Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подачи.






Разнообразие, точность и сила, с которой может посылаться мяч при подаче, позволяют в настоящее время считать подачу одним из средств активных атакующих действий.

Особенно результативными стали так называемые планиру­ющие (прямые и боковые) подачи, при которых мяч, не имея пара­болической траектории, летит по затухающей кривой, то опускаясь, то поднимаясь, то отклоняясь вправо, то влево. При увеличении ско­рости полета мяча от таких подач до 12—15 м/сек их прием пред­ставляет значительную сложность. В связи с этим игроки обороняющейся

команды при приеме планирующих подач не всегда могут с достаточной точностью осуществлять первую передачу, в результате чего расстраиваются тактические комбинации и нападающий удар приходится выполнять против группового блокирования с далеких и неудобных передач.

Рассмотрим несколько вариантов целесообразного применения подач против обороняющейся команды.

1. Игроки команды противника хорошо принимают мяч с по­дачи посредством нижней передачи. В этом случае необходимо на­-

правлять планирующие подачи на заднюю линию с таким расчетом, чтобы мяч опускался на уровне лица принимающих игроков, вынуж­дая их использовать верхнюю передачу, при которой ошибка, фик­сируемая судьей, наиболее вероятна.

Избегая принимать мяч сверху, игроки противника смещают свои порядки ближе к задней линии поля. Учитывая это обстоятель­ство, нужно изменить тактику подачи, направляя мяч по укорочен­ной траектории с тем, чтобы он не долетал до игроков принимаю­щей команды.

2. Разводящие игроки противника выполняют выходы не из-за игрока, а прямо из своей зоны. Для дезорганизации тактических комбинаций противника целесообразно направлять мяч на выходя­щего игрока.

3. Зона разводящего игрока в команде противника плохо при­крывается игроком зоны 6, который недостаточно смещен вправо. Следует направлять мяч в неприкрытую зону 1.

4. В команде противника есть игрок, слабо владеющий переда­чей с подачи. Необходимо использовать этот недостаток, направляя мяч в зону расположения этого игрока.

5. Почти всегда представляют трудность для приема подачи, направленные в дальнюю часть зоны 5.

6. Иногда достигает результата и такой тактический прием, когда взгляд игрока перед подачей направлен на одного игрока, а мяч посылается на другого.

7. При плохом взаимодействии в отдельных звеньях команды противника в момент подачи следует определить эти звенья и посы­лать мяч между игроками.

8. При ведении игры в быстром темпе (особенно после упорно­го и длительного противоборства) эффективными бывают подачи, выполняемые без предварительной подготовки, сразу после пере­хода игрока за линию подачи.

9. Не исключена возможность достижения результата и с по­мощью применения сильных боковых и прямых подач.

К тактическим средствам защиты относятся блокирование и передачи мяча. Если в предыдущем разделе передачи мяча рас­сматривались как средство подготовки атаки, то в данном случае дается характеристика передач как средства защиты.

Несмотря на тесную связь и взаимозависимость действий за­щиты и нападения, каждое из них имеет характерные особенности, а поэтому для более точного разделения функций игрока в защите и нападении целесообразно раздельно рассматривать передачи мя­ча как средства нападения и средства защиты.

Блокирование. Умелое применение одиночного и группо­вого блокирования обеспечивает команде надежную оборону. При правильной постановке блока с переносом рук на сторону противни­ка это средство защиты может стать мощным средством нападения. Следует учитывать, что принимать мячи, отскочившие от блока, ча­сто значительно труднее, чем мячи от нападающих ударов, так как мяч с большой скоростью устремляется вниз почти по верти­кальной траектории.

Кроме того, четко организованное блокирование значительно облегчает прием мяча для игроков передней и задней линий защиты. Поэтому команда, в которой хорошо поставлено блокирова­ние, имеет большие преимущества и возможности для осуществле­ния активных атакующих действий.

В блокировании, как и в других игровых приемах волейбола, находит свое проявление высокая двигательная активность спорт­сменов.

В. Медведев16 отмечает, что в состоянии тренированности у волейболистов происходят значительные сдвиги во временных параметрах различных компонентов блокирования. По его данным, в большей степени подвержен изменению скрытый период реакции блокирующих игроков. Двигательные компоненты (перемещение и прыжок) менее значительно изменяются во времени в связи с по­вышением тренированности. Следует, однако, добавить, что время

16 В. В. Медведев. Психологические особенности состояния тренирован­ности. Автореф. дисс. М., 1968.

