Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация психологической службы образования






Школьные психологические службы существуют сейчас во мно­гих странах мира, они различаются по численности детей, приходя­щихся на одного психолога. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые педагогические психоло­ги могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психо­логическом совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличить количество педа­гогических психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьная психологическая служба имеет в разных странах различ­ную форму. Часто встречается такой вариант. Школьный психолог — учитель, получивший специальную подготовку, — обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность — консультация школь­ного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными служ­бами, которые связаны с детьми или их родителями (Кала, Раудик, 1986, с. 13).

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в «команде» из трех человек. Они приезжают в школу и решают про­блемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся Различные измерения, опросы, беседы, консультации (там же).

Психологическая служба может существовать также в виде кон­сультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно «про­блемным» детям (там же}. Существуют еще медицинские, психиат­рические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в госу­дарственном департаменте образования. Этот департамент санкциони­рует выдачу свидетельств школьным психологам.

В некоторых странах (Бельгия, Голландия, Франция, Югосла­вия) психологическая служба школы в первую очередь выполняет профориентационные задачи (Кала, Раудик, 1986, с. 14).

Психологическая служба школы в большинстве стран Централь­ной и Восточной Европы функционирует в форме районных и обла­стных психолого-педагогических центров и консультаций. Эта служба — важная составная часть системы образования. В Чехословакии в 1980 г. было разработано положение о консультациях по вопросам воспитания, которое вошло в Закон о школе. В Венгрии для кон­сультаций по вопросам воспитания издана инструкция, утвержден­ная руководящими органами образования.

В большинстве европейских стран педагогические психологи при­нимаются на работу местными, муниципальными или провинциаль­ными властями через отделы образования. В Испании педагогические психологи могут приниматься на работу местными властями или цен­тральным правительством. В небольших странах, например на Мальте и в Исландии, правительственный департамент образования является основным работодателем.

Интересно посмотреть на перспективы занятости педагогических психологов. Насколько будет востребована профессия психолога в образовании? Такие страны, как Израиль, Великобритания и Ис­ландия, сообщают о том, что у них нет проблем с трудоустройством педагогических психологов, а во Франции ситуация улучшается. Но в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландах, на Мальте, в Ис­пании и Швейцарии ситуация с трудоустройством плохая или очень неопределенная. Испания, Швейцария и Финляндия констатируют, что у них много безработных педагогических психологов.

В некоторых странах Европы в ближайшие годы возможны изме­нения механизма трудоустройства школьных психологов. Педагогические психологи Швеции, Дании, Нидерландов и Исландии выражают озабоченность изменениями в школьной системе и децентра­лизацией власти, и тем влиянием, которое это может иметь на их работу. В Великобритании педагогических психологов беспокоят про­блемы, вызываемые ограниченными ресурсами местных властей, что в свою очередь может ограничить сферу выполняемых психологами функций.

В нашей стране психологическая служба в образовании представ­ляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:

1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, професионально-техническом училище, техникуме);

2) психологический кабинет районного управления народного образова­ния (или городское или областное управление народного образова­ния);

3) центр психологической службы народного образования.

В должности практического психолога образовательных учреж­дений разного профиля, районных, городских, региональных цент­ров психологической службы образования работают специалисты с базовым психологическим образованием или специалисты, имею­щие высшее образование и прошедшие специальную переподготов­ку в области детской практической психологии на факультетах и курсах переподготовки.

Практические психологи образования имеют двойное подчине­ние: по административной и по профессиональной линиям. Адми­нистративное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осу­ществляется через сеть психологических центров разного уровня.

Рабочее время психолога организуется с учетом норм практичес­кой психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различ­ных видов работ определяются потребностями образовательного уч­реждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, Которым оно располагает.

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяете* специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для про­ведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями (Положе­ние…, с. 182-185).

 

Таким образом, как показывает опыт зарубежной и отечествен­ной психологии, психологическая служба образования может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от задач, которые приходится решать школьным психологам.

В зависимости от административной подчиненности и организаци­онной структуры психологическая служба может иметь разный статус:

1) психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детс­ком доме, интернате, школе, лицее, гимназии, профессионально-тех­ническом училище, техникуме, колледже под административным руководством этого учебного заведения;

2) психолог или группа психологов, работающих под административ­ным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заве­дений;

3) консультационный психологический центр, работающий под ад­министративным руководством городского, районного или област­ного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольного учреждения (например, медико-пси­холого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогичес­кой, медицинской и психологической помощи семье и детям);

4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методичес­кий центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руководством.

В зависимости от источников финансирования это может быть городская, районная, областная государственная или частная психо­логическая служба.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.