Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новейшего времени




XX век - положил начало эпохи Новейшего времени, ставшей поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность. Вместе с тем это был жестокий век, отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения земного шара и, что наиболее трагично, унесшими миллионы жизней. Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т.д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и, прежде всего, социально-экономического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях между странами социалистического и капиталистического лагеря. Создавались и частично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми, известными как страны «третьего мира». Причем разрыв в качестве жизни возрастает, чему в немалой степени способствует сохраняющееся неравноправие в экономических отношениях. И вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость современного мира, он становится все более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные государства к созданию международных организаций, призванных осуществлять сотрудничество между народами в области экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. В 1919 г. была учреждена Лига Наций – одна из наиболее заметных организаций такого рода. При Лиге Наций санкционировали автономные органы: Международное бюро труда, Палата международного правосудия и многие другие. Деятельность Лиги Наций оказала в целом позитивное воздействие на развитие международных отношений первой половины XX в. Однако Лига Наций объективно не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими государствами мира, агрессивность фашистских государств, приведших ко Второй мировой войне. Этим, в конечном итоге, был предопределен ее роспуск. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. учреждается новая международная структура - Организация объединенных наций (ООН), призванная более эффективно решать вопросы международного сотрудничества. Главными учреждениями ООН стали: Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов ООН, Совета безопасности, Совета по опеке, Экономического и социального совета, Международного суда, Секретариата. Особая роль отводилась Совету безопасности, на который была возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если их одобрили все постоянные члены. ООН, ее главные органы явились более действенным фактором международного сотрудничества чем Лига Наций, но и они не всегда могли стать эффективным инструментом защиты мира. В рассматриваемое время и на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинаковой экономико-политической ступени развития. Наиболее отчетливо этот процесс заявил о себе в Западной Европе. Его первоначальную основу составили договоры: Парижский 1951 г., предусматривавший образование Европейского объединения угля и стали и два Римских договора 1957 г. - о создании Европейского сообщества по атомной энергии и учреждении Европейского экономического сообщества.Последующее развитие стимулировало интеграцию рынка стран Европейского сообщества, равно как и дальнейшую институционализацию его механизма. Учреждается Европейский парламент, повышению роли которого способствовали прямые выборы, впервые проведенные в 1979 г. Создается Европейская счетная палата (1977 г.) и ряд других учреждений. Важной ступенью в этом процессе, который фактически изначально вышел за рамки исключительно экономического сотрудничества, стали преобразования, предусмотренные Единым Европейским актом 1986 г. и Договором о Европейском союзе 1992 г. Важные изменения имеют место в праве стран Европейского сообщества. Интеграционные процессы, воплощающие объективные закономерности мирового развития, наметились и в других регионах мира. Что не исключает временного локального замедления этого процесса и даже некоторого движения «вспять» в отдельных странах. Последнее во многом обуславливается временным чрезмерным возобладением в их развитии субъективного фактора. Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы существенное, подчас решающее воздействие, в свою очередь во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко неоднозначные изменения. Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, «скачками», «зигзагами», «временным движением спять» - сказывались особенности национальной истории.Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюция государств «либеральной демократии»; временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский («национал-социалистский») режим в Германии; возникновение социалистической государственности, сущностно отличавшейся как от «либеральной демократии», так и от фашизма. В конце XX в. стала очевидна предстоящая неизбежность демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Важнейшей, но не единственной причиной этого явился рост общеобразовательного, политического сознания народных масс, приобретенный ими политический опыт и соответственно нежелание быть безгласным объектом властвующих доктринеров.Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность «либеральной демократии» исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. Отношения человек-общество, общество-экология по-прежнему далеки от гармонии. В экономике развитых стран «либеральной демократии» велика роль крупных транснациональных промышленно-банковских объединений, использующих свои огромные материальные возможности для оказания серьезного влияния на формирование государственной политики, нередко соответствующей лишь узкогрупповым классовым интересам. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер провозглашенных прав и свобод. Показательно, что при этом учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Трудящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер «либеральной демократии»: введено всеобщее, равное избирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль «ночного сторожа», призванного охранять, но не вмешиваться в существующие экономические отношения. Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов.Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования. Во многом в результате всего этого улучшилось материальное и правовое положение основных слоев населения. В Новейшее время раскрылись подлинные реалии «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, учета отечественных экономических и правовых установлении, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы. В конце столетия наметилось, хотя и не охватившее еще в полной мере все слои населения, глубинное движение человечества к сплочению перед лицом общей для всех угрозы термоядерных, экологических и иных глобальных катастроф. Люди стали отчетливее сознавать свою общую ответственность за сохранение мира.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.