реагирования может улучшаться по мере повышения тренированно­сти не только в результате быстроты протекания нервных процес­сов, но и вследствие антиципирующей (опережающей) деятельности коры головного мозга, т. е. предвосхищения предстоящего раздра­жителя. Раздражителем для блокирующего игрока обычно является начальная траектория полета мяча, вылетевшего из рук разводяще­го волейболиста. Высококвалифицированные спортсмены опреде­ляют направление полета мяча по заключительным подготовитель­ным моментам движения игрока, передающего мяч.

Таким образом, в основе индивидуального блокирования лежит предугадывание действий передающего игрока противника (по возможности, более раннее), быстрое реагирование на эти дей­ствия, передвижение по площадке и прыжок (обусловленные во времени высотой передачи и движениями нападающего игрока), а также вынос рук навстречу мячу в безопорной фазе. При этом не­достаточно точный выбор позиции по отношению к месту удара может быть компенсирован смещением рук вправо или влево. Для определения направления удара необходимо вести наблюдения за нападающим игроком в момент ударного движения. Поэтому зна­ния и умения опытного блокирующего складываются из целого комплекса последовательных действий.

При отталкивании от опоры блокирующий определяет момент удара по мячу, затем выполняет прыжок и в безопорном положе­нии, переведя взгляд с мяча на нападающего игрока противника, в соответствии с его действиями (механически) выставляет руки в нужном направлении.

Ошибкой многих игроков является непрерывная концентрация внимания на мяче. При этом из поля зрения выпадает игрок, произ­водящий удар по мячу. В результате этого определить направление удара становится невозможно, и мяч минует руки блокирующего.

При организации блокирования очень важно уметь соотносить свои действия во времени с действиями нападающего игрока с тем, чтобы не опоздать с прыжком или не прыгнуть преждевременно.

Как правило, при блокировании ударов с обычных передач блокирующий должен выполнять прыжок несколько позднее, чем нападающий. Исключение составляет блокирование ударов с ко­ротких и прострельных передач, когда блокирующий должен пры­гать одновременно с нападающим.

В групповом блокировании могут участвовать все игроки перед­ней линии. Однако чаще всего в групповом блокировании прини­мают участие только два рядом стоящих партнера (двойной блок);

третий игрок обычно остается в своей зоне и принимает участие в страховке.

Тройное блокирование применяется для противодействия мощ­ному нападающему удару. Его можно применять только при атаках с высоких вторых передач, когда возможность коротких и прострель­ных передач исключена. В ходе игры удары с первой передачи реко­мендуется парировать одному игроку, так как может последовать откидка, удар с которой нужно блокировать рядом стоящему партнеру.

То же самое относится и к распределению функций между блокирующими игроками при ударах с коротких и прострельных передач. Чтобы не дать возможности провести атаку без блока, во­лейболисты, располагаясь в своих зонах, становятся каждый против своего подопечного.

Чередование нападающих ударов с обыкновенных высоких пе­редач с ударами с коротких и скоростных передач, использование для ведения нападения всей длины сетки, разнообразие напада­ющих и обманных ударов, применяемых с отвлекающими действия­ми, создают сложные условия для организации группового блоки­рования.

В связи с этим значительно увеличиваются перемещения бло­кирующих игроков и особенно центрального блокирующего, ко­торый является связующим звеном группового блока при атаках из любой зоны площадки. Поэтому, как правило, сильнейший на линии блокирующий, находясь в зоне 2 (или 4), после подачи вхо­дит в зону 3, меняясь местами с партнером.

Успешное групповое блокирование во многом зависит от пра­вильного распределения функций между партнерами. Следует различать основного и вспомогательного блокирующих. Основным блокирующим нужно считать игрока, находящегося ближе к месту проведения атаки; он должен наиболее точно определить направ­ление полета мяча от удара и блокировать его. Вспомогательный блокирующий — это игрок, который вынужден перемещаться в зо­ну атаки; его функция состоит в том, чтобы присоединить свои руки к рукам основного блокирующего и уменьшить тем самым сектор поражения обороняемого участка площадки. Основной блокирую­щий начинает свои действия несколько раньше вспомогательного игрока, который подстраивается к нему лишь в последний момент.

Разграничение обязанностей между блокирующими сводит к минимуму такие случаи, когда мяч пролетает в образовавшуюся брешь между руками блокирующих, каждый из которых действует обособленно, руководствуясь своими субъективными представле­ниями о складывающейся игровой ситуации.

