Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посвящение. Эта книга посвящается с самой глубокой любовью и уважением






Эта книга посвящается с самой глубокой любовью и уважением

Тодду Эпстайну,

воплощению динамического обучения.

Выражение признательности

Хотелось бы выразить признательность:

Терезе Эпстаин, жене Тодда и нашей коллеге по органи-1 зации и развитию Центра Динамического обучения. Она была и остается неотъемлемой частью идеи динамического обучения.

Кристине Амато, разделившей наши взгляды и заботы в области образования и обучения и распахнувшей двери ди-1 намическому обучению в школьной системе.

Отделу образования Паджаро Вэли, за финансовую поддержку проекта Динамической оценки. И Ричарду Фи-гуроа, Штат Калифорния, за стимулирование и финансо-1 вую подпитку проекта.

Джинни Хигано, спонсировавшей первый семинар по динамическому обучению и придумавшей термин.

Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру, основавшим тех-1 нологию, на которой зиждется динамическое обучение, и открывшим для нас истинное значение «динамического обучения».

Ами Сэттинджер, за ее помощь в редактировании и правке рукописей для этой книги и за ее энтузиазм и под-1 держку данного проекта.

Студентам и преподавателям, участвовавшим в наших семинарах по динамическому обучению и в проекте Дина-1 мической оценки.

И большое спасибо незаурядным людям, послужив-' шим моделями для стратегий обучения, представленным в этой книге.

Преамбула

В июне 1982 г. я проводил первый семинар по динамиче-1 скому обучению в Ванкувере, в Британской Колумбии. Это была пятидневная программа, составленная из страте-' гий обучения, смоделированных мною на основе изучения людей, проявлявших высокую академическую успевае-1 мость и особые качества в таких аспектах, как способности запоминания, в правописании, математике, чтении, щп чении языка и сочинении. Более половины участников семинара составляли школьники. Программа скомпоно-валась на основе множества запросов поработать с ripen-1 ставителями разных возрастных групп, сталкивающихся с проблемами в обучении. Семинар включал также исполь-1 зование интерактивных компьютерных программ, разра-1 ботанных мною для обучения правописанию, математике, машинописи, сочинению и развитию определенных навы-1 ков восприятия.

Цель семинара по динамическому обучению состояла в обеспечении набора основных навыков обучения в эмпи-1 рической, интерактивной среде, которая помогала бы улучшить способности во всех областях академической успеваемости. Другими словами, темой семинара являлось «обучение учению». Утро отводилось под объяснения и де-1 монстрации различных стратегий обучения и для упражне-1 ний. Днем участники практиковались в усвоенном, а я., в это время работал непосредственно с теми, у кого не все получалось. Программа оказалась вполне успешной и, на мои взгляд, достаточно новаторской формой преподава-1 ния и обучения. Я несколько раз повторил программу в Британской Колумбии, усиливая стратегии и структуру.

В октябре 1982 г. вместе Тоддом Эпстайном мы провели семинар по динамическому обучению в Пало-Альто, Ка-1 лифорния, — это стало началом партнерства, продолжив-1 шегося в следующие тринадцать лет. С Тоддом мы работали и до этого, в течение нескольких лет вместе мы провели не-1 сколько курсов по НЛП. До своего выхода на арену НЛП Тодд был профессиональным гитаристом, композитором и руководителем ансамбля, так что ему сопутствовал естест-

венный пыл в отношении творчества и исполнительства; однако он обладал и особой страстью к исследованиям. Когда я объяснил ему, зачем я в Ванкувере, его очень заин-1 тересовала идея динамического обучения. Она оказалась созвучна его врожденному любопытству, желанию все по-1 пробовать самому и жажде деятельности на благо детей и образования.

