Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монетарная политика национального банка






Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквива­лента, поскольку выделение всеобщего эквивалента особого рода является законом любого товарного производства. Деньги как тако­вые влияют на экономику согласно правилам, которыми руковод­ствуются банки, создавая деньги и проводя в жизнь соответствую­щую монетарную (денежно-кредитную) политику. Основополагающей целью денежно-кредитной политики явля­ется помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и умеренной инфляцией. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации экономики.

Центральный банк — главный, но не единственный орган регу­лирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммер­ческих банков и направляя регулирование на расширение или сок­ращение кредитования экономики, оно достигает стабильного раз­вития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национального экспорта. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции. В це­лях поддержания конъюнктуры оно использует кредит для стиму­лирования капиталовложений в различные отрасли народного хо­зяйства. Монетарная политика осуществляется косвенными и пря­мыми методами. Различие между ними состоит в том, что цен­тральный банк либо оказывает косвенное воздействие через лик­видность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кре­дитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

Денежно-кредитная политика представляет собой совокуп­ность мероприятий, проводимых государством в денежно-кредит­ной сфере с целью достижения стабильного экономического разви­тия.

Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на соотно­шение между спросом на ссудный капитал и его предложением, стремится достичь определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, изменений в объемах кредитных опе­раций, условиях кредитования. На втором этапе изменения, кото­рые произошли в финансовых факторах, автоматически переносят­ся в сферу производства, либо способствуя его развитию, либо сдер­живая его.

Соответственно двум этапам денежно-кредитной политики ее цели подразделяются на промежуточные (установление определен­ного уровня процентной ставки, объема денежной массы и пр.) и конечные (достижение оптимальных показателей ВВП, занятости, Темпов роста цен).

К основным инструментам денежно-кредитной политики отно­сятся: учетная ставка, резервная норма и операции на открытом рынке.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим мето­дом кредитного регулирования и активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода связано с превращением цен­трального банка в кредитора коммерческих банков. Последние пе­реучитывали у него свои векселя или получали кредиты под соб­ственные долговые обязательства.

При необходимости центральный банк может предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают твердым финансо­вым положением, но нуждаются в ссуде. За предоставленную ссуду коммерческий банк обязан заплатить кредитору процент, называе­мый учетной ставкой (дисконтом). Предоставляя коммерческо­му банку ссуду, центральный банк увеличивает его общие, в том числе избыточные, резервы. В результате появляется возможность расширить кредит населению и денежная масса в обращении уве­личивается.

Рост учетной ставки ведет к тому, что коммерческим банкам не­выгодно брать дорогие кредиты у центрального. В результате за­медляются темпы роста кредитных денег, уменьшаются резервы коммерческих банков. Уменьшение предложения денег повышает ставку ссудного процента, фирмам и населению становится невы­годно брать кредиты. Как следствие, происходит уменьшение де­нежно-кредитной массы в обращении.

Изменение резервных норм является эффективно действую­щим, но редко применяемым инструментом денежно-кредитной политики. Политика обязательных резервов является методом кре­дитного регулирования, основанного на необходимости хранения части резервов в центральном банке. Сумма средств, хранимых на специальных счетах (обязательный резерв), устанавливается в про­центном отношении к величине депозитов банка.

Изменяя резервную норму, можно расширять или сокращать кредитно-денежную массу в обращении. Если центральный банк ставит цель уменьшить ее, резервная норма увеличивается. В ответ на это банки могут пойти по одному из двух путей. Первый путь состоит в том, что обязательные резервы остаются прежними, но уменьшается объем ссуд, что в конечном счете приводит к умень­шению денежной массы в обращении. Второй путь заключается в увеличении обязательных резервов. Для того чтобы изыскать сво­бодные денежные средства, банки будут продавать облигации, тре­бовать возврата ранее взятых ссуд. Покупатели облигаций будут снимать деньги с депозитов. В результате объем депозитов умень­шится и способность банков создавать новые деньги снизится, после чего предложение денег сократится. Если центральный банк ставит задачу увеличить предложение денег, он снижает норму обязательных резервов.

Гибким и эффективным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Централь­ный банк постоянно использует их в качестве главного оператив­ного средства регулирования рынка ссудных капиталов. Сущ­ность операций состоит в покупке-продаже государственных цен­ных бумаг.

Посредством проведения центральным банком операций на от­крытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов ком­мерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Для увеличения предложения денег центральный банк покупа­ет ценные бумаги, для уменьшения — продает их. Механизм воз­действия таков. Для того чтобы увеличить денежную массу в обра­щении, центральный банк начинает скупать государственные цен­ные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет уве­личивать количество кредитных денег, больше выдавать ссуд. В ре­зультате предложение денег возрастает.