Понятие основного и вспомогательного блокирующих должно рассматриваться и применяться на практике гибко, с учетом дина­мики игровых ситуаций. Так, например, при нападении противника из зон 2 и 4, особенно с длинных передач, направленных на край сетки, основными блокирующими всегда будут соответственно игроки зон 2 и 4. Если же нападающий удар проводится из зоны 3, то основным блокирующим в большинстве случаев будет игрок зоны 3. При этом вспомогательным блокирующим может быть партнер, находящийся справа или слева (в зависимости от направ­ления передачи для удара). Однако, если вторая высокая передача направлена в зону 4, а нападающий особенно успешно применяет перевод вправо, то основным блокирующим должен быть игрок зоны 3, игрок зоны 2 в данном случае будет вспомогательным, и в его функции входит вплотную подвести руки к рукам основного блокирующего игрока.

Блокирование нападающих ударов при системе игры через вы­ходящего игрока представляет значительную сложность. При этой системе нападения атакующие игроки (один или два) выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения уда­ра без блока третьим игроком. Содержание подобных тактических комбинаций изложено ниже.

Для представления о блокировании нападающих ударов при системе нападения с выходами рассмотрим основные тактические варианты построения атак в этой системе и способы нейтрализации атакующих действий с помощью индивидуального и группового блокирования.

1. Атаки проводятся из зоны 3 с короткой передачи или из зон 2 и 4 с краев сетки. Блокирующие игроки должны располагаться каждый против своего подопечного. При таком расположении бло­кирующих нападающие удары даже с прострельных и полупрострельных передач всегда будут парироваться хотя бы одним игро­ком. В случае выполнения ударов с высокой передачи при данном расположении блокирующие игроки успеют организовать двойной блок.

2. Нападение ведется игроком зоны 3 с короткой передачи (или с передачи на взлете) или игроком зоны 2, забегающим в зону 3 и производящим удар из-за спины отвлекающего игрока зоны 3, или волейболистом зоны 4, выполняющим удар с края сетки. Блоки­рующий игрок зоны 4, следя за перемещениями своего подопечного (игрока зоны 2), перемещается в зону 3 и располагается рядом с центральным блокирующим в своей зоне в ожидании возможной атаки игрока зоны 4. При этом удар на взлете блокирует игрок зо­ны 3, удар игрока зоны 2 (из зоны 3) блокирует игрок зоны 4. Та­ким образом, каждый блокирующий должен следить за своим по­допечным и перемещаться в соответствии с передвижениями напа­дающих в зону проведения атаки.

Организация блокирования при системе игры с выходами бу­дет значительно облегчена, если игроки заранее изучат тактические комбинации команды, с которой предстоит встретиться.

Блокирование нападающих ударов при системе игры с первой передачи также представляет значительную сложность н требует от игроков умения сочетать индивидуальное блокирование с груп­повым. В различных игровых ситуациях, учитывая действия конк­ретного противника, удар с первой передачи можно рекомендовать блокировать индивидуальным или групповым блоком.

Индивидуальный блок на удар с первой передачи следует при­менять в следующих случаях:

1) когда первая передача направлена для удара неточно и на­падающий игрок не может нанести сильный удар;

2) когда нападающий игрок, которому предназначена первая передача, менее опасен, чем его партнеры;

3) если передача для удара дана очень близко к сетке и напа­дающий игрок едва дотягивается до мяча (при такой передаче, как правило, удар может быть произведен только в одном каком-либо

направлении и поэтому для его нейтрализации достаточно одиноч­ного блока).

Организовывая групповой блок при ударе с первой передачи, всегда следует помнить, что в случае откидки нападающий удар будет выполняться из другой зоны, и поэтому после приземления блокирующему необходимо быстро переместиться в новую зону ата­ки и присоединиться к своему партнеру.

Групповой (двойной) блок на удар с первой передачи целесо­образен, когда:

1) первая передача направлена сильнейшему нападающему противника;

2) первая передача направлена к сетке таким образом, что можно произвести только удар, а откидка исключается;

3) из предварительных наблюдений известно, что нападаю­щий игрок плохо выполняет откидку, а поэтому в большинстве слу­чаев производит нападающий удар.

В ходе соревнований существует немало ситуаций (при любой системе игры), когда организация индивидуального (и тем более группового) блокирования нецелесообразна. Это происходит, на­пример, в тех случаях, когда передача для удара направлена да­леко от сетки игроку, который прыгает невысоко и обладает невы­соким ростом, или когда нападающий неточно выбрал место по отношению к мячу и не сможет произвести сильного удара, или если игрок еле дотягивается до мяча и удара вообще последовать не может и т. д.

В отдельных случаях, когда в команде противника имеются очень сильные нападающие и завершающий удар производится с высокой второй передачи, особенно в ответственные моменты игры следует пользоваться тройным блокированием.