Мы адаптировали первоначальную структуру семинара по динамическому обучению в несколько более традици-' онную форму групповых занятий, но сделали акцент на эмпирических, интерактивных упражнениях и стратегиях «обучения учению». Наша приверженность избранному пути была настолько сильна, что мы учредили Центр дина-1 мического обучения, чтобы стимулировать развитие этой формы преподавания и обучения. Как оказалось, семинар по динамическому обучению стал лишь одной из множеств ва программ, которые нам суждено было провести вместе. Мы также компонуем программы по творчеству (суть на-1 шей книги «Инструмент для Мечтателей»), лидерству, умен нию представить в нужном свете и научить, по проблемам пристрастий и так далее. Все это привело к учреждению Университета НЛП, организации, дающей знания по все-' му спектру областей применения НЛП, включая здравоох-1 ранение, бизнес и деловые структуры, творчество и обу-1 чение.

Другой ключевой разработкой в развитии динамиче-1 ского обучения стал проект динамической оценки, прово-1 димый отделом образования Паджаро Вэли. Кристина Амато, преподаватель специального образования, участ-' вовавшая в том самом первом нашем с Тоддом семинаре по динамическому обучению, стала начальником управления специальных ресурсов в своем округе в конце 1980-х. Она пригласила нас создать программу для отстающих учащих-' ся на основе принципов динамического обучения (опи-1 санных в главе 10 этой книги). Успех данного проекта явился одним из самых сильных впечатлений от нашей со-1 вместной работы.

В 1992 г. мы с Тоддом начали работу над книгой «Дртаг мическое обучение», в основе которой лежали записи на-1 ших самого первого и самого последнего по времени семи-' наров по динамическому обучению. Работа продвигалась медленно из-за множества других проектов, в которых мы участвовали и порознь, и вместе. К сожалению, Тодд нео-

жиданно умер, прежде чем книга была закончена. Но я знаю, что он был бы доволен и гордился бы ей. Я постарал-' ся запечатлеть на этих страницах его пытливость, юмор и обаяние в отношении к людям и процессу обучения.

Надеюсь, что книга вам доставит такое же удовольст-' вие, какое мы получали при подготовке этих семинаров.

Роберт Б. Дилц

СантаКруз, Калифорния Июнь 1995 года

Введение

Вопреки расхожему мнению в основе самой фундамента-' льной эрудиции лежат вовсе не зубрежка и особое усердие. Скорее эрудиция является результатом естественного обу-1 чения на основе опыта. Например, многие ли из вас учи-1 лись ходить, говорить на родном языке или кататься на велосипеде, усердно изучая это по книгам? Вероятно, вел обще никто. Наоборот, чтобы научиться кататься на вело-1 сипеде, вы скорее всего садились на него и пытались прое-1 хаться. Свалившись не один раз, вы уверенно набирали опыт, совершенствуя основные навыки, необходимые, что-1 бы удержаться в седле, двигаться вперед и останавли-' ваться. Естественная способность к обучению была задей-1 ствована через процесс обретения опыта и реакции на него. «Бессознательное знание» получило развитие без какого-либо сознательного осознания того, как нервная система все это вычислила.

Для большинства из нас опыт обучения езде на велоси-' педе отличается от опыта обучен ия правописанию, чтению или решению математических задач. Вместо обучения в интерактивной среде вместе со своими родителями, се-1 мьей или друзьями, тренирующими и ободряющими нас, мы занимаемся в классе, глядя в книгу или на доску. Взаи-' модействие или ободрение наших друзей почиталось вред-1 ным или даже злокозненным. При обращении к динами-1 ческому обучению в этой книге нас интересует один во-1 прос: «На самом ли деле изучение какого-либо предмета вроде правописания или чтения действительно настолько отлично от обучения езде на велосипеде, что требует иных методов обучения?»

