Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры электробезопасности при






ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ С ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ*


  1. Установка и работа высокогабаритных грузоподъемных машин и механизмов (кранов, буровых машин, экскаваторов, вышек, автоподъем­ников и других механизмов для подъема грузов, далее — грузоподъемные машины) вблизи контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, производятся в соответствии с требованиями Межотрасле­вых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации элек­троустановок, ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации по­становлением от 05.01.2001 г. №3 и Министерством энергетики Россий­ской Федерации приказом от 27.12.2000 г. №163.

  2. Выполнение работ в охранных зонах контактной сети и линий элек­тропередачи с использованием различных подъемных машин и механиз­мов с выдвижной частью допускается с разрешения дистанции электро­снабжения только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) или от ее выдвижной или подъемной части, а также от ее ра­бочего органа или поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находяще­гося под напряжением, будет не менее указанного в таблице 1:

  3. Таблица 1


Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением (ГОСТ 12.1.051)*

Напряжение ВЛ, кВ Расстояние, м
Минимальное минимальное, измеряемое техническими средствами
до 1 1, 5 1, 5
свыше 1 до 20 (в том числе кон­тактная сеть 3, 3; 27, 5 и 2х25 кВ) 2, 0 2, 0
свыше 20 до 35 2, 0 2, 0
свыше 35 до 110 3, 0 4, 0
свыше 110 до 220 4, 0 5, 0
свыше 220 до 400 5, 0 7, 0
свыше 400 до 750 9, 0 10, 0
свыше 750 до 1150 10, 0 11, 0


*Кроме специальных кранов по смене стрелочных переводов без снятия напря­жения с контактной подвески и крановых устройств на дрезинах, мотовозах, авто­мотрисах по пункту 4.2 настоящих Правил.

Исключение составляют работы на линиях, находящихся под напряжением до 20 кВ, выполняемые с вышек, подъемников и других механизмов для подъема людей. Такие работы допускаются в том случае, если с учетом воз­можных отклонений вышки (механизма) обеспечивается расстояние не менее 1, 0 м (по воздуху) от подъемной или выдвижной части в любом ее положении, а также при наибольшем допустимом конструкцией подъеме или боковом вы­лете до ближайшего провода, находящегося под напряжением.

5.3. Установка и работа грузоподъемных машин в охранной зоне кон­тактной сети и ВЛ допускается при наличии письменного разрешения на производство работ (наряда-допуска) и согласования порядка их ведения с дистанцией электроснабжения. Наряд-допуск должен подписываться руко­водителем (начальником, главным инженером) структурного подразделе­ния, производящего работу, и выдаваться на руки крановщику (машини­сту) перед началом работы. Наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения дистанции электроснабжения.

При выполнении работ с грузоподъемными машинами персоналом дис­танций электроснабжения в охранной зоне контактной сети и ВЛ, находя­щихся на балансе и эксплуатации дистанций электроснабжения, выдача наряда-допуска не требуется. Работа производится по наряду, форма кото­рого установлена нормативными документами, действующими в хозяйстве электроснабжения.

5.4. Запрещается работа стреловых кранов и их установка непосредственно под проводами контактной сети и ВЛ, находящимися под напряжением. Пер­соналу запрещается раскачивать опускаемую краном конструкцию.

Установка и работа грузоподъемных машин в пределах охранной зоны контактной сети и ВЛ должны производиться под непосредственным ру­ководством лица, ответственного за безопасное производство работ крана­ми, организации выполняющей работы, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмот­ренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтен­ном журнале крановщика о разрешении работы.

В путевом листе крановщика стрелового крана представитель струк­турного подразделения, производящего работу, должен поставить штамп о запрещении самовольной установки крана для работы вблизи ВЛ или кон­тактной сети без наряда-допуска. Водители механизмов и грузоподъемных машин, стропальщики должны иметь квалификационную группу по элек­тробезопасности не ниже II.

5.5. При работе грузоподъемных машин на резиновом ходу в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР и воздушных линий электропередачи напряжением 6; 10; 35 кВ, расположенных на опорах контактной сети или самостоятельных опорах, заземление корпусов указанных машин в том числе и при наличии автономных источников электропитания, должно производиться на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети или к средней точке дросселя-трансформатора.

