Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения




Глава 1. Умственное развитие

Задачи и содержание умственного развития

В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л. С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «...правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» (Л. С. Выготский, 1991).

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

В качестве одной из задач умственного развития детей с нарушениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Решение этой задачи связано также с развитием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты. Для старших дошкольников с нарушениями слуха особое значение приобретает развитие способностей к самостоятельному познанию.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми. Накопление знаний, определенный уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий школьной готовности ребенка, обеспечивают базу, необходимую для усвоения ряда школьных предметов.

Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т.е. стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к учению в школе.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.

В ряде психологических исследований подчеркивается значимость систематической работы по умственному развитию детей с нарушениями слуха, так как отсутствие рано начатой специальной работы приводит к отставанию в сроках и темпах развития психических процессов и их своеобразию у глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (А. А. Катаева, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал