Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В системе управления






 

Процесс регулирования в системе «человек-машина» опреде­ляется рядом характеристик: быстродействием, точностью, на­дежностью, эффективностью. Эти характеристики в значитель­ной мере зависят от звена «человек». Данное звено часто обус­ловливает качество действия всей системы, а иногда и ее рабо­тоспособность. Так, например, известно, что в авиации большой процент аварий происходит по вине летчика: из-за ошибок в оценке информации приборов, ошибок управления, запоздалых действий и т.п.

Современные кибернетические машины способны выполнять отдельные функции человека в системе управления по приему, хранению, переработке и ретрансляции информации. Но пока это лишь отдельные частные задачи. Обеспечить в целом дейст­вие системы управления, с учетом всевозможных вариантов ее работы, может только такое интегрирующее звено, каким явля­ется человек. Причем интегрирующие функции человека прояв­ляются не только в процессе управления, но и при контроле за работой системы, так как и в этой функции объединены задачи приема, переработки и хранения информации.

Сравним возможности человека и машины в системе управ­ления.

1. Как было отмечено, деятельности человека в системе управления присуща интегральная функция, человек способен ее выполнять лучше, чем машина. Он может оценивать работу системы на основе самых разнообразных факторов, с учетом опыта, накопившегося по ее управлению.

2. По возможности восприятия разнообразной информации человек пока идет впереди машины. Сенсорный вход человека сравнительно широк, пластичен и гибок. Человек способен заме­чать оттенки, тонкости информации, оценивать тенденции ее изменения, воспринимать информацию по косвенным признакам, брать ее за расчетными для системы пределами. Машина же воспринимает только непосредственно ей адресованные прямые сигналы.

3. По скорости восприятия и переработки информации машина превосходит человека. Оператор в реальных условиях работы способен воспринимать в секунду несколько двоичных единиц информации, машина же — в сотни и тысячи раз больше.

4. По разнообразию возможностей переработки информации, способности разносторонне анализировать и синтезировать ее, по гибкости и тонкости выполнения этих операций человек во много раз превосходит машину.

5. Порочности и скорости переработки информации машина впереди. Те задачи, которые машина способна решать, она решает несравненно быстрее и точнее человека.

6. По разнообразию исполнительных функций человек опе­режает машину. Его действия более многообразны, более пла­стичны; он может легко и быстро перестраиваться в зависимости от условий, может находить новые способы исполнения.

7. По скорости выполнения управляющих действий, а часто и по точности, человек уступает машине.

8. Машина, в отличие от человека, не способна забывать программу, утомляться, отвлекаться. Человек же, кроме того, подвержен влиянию разнообразных субъективных факторов, которые могут отрицательно сказываться на качестве его дей­ствий.

Проведенное сравнение показывает, что возможно выделить ряд функций, которые предпочтительно возлагать на машину и на человека. Рассмотрим вариант такого распределения.

 

Машине целесообразно передать функции, где требуется:

— дедуктивное мышление, т.е. способность на основе общих правил вырабатывать решение для частных случаев;

— выполнение математических расчетов, так как машина отличается быстродействием и точностью вычислений;

— выполнение однообразных, повторяющихся операций согласно заданному алгоритму;

— хранение в памяти большого количества информации, которую требуется быстро вводить в машину;

— быстрая реакция на команды.

 

Человеку следует отдавать предпочтение при выполнении функций, где требуется:

— индуктивное мышление, способность делать обобщение, исходя из отдельных фактов, принимать решение на основе неполной информации;

— узнавание объекта в целом, а не только отдельных его характеристик;

— гибкость и приспосабливаемость к изменяющимся усло­виям, особенно к непредвиденным ситуациям;

— решение задач при отсутствии алгоритма.

Возможности же человека, как и его ограничения, вытекают из физиологических и психологических качеств. Чтобы понять природу этих качеств, необходимо исследовать процессы восприя­тия и переработки информации, процессы памяти и мышления, по возможности выявить механизмы их действия. Следователь­но, инженерно-психологические исследования должны быть как инженерными, так и психологическими, таккак и в системе управления человек всегда остается человеком.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите характеристики процесса регулирования в системе «человек-машина».

2. Какие функции в системе управления «человек-машина» необходимо возлагать на человека?

3. Какие функции в системе управления «человек-машина» необходимо возлагать на машину?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.