Динамическое обучение — это процесс обучения через опыт. Приемы и упражнения динамического обучения включают обучение на собственном опыте и с привлечени-1 ем различных методик мышления. В частности, динамиче-1 ское обучение особый упор делает на том, «как» учить в противоположность содержанию или «чему» учить. Дина-1 мическое обучение признает также, что отношения между людьми являются ключевым фактором в обучении. Отсю-

да основной упор на умение совместного обучения и грул-1 пового наставничества. Так, методы динамического обучен ния сильно отличаются от прилежного сидения за партой с аккуратно сложенными руками и взглядом, устремленным на доску.

Динамическое обучение использует принципы моде-1 лирования и инструментальные средства нейролингвисти-ческого программирования (НЛП) для осуществления ее-1 тественных способностей обучения через осознание, по-1 иск и получение данных. Исходная предпосылка НЛП - состоит в том, что, обучаясь, мы используем свой мозг и другие части нервной системы, что порой куда сложнее, чем кажется.

В самом деле, у некоторых столько проблем со своей нервной системой, что они задаются вопросом, являются ли они истинными хозяевами собственной нервной систе-1 мы. И тут можно спросить: «Если мой мозг действительно принадлежит мне, с какой стати в нем возникают видения вкусненького, когда я пытаюсь сесть на диету?» — или — «С чего это он твердит, что я обязательно провалюсь на эк-1 заменах, когда и без того трудно сосредоточиться?» Поче-1 му наш собственный мозг заставляет нас ощущать бесго-1 койство перед экзаменом? Может, ему тяжело там и хочет-1 ся наружу? А может, это и вовсе чей-то чужой мозг? Ричард Бэндлер, один из основателей НЛП, шутливо дает такое объяснение, что, поскольку Земля немного наклонена на своей оси, вы фактически имеете мозг человека, находя-' щегося рядом с вами. Мозгу не нравится быть не на своем месте, и именно поэтому он всегда придирается к нам. Как еще можно объяснить, что в одном деле мы сама комлется-1 тность, а чуть отвернемся - и дурак дураком? Как получа-1 ется, что одно дело буквально спорится, а что-то другое ну никак не получается в то же самое время? Возможно ли на-1 учиться использовать свой собственный мозг по своему желанию и тогда, когда нам это заблагорассудится? Это лишь некоторые вопросы, к которым обращено динамиче-1 ское обучение.

К примеру, в чем собственно разница между обучением правописанию и езде на велосипеде? Большинство выска-1 залось бы в том плане, что один процесс является по суще-1 ству «физическим», в то время как другой «умственным». Однако написание слова является столь же «физическим», как и верчение педалей велосипеда. А умственная актив-

ность по управлению рулем и удержанию равновесия на велосипеде столь же сложна, как и во время запоминания правил правописания. Определенно, в обоих случаях за-1 действована система координации нашей нервной систе-1 мы для достижения поставленной цели.

Так в чем же состоит эта самая активность по обучению правописанию? Кто-то называет нам слово. Слово входит в уши как звук. Мозг что-то с ним делает, и в конечном итоге мы проговарием какие-то буквы вслух или записыва-1 ем их в ответ. Где-нибудь между заданием написать или произнести по буквам слово и реакцией на задание наша нервная система проделывает какую-то операцию. Имен-1 но этот промежуток и является сферой интереса динами-1 ческого обучения.

Согласно НЛП, когда люди думают, учатся правописа-1 нию, произносят слова по буквам и т.д., они активизируют некую комбинацию своих сенсорных репрезентативных систем — то есть они видят, слышат, чувствуют, оценивают запах или вкус. Наша нервная система, естественно, подг1 ключена к входу, обрабатывает и хранит образы, чувства, звуки, запахи и вкус, с которыми мы сталкиваемся в тече-1 ние дня. Мы способны также к воображению. К примеру, можно вообразить, будто плывешь в вышине, смотришь сверху на себя, читающего эту книгу. В дополнение к со-1 хранению различных сенсорных представлений наша нерв-1 ная система может формировать образы, звуки и чувства. Один из основных принципов НЛП и динамического обу-1 чения состоит в том, что, когда люди учатся или размыш-' ляют, они собирают воедино компоненты знаков, звуков, чувств, запахов или вкусов. Обычная структура, по кото-' рой индивид выстраивает и комбинирует свой сенсорный опыт, в НЛП называется «стратегией».