Прием мяча как средство защиты. Вначале рас­смотрим действия защиты при подачах противника. Наиболее су­щественными моментами для приема мячей с подачи являются: правильное исходное положение игроков на площадке в зависимо­сти от системы игры команды, умение точно выбирать место в соот­ветствии с направлением траектории полета мяча с подачи и без­ошибочное выполнение приема и передачи мяча.

Расстановка игроков при подаче может изменяться в зависимо­сти от особенностей траекторий полета мяча с подачи. Видоизмене­ние расстановки зависит также от системы ведения игры в напа­дении.

На рис. 57—59 показано расположение игроков при системе игры со второй передачи через подтянувшегося к сетке связующего игрока зоны 3 (рис. 57), 2 (рис. 58) и 4 (рис. 59).

Расстановка игроков (рис. 58) может видоизменяться в зави­симости от места проведения атаки игроком зоны 3. Если напада­ющий проводит атаку из зоны 3, то он становится в левую расста­новку (рис. 58), если из зоны 2, то в правую (рис. 60).

Расстановка игроков при системе игры с выходами связующего игрока из зон задней линии показана на рис. 61—63.

На рис. 61 функции выходящего игрока выполняет игрок зоны 1. При этом его зону страхуют игроки зон 2 и 6. Если выходя­щим игроком является волейболист зоны 6, то расстановка будет такой, как показано на рис. 62.

Выход связующего игрока из зоны 5 применяется значительно реже. Расстановка игроков при выходе связующего волейболиста из зоны 5 показана на рис. 63.

Одним из общих принципов расположения игроков на поле во всех системах игры является группировка игроков в середине пло­щадки. Это обусловлено тем, что большинство мячей с подачи по­падает в центральную часть площадки.

Как говорилось выше, расположение игроков на площадке в момент приема мяча с подачи не обязательно должно быть всегда стабильным. В соответствии с траекторией полета мяча игроки передней и задней линий могут смещаться ближе или дальше от трехметровой линии. Если подача выполняется с большой силой и, естественно, с большой скоростью полета мяча, то траектория его полета будет снижаться до уровня лица игрока, находящегося в 5— 6 метрах от сетки. При этом волейболисты вынуждены будут прини­мать мяч с помощью верхней передачи, когда ошибка наиболее ве­роятна. В связи с этим игроки отодвигаются назад, чтобы мяч, опу­скающийся на уровень пояса, мог быть принят снизу. Выбор места при приеме мяча с подачи определяется не только исходным рас­положением игроков на площадке, но и их умением разгадывать по подготовительным движениям подающего игрока и начальной траектории полета мяча дальнейшее направление его полета.

Для успешного приема подачи игроки должны стоять таким об­разом, чтобы не закрывать друг друга, предоставляя тем самым каждому игроку возможность оборонять определенный участок. В отдельных случаях при приеме сложных подач игрок, слабо вла­деющий приемом мяча, может «закрываться» партнерами, стоящи­ми справа и слева.

В настоящее время расстановка игроков при подачах против­ника претерпела некоторое изменение. Считается, что принимать мяч с подачи при расположении четырех игроков на задней линии

удобнее, чем при расположении всех шестерых волейболистов, двое из которых как бы перекрывают друг друга. В этой связи в зависи­мости от зоны выходящего игрока применяются следующие три рас­становки (рис. 64, 65, 66).

При таком расположении игроков расстановка (по правилам игры) не нарушается и вместе с тем она способствует более свобод­ному и уверенному приему самых трудных мячей.

Кроме того, при любых расстановках следует помнить, что за­пасной игрок, только что введенный в игру, при подаче всегда дол­жен подстраховываться рядом стоящими партнерами. Рядом сто­ящий партнер всегда подстраховывает игрока, принимающего мяч с подачи, и, увидев, что прием произведен неточно, начинает пере­мещаться в сторону отскочившего мяча.

Действия защиты при нападающих и обманных ударах имеют свои специфические особенности. Как говорилось выше, в основе успешной игры в защите лежит точный и своевременный выбор места. Очень важным также является умение игроков использовать наиболее рациональные средства защиты в соответствии с игровой обстановкой, что в свою очередь зависит от распределения функций в обороняющейся команде.

Игроки передней линии могут осуществлять блокирование, стра­ховку и собственно защитные функции. Например, если блокирует игрок зоны 8, то один из волейболистов (зоны 2 или 4) осуществля­ет страховку, а другой принимает участие в защитных действиях. При этом трудно определить заранее, кто из игроков будет страхо­вать, а кто будет играть в защите. Это зависит от действий напада­ющего игрока противника. Если последний производит удар в зо­ну 4, то игрок этой зоны играет в защите; этот же волейболист принимает участие в страховке, если нападающий применит обман­ный удар.

