является высшим органом исполнительной власти ЕС. Комиссия осуществляет деятельность, направленную на исполнение основных договоров. В ее функции входит предложение законодательных инициатив, и контроль за их исполнением. Комиссия осуществляет управление бюджетом, различными фондами и программами ЕС. В состав входит по одному представителю от каждой страны-члена. При этом, каждый член комиссии возглавляет Генеральный Директорат, отвечающий за какую-либо сферу интересов ЕС. При этом, государствам-членам запрещено влиять на решения своего представителя. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). Рабочими языками Европейской комиссии числятся французский, английский и немецкий. В основном, действия комиссии носят административный характер.

Совет ЕС. Иногда его еще называют " Совет Министров ЕС". Этот орган обладает целым рядом функций законодательной и исполнительной власти. Некоторые считают его основным органом ЕС так как он играет основную роль в принятии политических решений на межправительственном уровне. В состав Совета входят министры иностранных дел государств-членов ЕС. Но в последнее время появилась тенденция созыва Совета ЕС в составе министров различных отраслей (внутренних дел, экономики и финансов и др.), хотя решения Совета имеют силу при любом его составе.

 

20.Розкрийте повноваження європарламенту та загальні сфери його діяльності.

Европе́ йский парла́ мент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.[1]

Европейский парламент был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Мартин Шульц.

Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Осуществление бюджетных полномочий занимает наи­большее место в работе Европейского парламента, особен­но после того, как в 1970 г. были выделены так называе­мые “собственные средства” Сообщества. До этого бюджет Сообщества состоял из взносов государств-членов. Нужно отметить, что первоначально в договорах о создании Сооб­щества было установлено, что парламент мог только лишь предлагать изменения бюджета. Право же принятия бюд­жета принадлежало Совету после консультации с Комис­сией. Начиная с 1975 г. положение договора о порядке принятия бюджета было изменено и парламент получил право отклонения бюджета в целом. Воспользовавшись этим, парламент дважды — в 1980 г. и в 1985 гг. отклонял бюджет в целом, что, естественно, создало значительные трудности в деятельности всех институтов Сообщества и государств-членов. Последние обратились с жалобами в Суд Сообщества с тем, чтобы добиться утверждения бюд­жета 1986 г. Суд же подчеркнул необходимость консенсуса в принятии бюджета между Советом и парламентом. Та­ким образом, теперь право установления бюджета принад­лежит фактически не только Совету, но и парламенту. Од­нако проблема распределения между ними полномочий до сих пор до конца не урегулирована. Что же касается контрольных полномочий парламента, то они, как представляется, заслуживают большего внимания, так как влияют на общественное мнение и контрольные дей­ствия, широко освещаются в печати.

Парламент осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европейского Союза. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Рассмотрев полномочия Европейского парламента, следу­ет обратить внимание на то, что формально они менее зна­чительны, чем полномочия парламентских учреждений в от­дельных государствах. Но, вместе с тем, надо отметить, что Европейский парламент действительно полностью использу­ет принадлежащие ему полномочия и оказывает серьезное и всевозрастающее влияние на такие руководящие органы Со­общества.

Реальное влияние Европейского парламента на обще­ственную жизнь не ограничивается реализацией им ука­занных выше полномочий. Может быть, не менее важна роль парламента как выразителя общественного мнения. Сложилась практика принятия парламентом резолюций, содержащих оценку политических и иных ситуаций как внутри Сообщества, так и вне его. Формальным основани­ем для принятия таких резолюций является положение Единого европейского акта, обязывающего министров ино­странных дел государств-членов учитывать мнение парламента.

 


21 У чому полягає специфіка повноважень Ради ЄС?

Совет Европейского Союза (Совет министров) - основной орган принятия решений в структуре ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.). В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать “общий Совет” и “специальный Совет”. Членами “общего Совета” являются министры иностранных дел, “специального Совета” - отраслевые министры.

Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.