Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение и ТОТВ






Р.Д.: Вот почему важно обдумать свою цель в чтении. Цель состоит в том, чтобы суметь ответить на вопросы комплек-1 сных экзаменов? Цель состоит в том, чтобы суметь помочь кому-то решить специфическую проблему? Цель состоит в том, чтобы научить кого-то? Цель состоит в том, чтобы от-' ветить на вопросы о материале так, как ответил бы на них

ваш учитель? Цель, чтобы просто получить определенное удовольствие?

Некоторые читают, чтобы найти что-то новое. Это имен ет отношение к выяснению чего-то, что вы еще не знаете. Вы не хотите подтвердить то, что уже знаете, а хотите поис-1 кать новое.

Кейт: Но если я представляю, что я прочла, я тогда не ду~> маю, читала ли я книгу.

Т.Э.: Нет сомнения, что вы представляете. Но это все еще представление. Наш вопрос: «Что доказывает, что вы знае-1 те, что уже читали?»

Р.Д.: Такое доказательство во многом определяет вашу стратегию чтения. К примеру, вы используете такое же до-1 казательство, когда читаете историческую книгу, как и коп-1 да читаете роман? Иногда я читаю книгу просто, чтобы расширить кругозор; полупить какую-то общую идею о происходящем. Иногда я читаю книгу, чтобы самому что-то сделать. И это совершенно отлично от того, если я читаю книгу, чтобы доставить удовольствие моему учите-' лю. И еще я читаю анекдоты в «Ридерз Дайджест*. Я про-1 сто хочу иметь другое ощущение, чем то, когда я читаю. Мне не нужно даже запоминать их. Я просто хочу получить новое ощущение. Но если я читаю с целью передать анек-1 дот кому-то другому, то мне нужно задействовать больше моей нервной системы.

ТЭ: Если вы только что купили компьютерное оборудова-1 ние или какое-то программное обеспечение и хотите вое-' пользоваться им, вы будете использовать другое доказате-1 льство для осмысления, чем то, которым пользуетесь при чтении биографии. Программное обеспечение, купленное мной, сопровождалось четырьмя толстыми инструкциями по эксплуатации. Четыре больших учебника для одной маг люсенькой программы.

Но, поскольку я хотел использовать эту программу, я прочел все четыре инструкции на гиперскорости. Мне хо-1 телось воспользоваться этой программой сразу же. Мне не нужно было помнить все слова и передавать кому-то, что было в тех инструкциях. Мне нужно было скорее получить программу, чтобы сделать то, что мне нужно.

В самих инструкциях говорится, что можно пробежать те места, которые вам уже известны; и запустить поскорее

программу. Они советуют начать испытывать программу и выяснить то, что вы не знаете. Если вы быстро пробежали инструкцию, вы будете знать, где искать ответы.

Р.Д.: Иными словами, это интерактивная книга, которая говорит: «Вам не нужно понимать то, о чем здесь говорит-' ся, пока вы не получите опыт, наделяющий слова значени-1

ем».

Т.Э.: Я работаю с упомянутым программным обеспечени-1 ем вот уже 2 месяца. Я все еще не знаю все детали в этих ин-1 струкциях. Я еще не до всего в них добрался. Независимо от того, как много или как медленно я читал инструкции, я все равно не узнал бы больше. В случае с этими инструкци-' ями доказательство для «понимания» касается способно-' сти использовать то, что вы читаете, не стараясь запомнить слова.

Р. Д.: Детали «понимания» в этом случае имеют отношение к тому, на самом ли деле у вас есть референтные пережива-1 ния, которые придают словам значение.

Т.Э.: К примеру, если инструкция гласит: «Потяните ручку влево так чтобы вызвать дугу X». Моя начальная реакция: «А?» Чтобы понять смысл этого описания, мне нужно по-1 местить что-то на экран компьютера, попробовать что-то сделать и посмотреть, что получится. Затем я могу возвса-1 титься к книгам и осмыслить то, о чем там написано. После какого-то действия у меня есть референтное переживание. Даже если я не делал точно то, о чем говорила инструкция, я по крайней мере имею что-то, с чем возвратиться к кни-1 гам и понять: «Так вот, что они имели в виду».

К сожалению, большинство книг, которые вам дают чи-1 тать в школе, не связаны с тем, что можно в реальности сделать. Это просто книги, полные информации, напри-' мер, дат сражений и кто там в них участвовал. Вот куда на-1 правляется творчество школьников. Если бы вы сами вы-1 бирали себе книгу и можно было бы сделать этот материал более реальным или уместным, то и мотивации для чтения было бы больше.

Р.Д.: К примеру, почему дети, не умеющие ни читать как следует, ни решать, так быстро учатся программировать компьютеры (что требует и чтения, и математики)?

