Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI.Контроль знаний






1. Выполнение тестового задания.«Гидролиз солей».

2. Взаимопроверка: оцените друг друга

VII. Итог занятия

Подведение итогов учебного занятия, оценивание и благодарность студентов за активную и творческую работу, акцент внимания на главные моменты и выводы, сделанные по уроку.

VIII. Домашнее задание

1. § 5.4, задание № 1-4, с. 86; (§4 зад. № 1, 2, 4, стр.84.)

 

2.Творческие разноуровневые задания, которые можно оформить в виде сообщения, реферата, презентации, схем.

Примерные темы заданий: Применение гидролиза в промышленности, в быту, в медицине, в сельском хозяйстве, в природе и других направлениях и сферах деятельности человека.

IX. Рефлексия.

1.Я считаю, что прошедшее занятие было…

2.На занятии мы…

3.Наиболее интересным мне показалось…

4. Мне это пригодится…

5. После занятия у меня осталось…настроение.


Приложение 1

Алгоритм составления уравнений гидролиза солей

Ход рассуждений Пример
1. Определяем силу электролита – основания и кислоты, которыми образована рассматриваемая соль. Помните! Гидролиз всегда протекает по слабому электролиту, сильный электролит находится в растворе в виде ионов, которые не связываются водой.  
Кислота Основания
Слабые - CH3COOH, H2CO3, H2S Средней силы - H3PO4 Сильные - НСl, HBr, HI, НNО3, НСlO4, Н2SO4 Слабые – все нерастворимые в воде основания и NH4OH Сильные – щёлочи (искл. NH4OH)
Na2CO3 – карбонат натрия, соль образованная сильным основанием (NaOH) и слабой кислотой (H2CO3)
2. Записываем диссоциацию соли в водном растворе, определяем ион слабого электролита, входящий в состав соли: 2Na+ + CO32- + H+OH- Это гидролиз по аниону От слабого электролита в соли присутствует анион CO32-, он будет связываться молекулами воды в слабый электролит – происходит гидролиз по аниону.
3. Записываем полное ионное уравнение гидролиза– ион слабого электролита связывается молекулами воды 2Na+ + CO32- + H+OH- ↔ (HCO3)- + 2Na++OH- В продуктах реакции присутствуют ионы ОН-, следовательно, среда щелочная pH> 7
4. Записываем молекулярное гидролиза Na2CO3 + HOH ↔ NaHCO3 + NaOH

Приложение 2

Таблица ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Соли, не подвер-гающиеся гидролизу Cоли, подвергающиеся гидролизу
обратимо со смещением равновесия необра-тимо
влево вправо  
С+С С+Сл Сл+С Сл+Сл
  · гидролиз по аниону; · среда раствора щелочная (рН7) · гидролиз по катиону; · среда раствора кислотная (рН7) · гидролиз по катиону и аниону; · среда раствора нейтральная, слабощелочная, слабокислотная
Условные обозначения: С Катион сильных оснований нерастворимое Анион кислот соединение
 
 


Сл Катион слабых оснований летучее

Анион кислот соединение

 

Приложение 3

Тест «Гидролиз солей»

1 вариант

1. Гидролиз солей – это:

а) обменная реакция соли с водой;
б) растворение соли в воде;
в) диссоциация соли в воде.

 

2. Сущность гидролиза заключается:

а) в диссоциации молекул соли на ионы;
б) в образовании слабодиссоциирующих веществ; в) в образовании молекул сильных электролитов.

 

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

а) кислотную среду;
б) щелочную среду;
в) нейтральную среду.

 

4. По катиону гидролизуется соль, образованная:

а) сильным основанием и слабой кислотой;

б) слабым основанием и сильной кислотой;

в) сильным основанием и сильной кислотой.

 

5. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

 

Ключ ответов:

Б

В

Б

А

5 - Na2S ↔ Na+ + S2-

S 2‑ + HOH ↔ HS- + OH - гидролиз по аниону,

среда раствора - щелочная

Na2S + HOH ↔ NaOH + NaHS

Тест «Гидролиз солей»

2 вариант

1. Гидролиз солей – это:

а) растворение соли в воде;
б) обменная реакция соли с водой;
в) диссоциация соли в воде.

 

2. Сущность гидролиза заключается:

а) в диссоциации молекул соли на ионы;
б) в образовании молекул сильных электролитов;
в) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

 

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

а) кислотную среду;
б) щелочную среду;
в) нейтральную нейтральную среду.

 

4. По аниону гидролизуется соль, образованная:

а) сильным основанием и слабой кислотой;

б) слабым основанием и сильной кислотой;

в) сильным основанием и сильной кислотой.

 

5. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния ZnSO4

.

Ключ ответов:

А

Б

А

Б

5 – ZnSO4 ↔ Zn2+ + SO42-

Zn2+ + H2O ↔ ZnOH + + H+ - гидролиз по катиону,

среда раствора -кислотная

2ZnSO4 +2H2O ↔ (Zn OH)2SO4 + H2SO4

Приложение 4

Видео - Эксперимент " Гидролиз солей"

Видео - Эксперимент " Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой"

Видео - Эксперимент " Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой"

Видео - Эксперимент " Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой"

Видео - Эксперимент " Усиление гидролиза солей при нагревании"

 

 

Приложение 5

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема занятия: Гидролиз солей

 

Гидролиз_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гидролизу подвергаются

неорганические вещества органические вещества

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группы солей:

1.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лабораторный опыт «Определение характера среды водных растворов солей»

1. Исследуйте изменение окраски индикаторов в растворах выданных солей.

2. Определите среду растворов исследуемых солей.

3. Результаты опытов запишите в таблицу:

Соли Изменение цвета индикатора Среда
лакмуса фенолфталеина   метилоранжа  
Na2 CO3          
А1Cl3          
NaС1          

 

Закрепление знаний

1. Какие соли не подвергаются гидролизу?

2. Какие соли подвергаются гидролизу?

3. Какие из приведенных солей подвергаются гидролизу: FeCl3, Na2SO4, K2S, Mg(NO2)? Почему?

Подвергаются гидролизу Не подвергаются гидролизу

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контроль знаний

1. Выполните тестовое задание «Гидролиз солей».

Вариант -

 

Ответы:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Взаимопроверка: оцените друг друга

 

Домашнее задание ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рефлексия.

 

Продолжите фразу:

1.Я считаю, что прошедшее занятие было…

2.На занятии мы…

3.Мне это пригодится…

4.После занятия у меня осталось…настроение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.