Цель занятия ____. Работа 1. Строение соцветия «корзинка», морфологическое разнообразие цветков и плодов астровых.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 1. Строение соцветия «корзинка», морфологическое разнообразие цветков и плодов астровых.
Пользуясь гербарным материалом, препаратами корзинок астровых, учебными пособиями и плакатами:
1й шаг. Рассмотрите не вооружённым глазом, а также используя лупу, препарируйте и сравните строение корзинок представителей астровых с разным сочетанием типов цветков в корзинке: одуванчика лекарственного, пижмы обыкновенной, девясила высокого, цмина песчаного, полыни горькой, ромашки аптечной, календулы лекарственной, василька синего, тысячелистника обыкновенного, эхинацеи пурпурной и др.
2й шаг. Препарируйте трубчатые цветки нескольких растений. Изучите их строение. Приведите обозначения к рис. 26.1.
1____________________________
2____________________________
3____________________________
4____________________________
5____________________________
Рис. 26.1. Трубчатый цветок астровых.
| |
3й шаг. Для 2х, изученных видов растений зарисуйте: корзинку в вертикальном разрезе, ее ложе, предварительно удалив все цветки, листочки обвертки, наружные и серединные цветки (таблица 26.1.).
4й шаг. Рассмотрите строение семянок астровых без хохолка и с хохолком.
Результаты изучения внесите в таблицу 26.1.
Таблица 26.1. Особенности строения отдельных представителей астровых.
Лат._____________________
Лат.
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Семянка_____________
___________________
| Корзинка___________
___________________
| Цветоложе__________
___________________
| Рус.
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Листочки обвертки_______
________________________
| Наружные цветки_______
_______________________
| Серединные цветки______
_______________________
| Лат.
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Семянка________________
________________________
| Корзинка______________
_______________________
| Цветоложе_____________
_______________________
| Рус..
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Место для рисунка
| Листочки обвертки_______
________________________
| Наружные цветки_______
_______________________
| Серединные цветки______
_______________________
| Работа 2. Морфологический анализ представителей астровых.
Пользуясь гербарным и демонстрационным высушенным и живым материалом, учебными пособиями и плакатами:
1й шаг. Изучите морфологическое строение двух представителей астровых из разных групп по сочетанию типов цветков в корзинке и результаты занесите в таблицу:
Таблица 26.2. Морфологическое строение отдельных представителей
астровых.
Морфологическая характеристика
| Рус.
| Рус.
| Лат.
| Лат.
| Жизненная форма
|
|
| Тип корневой системы
|
|
| Наличие корневища и его форма
|
|
| Наличие корневых
|
|
| Тип стебля
|
|
| Форма стебля в поперечном сечении
|
|
| Поверхность стебля
|
|
| Тип и форма розеточных листьев
|
|
| Тип и форма стеблевых листьев
|
|
| Тип листорасположения
|
|
| Опушение листьев
|
|
| Тип общего соцветия, количество корзинок в нём
|
|
| Ширина и высота корзинки
|
|
| Форма обвёртки
|
|
| Количество рядов листочков обвёртки
|
|
| Форма и окраска листочков обвёртки
|
|
| Краевые цветки (форма)
|
|
| Краевые цветки (окраска)
|
|
| Краевые цветки (длина)
|
|
| Краевые цветки (количество)
|
|
| Серединные цветки (форма)
|
|
| Серединные цветки (окраска)
|
|
| Серединные цветки (длина)
|
|
| Серединные цветки (количество)
|
|
| Форма семянки
|
|
| Наличие хохолка и его форма
|
|
| Поверхность и окраска семянки
|
|
| Работа 3. Разнообразие представителей астровых и их медицинское значение.
Пользуясь учебными пособиями и таблицами, запишите латинские названия и медицинское значение следующих видов растений:
Таблица 26.3. Медицинское значение астровых.
№ пп.
| Русское название
| Латинское название
| ЛРС
| Медицинское значение
| 1.
| Подсолнечник однолетний
|
|
| __________________________________
__________________________________
| 2.
| Полынь горькая
|
|
| ___________________________________
___________________________________
| 3.
| Цмин песчаный
|
|
| __________________________________
__________________________________
| 4.
| Девясил высокий
|
|
| __________________________________
__________________________________
| 5.
| Череда трёхраздельная
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 6.
| Одуванчик лекарственный
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 7.
| Василёк синий
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 8.
| Пижма обыкновенная
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 9.
| Тысячелистник обыкновенный
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 10.
| Цикорий дикий
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 11.
| Мать-и-мачеха обыкновенная
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 12.
| Ноготки лекарственные
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
| 13.
| Эхинацея пурпурная
|
|
| __________________________________
__________________________________
__________________________________
|
Тема 27: КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА: ЛУКОВЫЕ - ALLIACEAE, ЛАНДЫШЕВЫЕ - CONVALLARIACEAE, МЯТЛИКОВЫЕ - POACEAE, ПАЛЬМОВЫЕ – ARECACEAE.
|