Т.Э.: Потому что они сами могут что-то сделать.

2/2

Р.Д.: Чтение и математика, необходимые для написания программы, напрямую связаны с поставленной целью. Это интерактивно.

Т.Э.: Они получают немедленную обратную связь. Они мо-1 гут начать оперировать и, если застревают где-то, знают, где посмотреть об этом в инструкции.

Р.Д.: Если нет референтных переживаний, вы не будете способны понять; независимо от того, сколько раз вы чи-1 тали книгу или как медленно или быстро читали. Слова — это просто поверхностная структура. Референтные пере-' живания — глубинная структура. Я мог бы прочесть каж-1 дое слово в книжке на немецком, но так ни одного не по-1 нял бы, если у меня нет эмпирической глубинной структу-' ры, приложенной к этим словам.

Наверное, у нас у всех было такое — читаешь книгу, а го-1 да через два перечитываешь и выносишь из нее что-то со-1 всем иное. Понимание не просто основано на запомина-1 нии подробностей. Детали ничего не значат для вас, если вы не связываете их со специфическими образами и пере-1 живаниями. Скажем, я собираюсь в Рим и читаю книгу о Риме прежде, чем туда поехать, После возвращения оттуда я могу вновь обратиться к тому же материалу, который я раньше читал, но теперь он в 100 раз более значимый для меня. Это не имеет никакого отношения к деталям, с кого-' рыми я познакомился при чтении. Скорее это имеет otto-1 шение к богатству глубинных структур, которые я присое-1 динил к тем словам.

Я могу многое рассказать о нейролингвистическом программировании, но уверен, что никто этого не поймет, сколько бы подробностей я не дал, пока у оппонента не бу-1 дет подходящих референтных переживаний этого. Тодд и я могли бы говорить о всех тонкостях трансдеривационной морфологии в подробностях, но если у вас нет референт-' ных переживаний, для вас это ничто.

Т.Э.: Однако если мы дадим вам какие-то сведения и снаб-1 дим некоторым референтным переживанием по трансде-1 ривационной морфологии, то когда мы начнем говорить о ней, вы воспользуетесь своими референтными пережива-1 ниями, чтобы понять (как это было с Кристофером ранее). Что происходит с людьми, когда они заходят в класс физи-1 ки или класс истории? — у них нет прошлых личных рефе-1 рентных переживаний, касающихся содержания предмета.

Они садятся, и стараются, и зубрят что-то, но у них нет пен реживаний, чтобы связать с ними понимание предмета.

Р.Д.: Согласно модели ТОТВ, эффективность стратегии — это функция вашей цели, вашего доказательства и различ-1 ных действий, которые можно мобилизовать, чтобы до-1 стичь результата. Наличие различных целей и доказа-1 тельств требует, чтобы мы имели множественные способы чтения. К примеру, когда я читал задания, полученные от разных учителей, я должен был читать их голосом соответ-' ствующего учителя. Если бы я использовал мой собствен-' ныи голос при чтении заданного на дом, я получил бы мно-1 гое, но это не имело бы никакого отношения к тому, что от этого материала получал сам учитель. Я мог бы добавить что-то экономическое к тому, что говорил Эйнштейн о фи-1 зике, но учителю могло быть не до того, что интересовало меня. Таким образом, если я хотел сдать экзамен такдму-то человеку, мне нужно было учить так, как говорил мне этот человек. Это помогало мне узнать то, чему учитель прида-1 вал больше значения. Некоторые детали не были бы важны в прочитанном голосом учителя.

Вот почему мы говорим, что нет единого способа чте-1 ния. Процесс чтения столь же различен и индивидуален, как и сами читающие. Стратегия, которую вы хотите испо-1 льзовать, и ваш выбор связаны с тем, какова ваша цель в чтении определенного материала.

К примеру, я часто читаю журналы с конца, начинаю с последней обложки и иду к началу. Если мне встречается что-то интересное, тогда мне хочется посмотреть, что было до этого места. Тогда я больше готов к этому, чем если бы читал сначала.

Т.Э.: Кроме того, все интересное в журналах всегда в кон-1 це. Все статьи начинаются на первых страницах, а заканчи-1 ваются где-то на странице, скажем, 88.

Р.Д.: Если вы читаете публикации, например, в «Уолл Стрит Джорнал», каждый день, вы понимаете, что у них есть стан-' дартные способы репрезентации материала. Они делают это одинаково каждый раз, значит, вызнаете, где смотреть, что-1 бы найти заключение, где смотреть, чтобы получить основ-1 ные факты, и т.д. Это экономит много времени.