В этой книге мы исследуем некоторые фундаменталь-' ные стратегии в аспекте обучения. То есть мы рассмотрим процессы, посредством которых человек «учится учиться». Наш подход несколько отличается от того, что обычно ожидается от простого учебника или лекции, где материал просто выкладывается перед вами, а уж вы сами сообража-' ете, как его выучить. Иными словами, вам представлены информация или материал для изучения, но как именно это выучить, никому и заботы нет. Настоящая книга как раз и посвящена теме «как люди учатся».

Мы воспользуемся стратегией «обучения учению» при-1 менительно к таким аспектам, как запоминание, праволи-1 сание, чтение, изучение языков, сочинение и т.д. И пусть на некоторое время мы сконцентрируемся на этих вопро-1 сах, но главное в этой книге — изучение процесса того, как человек учится.

По нашему мнению, любое обучение подразумевает одинаковые типы структур и принципов. Вопрос в том, действительно ли специфическая стратегия, используемая индивидом для применения определенных структур и принципов, соответствует достижению выбранной цели. Ребенок, который научился избегать ежедневной домаш-1 ней работы, уже чему-то научился. Тут обязательно требу-1 ется стратегия. Считается, что умственный процесс, в ре-1 зультате которого появляется что-то, чего мы не хотели бы видеть в наших детях, не имеет ничего общего с хорошим обучением. Но это неверно, поскольку, если не умеешь де-1 лать что-то хорошо, следует научиться, как этого не делать. Особенно когда это действие периодически повторяется, наподобие школьных заданий. К примеру, попытайтесь каждый раз произносить какое-то слово неправильно. Не-1 которые именно так его и произносят — они правильно за-1 помнили неправильное произношение.

Определенно, тот, кому удалось дойти до восьмого класса или класса постарше без навыка орфографии, пись-1 ма и чтения, чему-то да научился. А именно, не орфогра-' фии, письму и чтению, но чему-то другому. Не прочитав-' ший ни одной книги, но в два счета устанавливающий дви-1 гатель на автомобиль что-то да усвоил. Для нас же процесс обучения состоит в том, чем на самом деле является «обра-1 зование». Распознав, что кто-то может чему-то научиться и каким именно образом, мы можем начать обогащать и на-1 правлять этот процесс за пределы его текущего проявле-1 ния.

Несмотря на то, что мы будем фокусировать внимание на некоторых областях определенного содержания и вы уз-1 наете некоторые эффективные, по нашему мнению, стра-1 тегии, конечная наша цель состоит в том, чтобы предло-' жить вам средства самому научиться учиться чему бы то ни было более эффективно и помочь в этом другим.

Полагаем, что развитие собственных навыков обучения и помощь в этом другим тесно взаимосвязаны. Рекоменду-1 ем сначала применить почерпнутое в этой книге к своему

собственному процессу обучения, а затем делиться этим с другими. Этот подход не обязательно является чем-то особенным, но он особенный во многих отношениях приме-1 нительно к образованию. К примеру, многие учителя на самом деле не учат, как сделать то, что фактически ожида-1 ется от учеников, которым они преподают.

Требуется ли от учителей грамматики знание математи-' ки? Если учитель разбирается в биологии, сможет ли он на-1 учить своих учеников также разбираться в биологии? Обьино учитель преподает то, что должен дать по программ ме, так что ученики будут знать требуемый объем по биоло-1 гии, чтобы перейти в следующий класс.

Иными словами, упор делается на том, чему учить, вместо как учить, в частности, учить наиболее легко и эф-1 фективно.