При работе нескольких грузоподъемных машин в районе одной рельсо­вой цепи заземление машин должно подключаться к одному месту рельсо­вой цепи.

Грузоподъемные машины, питающиеся от внешней электрической сети, запрещается заземлять на среднюю точку дросселя-трансформатора и на рельсовые нити как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных железнодорожных путях.


  1. При работах в охранной зоне ВЛ 6; 10; 35 кВ, вблизи распредели­тельных подстанций напряжением 6; 10; 35 кВ заземление грузоподъем­ных машин следует производить на контур заземления подстанции.

  2. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу, работающие в ох­ранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР, должны заземляться через искровой промежуток с пробивным на­пряжением 1200 В на рельсы, на которые заземлены опоры контактной се­ти или к средней точке дроссель-трансформатора.

  3. При работе грузоподъемных машин в охранной зоне ВЛ напряже­нием 6; 10; 35 кВ вдали от рельсовых путей (более 50 м) они должны быть заземлены на один из следующих заземлителей: на заземляющее устройст­во соседней железобетонной или металлической опоры ВЛ; на заземляю­щее устройство распределительной подстанции; на один из естественных заземлителей, определенных действующими Правилами устройства элек­троустановок.


При отсутствии указанных заземлителей ближе 50 м допускается зазем­ление грузоподъемных машин на два специальных заземлителя, забитых на глубину не менее 1 м с расстоянием между ними не менее 3 м. Рекомен­дуется подключать параллельно переносному заземлению рельсовые или железобетонные приставки опор.

5.9. При работе грузоподъемных машин вблизи ВЛ до 1 кВ их зануляют на повторный заземлитель нулевого провода либо заземляют на один из естественных заземлителей. Сечение медного заземляющего провода должно быть не менее 16 мм2.


  1. При заземлении крана, работающего в охранной зоне ВЛ 6; 10; 35 кВ, допускается использование стального каната диаметром не менее 8 мм.

  2. Во всех случаях заземление грузоподъемной машины выполняется стропальщиком, если их несколько, то по команде старшего.

  3. Граница допустимого расстояния от крана до проекции крайнего провода ВЛ 6; 10; 35 и 110 кВ и выше обозначается установкой шеста вы­сотой 1, 5—2, 0м с красным флажком, а в ночное время сигнальными про­зрачно-белыми огнями.

  4. При случайном соприкосновении рабочей части крана с проводом линии, находящейся под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда запрещается до снятия напряжения с линии или отвода рабочей части на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к крану, сходить с него на землю или подниматься на него.


Если в результате соприкосновения или электрического разряда про­изойдет загорание крана, не позволяющее оставаться в нем, водитель дол­жен, не держась руками за части крана, спрыгнуть на землю сразу на обе ноги и оставаться на одном месте пока не будет снято напряжение с кон­тактной сети, ВЛ. Удаляться от крана до снятия напряжения с указанных линий можно мелкими шагами, не превышающими длину стопы.


  1. Работы с применением грузоподъемных машин за пределами ох­ранной зоны линии, а также проезд их под линией могут производиться по устному распоряжению руководителя работ.

  2. Не допускается работа грузоподъемных машин вблизи ВЛ при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без грузов) тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз. Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допус­тимую для данного крана. В темное время суток работа с грузоподъемны­ми машинами может производиться только на отключенной линии при достаточном освещении. При сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика (сигнальщика) или перемещаемый груз, работа крана должна быть пре­кращена.


5.16. Грузоподъемная машина не должна допускаться к работе при:
обслуживании не аттестованными крановщиками, стропальщиками;
нарушении срока технического освидетельствования;
неисправности тормоза механизма подъема груза или тормоза механиз­ма изменения вылета стрелы;

неисправности ограничителя высоты подъема, ограничителя грузо­подъемности, сигнального прибора и других неисправностях, угрожающих безопасной работе.

5.17. При транспортировке грузоподъемных кранов, экскаваторов на открытых платформах под контактной сетью запрещается подниматься на крыши и стрелы указанных грузоподъемных машин.


6. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА И ОТПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.