Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов, полученных в ходе исследования






 

Основу работы составили исследования, проведенныев3-4-х классахобщеобразовательной школы. Была исследована группа детей из 20 человек средний возраст 9 лет. Общая выборка подростков разделена на две группы - по 10 человек (мальчики и девочки).

Результаты диагностики страхов у младших школьников по опроснику А.И. Захарова выглядят следующим образом:

В норме средний показатель в данной возрастной группе у мальчиков равен 8, у девочек 11.

В среднем количество страхов, как у мальчиков, так и у девочек превышает среднюю норму. У мальчиков средний показатель равен 7, 4 (норма 8), у девочек средний показатель равен 10, 8 (норма 11).[9]

В процентном соотношении выявленные страхи детей сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1 Процентное соотношение присущих детям страхов

 
Страхи Девочки Мальчики  
Остаться одному 20% 10%  
Нападения 80% 70%  
Заболеть, заразиться 90% 90%  
Умереть 90% 80%  
Что умрут родители 100% 100%  
Чужих людей 90% 70%  
Мамы или папы 50% 40%  
Наказания родителей 60% 50%  
Мистические страхи 70% 4%  
Опоздать в школу 80% 40%  
Перед тем как заснуть 30% 20%  
Страшных снов 70% 30%  
Темноты 70% 30%  
Страхи животных 80% 50%  
Страхи транспорта 60% 30%  
Страхи стихии 90% 70%  
Страх высоты 80% 60%  
Страх глубины 70% 40%  
Страх замкнутого пространства 60% 40%  
Воды 50% 20%  
Огня 80% 50%  
Пожара 100% 80%  
Войны 90% 50%  
Больших улиц, площадей 60% 20%  
Врачей 60% 40%  
Крови 70% 50%  
Уколов 60% 40%  
Боли 90% 60%  
Неожиданных, резких звуков 60% 30%  
       

Основные страхи, как у мальчиков, так и у девочек это - страх умереть, страх того, что умрут родители, страхи стихии, страхи высоты, огня, пожара, войны, боли. Девочки отмечают кроме общих с мальчиками страхи нападения, страх опоздать в школу, страшных снов, страхи животных, крови.

Таким образом, выявлено, что у детей присутствуют как природные страхи, такие как страх боли, стихии, страх смерти, так и страхи социальные - страх других людей, страх опоздать в школу. Причем социальные страхи наиболее выражены у девочек. Например, если среди мальчиков только 40% боится опоздать в школу, то среди девочек показатель выше в 2 раза - 80%. Также по отношению к мальчикам у девочек остальные виды страхов также наиболее интенсивно выражены.

При исследовании уровня тревожности (методика Спилбергера) были получены следующие результаты:

Полученные показатели выглядят следующим образом (таблица 2):

Низкие показатели по шкале «личностная тревожность» набрали 30% испытуемых от общего количества группы; средние, или умеренные - 30%; высокие показатели - 40% детей. Таким образом, самое большое количество из опрошенных - это дети с высоким уровнем личностной тревожности.

По шкале «ситуативная тревожность» самые высокие показатели обнаружены у одной трети из опрошенных. Половина детей показали средний уровень ситуативной тревожности, и лишь 20% - низкий уровень.

 

Таблица № 2 Показатели тревожности по Спилбергеру

 
Оценки тревожности Тревожность  
  Личностная Ситуативная  
Низкая до 30 баллов 30% 20%  
Умеренная 31 - 44 балла 30% 50%  
Высокая 45 и более баллов 40% 30%  
       

При исследовании уровня тревожности (методика Филлипса) были получены следующие результаты:

В ходе исследования определялись: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Полученные результаты сведены в таблицу 3.

 

 

Таблица 3 Показатели тревожности по методике Филлипса

   
Факторы Показатели %    
  До 50% Выше 50% Выше 75%    
  Мальч. Девоч. Мальч. Девоч. Мальч. Девоч.  
1. Общая тревожность в школе              
2. Переживание социального стресса              
3. Фрустрация потребности в достижении успеха              
4. Страх самовыражения              
5. Страх ситуации проверки знаний              
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих              
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу              
               

Из полученных результатов видно, что проблема с различными видами проявления тревожности наиболее выражена у девочек. У них больше страхов в ситуациях взаимодействия с учителями и сверстниками. У мальчиков проблема неудовлетворенности в достижении успехов и низкая сопротивляемость стрессу. Но и в остальных проявлениях тревожности у мальчиков также проявляются определенные проблемы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что у детей тревожность выражена весьма интенсивно, у девочек проявляется сильнее по некоторым показателям. У мальчиков также имеются проблемы с проявлением тревожности.

Подводя итог, можно сказать, что тревожность оказывает специфическое влияние на психическое состояние ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими. Тревога неадекватная ситуации по длительности или интенсивности препятствует формированию адаптивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Причиной возникновения высокой тревожности у ребенка могут быть различные факторы, как социальные, так и психологические. Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации и наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.