Т.Э.: Если вы сначала читаете оглавление, а потом саму книгу, вы удивляетесь, сколько вы уже знаете о предмете

книги. Хорошая вещь — оглавление. Я могу прочесть оглавление, и уже знаю всю схему книги. Я знаю, что когда ожидать.

РД.: Помните, мы говорили, что ваша способность эф-1 фективно учиться - это также функция состояния, в кого-' ром мы находимся. Вспомним о том чемпионе по чтению, которого я моделировал. Если я учусь хорошо из-за воз-1 бужденного состояния любопытства и у меня есть страте-' гия для чтения, удерживающая меня в напряженном со-1 стоянии, как по-другому я могу учиться?

Т.Э.: Ваше начальное состояние оказывает важное влия-1 ние на чтение и понимание. Очень часто, когда хочется прочесть что-то, что, как считается, «нужно» знать, сади-' шься и думаешь: «Хорошо, достал книгу, есть на чем пи-1 сать, и я готов делать пометки. Теперь-то я наверняка это узнаю». Состояние встревоженное. Дыхание неглубокое, глаза уставлены в книгу. Это состояние не способствует чтению и пониманию. А вот беря с собой в постель роман, мы думаем: «Ну и дела, а мне это нужно?» Но при этом книжка держится в руках высоко, там, где создается мента-' льный образ при чтении.

Интересно, что многие с легкостью запоминают, что в романе, когда ложатся и читают лежа, но когда они садят-' ся за стол, чтобы читать более серьезный материал, залом-1 нить его можно лишь с трудом. Они помнят все в романе: какого цвета была подвеска, был ли на ней лик и все по-1 дробности. Я не думаю, что это просто функция содержа-' ния. Думаю, что это — функция состояния, в котором че-1 ловек находится при чтении.

Р.Д.: Важная часть быстрого и эффективного чтения связа-1 на с вашим состоянием, стратегией чтения и представле-1 ниями в поддержку целей прочтения специфического ма-1 териала, который вы изучаете. Таким образом, важно иметь по крайней мере несколько различных стратегий чтения, чтобы принять во внимание различные ситуации, состояния и цели.

В НЛП мы говорим, что один выбор - это вовсе не вы-1 бор. Два выбора — дилемма. Следует иметь по крайней ме-1 ре три выбора, прежде чем можно на самом деле «выби-1 рать». Таким образом, это — контекст, в котором мы хотим, чтобы вы начали думать о чтении. Это не просто одна «вещь». Нет единственно верного способа читать, как нет единст-

венно верного способа для спеллинга или чего-то другого. Поскольку есть различные цели и обстоятельства, влияю-1 щие на чтение, важно иметь множественные стратегии.

Что происходит с основной массой людей — у них не более одного выбора стратегий чтения. Они заканчивают читать что-то и говорят: «Я не понял». Они перечитывают заново, снова используя ту же самую стратегию, и говорят: «Я все еще не понял». Это похоже на тот пример с амери-1 канцем в африканской деревушке, требующим мартини, все больше повышая голос.

Т.Э.: Именно так поступают порой учителя. Если ученики не понимают чего-то с первого раза, учитель просто повто-' ряет громче. Или заставляет остаться после уроков и пере-1 писать это 50 раз.

Р.Д.: Намеренно или нет, но посыл таков: «Обучение — это скорее жесткость, чем гибкость». Один из основных прин-1 ципов НЛП таков, что если то, что вы делаете, не работает, делайте по-другому. Чтогто другое лучше, чем то, что вы уже знаете, что оно не сработает, хоть вы для этого на голо-1 ву станьте. Если вы уже доказали себе, что это не будет ра-1 ботать, зачем продолжать делать то же самое?

Безусловно, не всегда просто изменить свою стратегию чтения. Если новая стратегия отличается от того, что вы уже делаете, она будет казаться трудной и неудобной. Я знаю людей, которые ходили на курсы по скорочтению, добились увеличения скорости чтения, а читают все равно по старинке. Они говорят: «Я могу, но это требует так мно-1 го усилий и настолько отличается от того, что я обычно дел лаю, что это как-то неестественно». Это как скрещивать руки не так, как вы обычно это делаете. Если что-то незна-1 комо, вы не любите это, даже если это эффективно.

Подход динамического обучения к ускоренному чте-1 нию основан на том, что в НЛП называется «определени-' ем и наведением». Начинать надо с естественной стратегии чтения индивида, а затем незаметно расширять ее с прира-1 щением. Мы начинаем там, где индивид хочет начать, с того, что для него естественн о, а затем ведем к чему-то новому

Обратите внимание: стратегия ускоренного чтения в динамическом обучении отличается от фоточтения, техники скоростного чтения, так^ же основанной на принципах НЛП. Информация о фоточтении может быть получена через Корпорацию учебных стратегий в Уэзата, штат Миннесота.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.