Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стороны и критерии профессионализма






Рассмотрим возможные показатели, критерии профессиона­лизма конкретного человека: из чего они складываются?

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что профессиона­лизм человека — это не только достижение им высоких про­фессиональных результатов, не только производительность тру­да, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жиз­ни человека необходимо преодоление технологических и тех­нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», и когда в тени остаются мотивы пове­дения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориен­тации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности («святости») в труде нет.

Поэтому в дальнейшем анализе будем выделять две стороны профессионализма; состояние мотивационной сферы профес­сиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколь­ко он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Составляющие мотивационной и операциональной сфер про­фессионализма мы попытались показать на табл. 4.

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма мы считаем духовное наполнение профессии:

- увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

- мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

- стремление развивать себя как профессионала, побуж­дение к позитивной динамике профессионального роста, ис­пользование любого шанса для профессионального роста, силь­ное профессиональное целеполагание;

- гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к профессии далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

- отсутствие профессиональных деформаций в мотиваци­онной сфере, кризисов;

- внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успех - неуспеха в себе самом и внутри про­фессии;

- оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегру­зок, стрессов, срывов, конфликтов.

Ключевым моментом в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма является «технологическое» обес­печение духовного наполнения профессии;

- осознание в полном объеме черт и признаков профес­сионала, развитое профессиональное сознание, целостное ви­дение облика успешного профессионала;

- приведение себя в соответствие с требованиями профес­сии;

- реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастер­ством, высокая производительность труда, надежность и ус­тойчивость высоких результатов;

- развитие человеком себя средствами профессии, само­компенсация недостающих качеств, профессиональная обуча­емость и открытость;

- внесение человеком своего творческого вклада в профес­сию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровления окружающей профессиональной среды;

- привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Состояние мотивационной и операциональной сферы про­фессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев. Анализ литературы по профессиональной психоло­гии показывает, что для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.). Изложим эти группы критериев, иллю­стрируя их примерами профессионализма учителя.

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями про­фессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение ре­шать разнообразные профессиональные задачи и др. Напри­мер, в труде учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запро­сами семьи учащихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.