При двойном блоке только один игрок передней линии может -участвовать в страховке или защите. Блокирование тремя игрока­ми исключает их игру в защите и страховке, не считая тех случаев, когда требуется подыграть мяч вторым ударом после блока или перехватить его после обманного удара.

Игроки задней линии защиты осуществляют собственно защит­ные действия и страховку, которая производится либо фланговым, либо центральным игроком.

В связи с усиливающимся блокированием весьма важным так­тическим действием стала страховка своего атакующего игрока. Следует учитывать, что отскоки мяча от блока настолько неожидан­ны и разнообразны по направлению, что для его успешного приема в страховке принимают участие четыре игрока команды, распола­гающиеся полукругом в зоне атакующего. При этом лишь один во­лейболист располагается на задней линии, приблизительно в цент­ре площадки.

Рассмотрим несколько примеров расположения игроков в за­висимости от характера нападающих ударов и организации блоки­рования.

1. Нападающий удар производится в направлении зон 4 или 5, одиночным блоком закрыта середина площадки (возможен удар с переводом в зону 1 или 2 (рис. 67).

Таким образом, мяч может быть направлен в сектор а или йь в сектор б мяч может попасть только через руки блокирующего игрока, в секторы в и в\ мяч может быть послан обманным ударом

или попасть туда в результате отскока от рук блокирующего. В дан­ной ситуации а и а\ — наиболее вероятные сектора поражения; по­этому игроки, расположенные в этих секторах, должны быть осо­бенно готовы к игре в защите.

При «глубоком» ударе мяч может быть направлен и в секто­ра б, в\, в связи с чем игроки этих секторов должны быть готовы не только к страховке, но и к защитным действиям.

2. Если прямой удар соперника, находящегося в зоне 4, пере­крыт групповым блокированием, то особенно опасным может стать сектор а, где в защите играет волейболист зоны 1 (рис. 68).

3. Атака производится из зоны 4, групповым блоком закрыт удар с переводом в сектор а и удар в сектор б. Особенно уязвим для проведения атаки нападающим ударом сектор в (рис. 69).

4. Аналогично располагаются игроки обороняющейся команды при нападении из зоны 2 (рис. 70).

5. Нападающий удар производится из зоны 2, групповым бло­ком закрыты зоны 1, 2 и 6. Мяч от удара может быть направлен в зону 5 (рис. 71).

6. Нападающий удар выполняется из зоны 2, групповым бло­ком закрыты зоны / и 5. При близкой передаче мяча к сетке воз­можное направление ударов — в зоны 2 и 4 (рис. 72).

Приведенные примеры дают общее представление о направле­нии ударов при взаимодействии игроков блока с защитой. Однако чем ближе передача к сетке и чем выше физические данные напа­дающих, тем большими могут быть сектора поражения за счет проведения «глубоких» ударов, направленных на переднюю линию. Поэтому существующее на практике указание о необходимости расположения волейболиста при ударе противника обязательно «в углу площадки» не всегда является правильным.

Расположение страхующих игроков в обороняющейся команде определяется системой игры в защите и зоной, из которой проводит­ся атака противника.

В настоящее время применяются следующие варианты страхов­ки: при системе трех защитников страховка может осуществляться фланговыми игроками зон / и 5 и одним из неблокирующих игро­ков передней линии (как правило, игроками зон 2 или 4 (рис. 73). Данный способ страховки нашел в практике волейбола наиболь­шее распространение.

Второй вариант—страховка неблокирующим игроком передней линии—может применяться толь­ко в тех случаях, когда вторая пе­редача имеет высокую траекторию и направление атаки заранее оп­ределено. Только в этом случае один из игроков, не участвующих в блокировании, может покинуть свою зону и переместиться в мес-

то расположения блокирующих для осуществления страхов­ки (рис.74). При блокировании тремя игроками страховка обеспечивается волейболистами зон / и 5.

Страховка в обороняющейся команде, применяющей систему двух защитников на задней линии, как известно, обеспечивается игроком зоны 6 и одним из неблокирующих игроков.

Расположение страхующих игроков в атакующей команде ха­рактеризуется группировкой трех-четырех волейболистов в зоне атаки своего нападающего.

Примерные схемы расположения страхующих игроков при ата­ках из зон 2, 3, 4 показаны на рис. 75—77.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.