По мере прочтения книги вы будете участвовать в про-1 цессе обучения; вы будете учиться учить себя. Надеемся, что стратегии обучения, которые помогут вам учиться луч-1 ше, будут соответственно переданы вами другим. Как бу дет видно, большинство упражнений предназначено для выполнения совместно с другими людьми в группах «со-' вместного обучения»; но их вариации вы можете выпол-1 нять самостоятельно. В большинстве случаев мы даем опи-1 сания приемов и упражнений, которые вы можете делать сами. Мы также приводим примеры групповых упражне-1 ний в форме стенограмм, иллюстрации, которые призваны показать, как процессы работают в группе.

Упражнения и методы динамического обучения были разработаны для выполнения людьми всех возрастов. Во многих наших семинарах по динамическому обучению участвовали и дети, и молодежь, и люди взрослые.

Почему мы назвали это динамическим обучением? — Да потому, что призываем вас поучаствовать в процессе, активизирующем вашу нервную систему, оживляющем ее. Некоторые из этих процессов могут показаться далекими от традиционных академических предметов обсуждения. Самое главное в НЛП — это акцент на факте, что люди учатся посредством активизации нейрологических про-1 цессов. И чем больше вы можете использовать свою неврологию, тем больше вы в состоянии учиться и тем лучше вы будете учиться. Некоторые из упражнений в этой книге могут рассматриваться как своего рода умственная зарядка, зарядка для мозга.

Во многом мозг подобен мышцам. Когда в первый раз напрягаешь особо нетренированные мышцы, могут воз-1 никнуть неприятные ощущения, которые через некоторое время проходят. Но если продолжать делать статические упражнения для укрепления мышц, то постепенно привы-1 каешь. И тогда обнаруживаешь, что способности в облас-1 тях, которыми никогда прежде не занимался, начинают улучшаться. Умственная зарядка дает такие же результаты. Развивая свои умственные возможности, приходишь к вы-1 воду, что даже без особой подготовки начинаешь учиться новому более эффективно. Если подготовить почву преж-1 де, чем посадить семена, корни пойдут глубоко и густо.

Динамическое обучение включает участие в действиях и упражнениях, которые будут иметь дело со многими уровнями и аспектами обучения. Приемы Динамического обучения адресованы к проблемам ПОЧЕМУ в обучении, а также к проблемам КАК, ЧТО и ГДЕ. Стратегии Динами-' ческого обучения также адресованы к функции отношений в процессе обучения. В рамках данной структуры ак-1 цент динамического обучения приходится на уровень КАК. НЛП, вероятно, единственная психологическая мо-1 дель, которая действительно сформировала фактическую технологию вокруг аспекта КАК: КАК передать, устано-' вить и организовать интерактивную связь с убеждениями и ценностями других людей, КАК мотивировать людей, КАК эффективно учиться и осуществлять поставленные цели и так далее.

Мы полагаем, что взаимодействие — это интегральный аспект обучения. На наших семинарах по динамическому обучению мы убеждаемся, что люди не боятся поднимать руки и задавать вопросы. И мы поощряем их. Это помогает нам узнать, кто они, как они мыслят. Участникам семинара разрешается вставать, ходить, особенно если они из тех, кому не усидеть на месте. Да пусть хоть на голове стоят, ее-1 ли это не мешает другим.

Во имя эмпирики и интерактивного качества, большая часть этой книги основана на стенограммах нашего семи-' нара по Динамическому обучению. (Мы приводим имена отдельных авторов в зависимости от их вклада, чтобы по-1 казать многообразие и динамическое взаимодействие.) Мы решили оставить высказывания участников семинара без изменений, рискуя принести в жертву литературную гладкость повествования. Как иначе передать спонтан-

ность, юмор и живость семинара? В приложениях к книге мы даем также резюме по основным принципам, упражне-' ниям и стратегиям динамического ооучения в качестве справочного материала на тот случай, если читатель решит перескочить через объяснения и примеры и заняться него-' средственно стратегиями.

Глава1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.