, Если центральный банк покупает облигации у населения, он платит ему за ценные бумаги чеками. Человек передает чек своему коммерческому банку, который предъявляет его к оплате цен­тральному банку. Последний оплачивает его, увеличивая резервы коммерческого банка, что приводит к росту его резервов и возмож­ности создания новых денег. Таким образом, когда центральный банк покупает ценные бумаги, он увеличивает резервы коммерчес­ких банков, что ведет к появлению дополнительных денег.

При продаже ценных бумаг банкам и населению процесс проте­кает в обратном направлении: резервы коммерческих банков сокра­щаются, уменьшая предложение денег.

Рассмотренные инструменты относятся к общим методам де­нежно-кредитной политики. Кроме них используются селективные (второстепенные) методы контроля над денежной массой. Это могут быть прямые ограничения размеров кредитов в тех или иных отрас­лях, ограничения потребительского кредита и т.д. На практике при проведении денежно-кредитной политики центральный банк ис­пользует всю совокупность имеющихся инструментов.

Типы денежно-кредитной политики. В зависимости от целей, поставленных центральным банком, различают политику " дорогих денег" и " дешевых денег".

Если в экономике наблюдаются недогрузка производственных мощностей и высокий уровень безработицы, принимается решение о необходимости увеличения предложения денег, т.е. проводится политика " дешевых денег". Большее количество денег у предприя­тий и населения стимулирует совокупный спрос, способствует раз­витию производства и росту занятости населения.

Политика " дешевых денег" проводится следующим образом: во-первых, центральный банк совершает покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков; во-вто­рых, не проводится понижение учетной ставки; в-третьих, в зако­нодательство вносятся изменения, связанные с уменьшением ре­зервной нормы. В результате проведенных мер увеличиваются из­быточные резервы системы коммерческих банков, а так как они являются основой увеличения коммерческими банками денежно­го предложения путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения ведет к понижению процентной ставки, что вызыва­ет рост инвестиций и увеличение равновесного валового внутрен­него продукта. Из вышесказанного можно сделать заключение, что задача политики " дешевых денег" — сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных рас­ходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними рас­ходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограни­чения или сокращения предложения денег. Для того чтобы ре­шить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке, увеличивать резервную норму, повышать учетную ставку. Такую систему мер называют политикой " дорогих денег". В ре­зультате денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики " дорогих денег" заключается в ограничении предложе­ния денег, т.е. в снижении доступности кредита и увеличении его издержек с тем, чтобы понизить расходы и сдержать инфляцион­ное давление.

Следует обратить внимание на и на то, что осуществление де­нежно-кредитной политики определенного типа позволяет решить одну их двух проблем: инфляции или безработицы. Решение про­блемы инфляции путем сокращения предложения денег в краткос­рочном периоде может повлечь за собой появление безработицы, так как сокращается инвестирование производства. И наоборот, в процессе решения проблемы занятости путем роста предложения денег, а следовательно и инвестиций, может произойти скачок в уровне цен.

Денежно-кредитная политика имеет как сильную, так и сла­бую сторону. Положительными чертами являются:

быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Из­вестно, что применение фискальной политики может быть отложе­но на долгое время в связи с обсуждением в законодательных орга­нах власти. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-де­нежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложе­ние и процентную ставку;

изолированность от политического давления в развитых стра­нах; мягкость по сравнению с фискальной политикой, в связи с чем представляется более приемлемой в политическом отношении.

Существует и ряд негативных моментов. Так, политика " дорогих денег", если ее проводить достаточно энергично, действительно спо­собна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограни­чение предложения денег с целью снижения уровня инфляции.

Политика " дешевых денег" может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действи­тельно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. В такой си­туации применение данной политики окажется малоэффективным. Описанное явление называется циклической асимметрией, причем они может оказаться серьезной помехой кредитно-денежному регу­лированию во время депрессии. При более благоприятных услови­ях повышение избыточных резервов ведет к предоставлению допол­нительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предло­жения.

Другой негативный момент, отмеченный неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тен­денцию к изменению в направлении, противоположном предложению денег, в силу чего замедляются или полностью прекращаются вменения в предложении денег. Когда же предложение денег огра­ничивается, скорость их обращения склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются меры к увеличению предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения де­нег. Иными словами, при " дешевых деньгах" скорость обращения денег снижается, при обратном процессе политика " дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.