Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обследование грамматического строя речи. Это задание не предполагает использования картинного материала
Задание 4 Это задание не предполагает использования картинного материала. Мы предлагаем вам с ребенком выполнить следующее задание — изменить слова по образцу. Игра называется «Изменяйка». Правила игры: ребенок внимательно слушает, как меняется слово в первой паре, и пытается изменять остальные слова так же, по аналогии. После того, как вы закончите играть со словами первого столбика, предупредите ребенка, что теперь слова будут изменяться несколько по-другому. Каждый раз, переходя к другой модели, активизируйте внимание ребенка. В конце каждого столбика мы поставили бессмысленные слова или слова из «тарабарского языка». Если ребенок в процессе игры освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
Ребенок выполнил все задание правильно. Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Шары, виноград, звезда, корзина, машина, хлеб, черепаха, кастрюля, белка, милиционер
Обследование слоговой структуры слова
Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, различных по составу, постепенно. Поэтому у дошкольников сложные, малознакомые слова могут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): Ребенок все слова произносит правильно. Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам. Не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Трактор, шоколадка, лопата, жираф, самолет, мороженое, полотенце, страус, качели, зубная щетка
Обследование звукопроизношения
Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно 5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой. Современные дети осваивают звуковую систему языка немного позже — примерно к 5, 5 годам. Таким образом, если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет, он «имеет право» не произносить звук «р». Этот звук в его речи либо отсутствует, либо заменяется другим. Но если у ребенка, независимо от возраста, отмечаются искажения какого-либо звука при его произнесении, т. е. звук есть, но он «неправильно» звучит или заменяется другим «неправильно» звучащим звуком, вам срочно требуется консультация логопеда. Тревожным симптомом является смешение звуков — ребенок вместо одного звука, который умеет говорить, например, «ш», — произносит «с»: сапка, а не шапка, коска, а не кошка. Аналогичные ошибки ребенок может сделать в дальнейшем при чтении и на письме, у него возникают трудности в освоении школьной программы и, соответственно, плохие отметки. Чтобы определить, насколько правильно у малыша сформировано звукопроизношение, понаблюдайте за ним в общении: все ли звуки он произносит правильно, не использует ли он неправильные артикуляции: не высовывает ли язык, не раздувает ли щеки во время говорения.
|