Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Труд, его виды, стороны труда (объект и субъект труда)






 

Труд — это процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (и изменение в ходе этого са­мого себя) с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Специфически чело­веческими особенностями труда считают: наличие осознавания цели до начала труда (чем человек отличается от пчелы, по К. Марксу), осознанное использование средств и «орудий», замена «орудиями» функций другого участника труда и др.

Труд — разновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности, человек в труде взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него склады­вается образ, ориентирующий человека в предметном мире, ставится и достигается сознательно поставленная цель, реа­лизуются мотивы и отношения человека к окружающему миру. Вместе с тем трудовая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого ре­зультата. Это отличает труд от других видов деятельности. Так, в учебной деятельности, в учении главным содержанием явля­ется овладение обучающимся способами познания мира; иг­ровая деятельность, игра направлена на усвоение человеком в символическом плане способов поведения, управления дру­гими людьми; в деятельности общения осуществляется обмен «продуктами» ранее осуществленной деятельности. Труд ис­пользует все виды деятельностей (учение, игру, общение) для наиболее эффективного получения продукта, нужного людям (обществу, себе).

Виды труда человека могут анализироваться по разным основаниям.

Различают виды труда по продукту - создающие матери­альные блага (производственная сфера) и конструирующие но­вые идеальные продукты-идеи, новые технологии, новые сис­темы управления, обслуживания населения (непроизводствен­ная сфера). Каждый вид труда вносит свой важный вклад в общественный прогресс, хотя их соотношение может со вре­менем меняться. Так, раньше узко производственная сфера играла главную роль в общественном прогрессе; производство зависело от затрат физической и нервной энергии рабочих, продукт был непосредственным результатом технологических операций, в структуре кадров преобладали непосредственные работники — исполнители, так называемый производственный персонал («синие воротнички»)… Удельный вес непроизвод­ственного персонала («белых воротничков») был невелик. Сей­час в экономическом развитии общества происходят новые процессы: расширение роли интеллектуального компонента в труде, вымывание машинного труда, возрастание роли нау­коемких производств, новых компьютерных технологий, усиле­ние значимости накопления информации, усложнение органи­зационной структуры предприятий, необходимость услуг по донесению уже изготовленного продукта до потребителя в удобной для него форме на основе рекламы. В этих условиях представители так называемой непроизводственной сферы мо­гут вносить большой вклад в общую производительность труда, экономичность, эффективность. Производительность труда - это взаимосвязь между использованием ресурсов и его резуль­татами. «Белые воротнички» (инфраструктурный персонал) за счет сбора и обработки информации, поиска новых идей и технологий могут внести и вносят существенный вклад в про­изводственную сферу. В особой мере это относят к новым видам труда в производстве будущего — программисты уп­равляемых производственных вычислительных комплексов, операторы роботизированных производств, специалисты по сверхновым материалам (так называемые «золотые воротнич­ки») (5).

По содержанию труда различают труд простой и сложный, ручной и автоматизированный (см. ниже), строго регламенти­рованный и свободный творческий, а также требующий высо­кой, средней, низкой квалификации. При частичной автомати­зации механизации и труда требуется средняя квалификация, при комплексной механизации и автоматизации - высокая квалификация работников.

Сопоставим виды труда по степени включенности в него активного творческого человека.

- Каждому человеку приходится выполнять труд по само­обслуживанию. Здесь человек выступает как индивид.

- Каждому человеку требуется также осуществлять потре­бительный труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Здесь человек — работник, создающий (обычно опосредованно) продукт для поддержания своей жизни. Чело­век здесь на несколько шагов может опережать ситуацию, но не отрывается от текущей деятельности и насущной потреб­ности… Человек осуществляет такого рода труд, чтобы за­работать себе на хлеб насущный.

- Люди так или иначе участвуют в общественно-полезном труде, выступают как социальные индивиды, добровольно вы­полняя труд для общества.

- Подавляющее большинство людей включено в исполни­тельный производительный труд (в производственной и непро­изводственной сфере). Здесь человек — деятель, производящий реальный продукт (деятель широкого или узкого профиля, то есть он выполняет широкий или узкий круг исполнительных трудовых действий). В этом труде человек осуществляет тре­буемые от него и заданные обществом обязательные трудовые действия, где образец достаточно жестко задан, а оригинальное выполнение может привести к браку… В этом виде труда пока отсутствуют условия для выражения («опредмечивания») человеком в продукте труда своей индивидуальности. Труд в минимальной степени несет печать индивидуальности человека. Всякому человеку приходится участвовать в таком исполни­тельном стандартизованном рутинном труде. Главное - не сводить к нему всю свою трудовую деятельность.

- Значительная, часть людей осуществляет квалифициро­ванный производительный труд, используя при этом специаль­ную подготовку, совокупность знаний и умений. Здесь человек выступает как специалист (с высокой, средней, низкой квали­фикацией). Квалифицированный труд также может включать в себя элементы исполнительного труда по образцу.

Подавляющее большинство людей осуществляет свою рабо­ту, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым вклю­чаясь в совместный организованный труд.

- Многие люди стремятся участвовать в свободном само­стоятельном производительном труде, где человек сознательно ставит себе цели, выбирает средства, достигает и оценивает результат. Здесь человек — субъект труда, в своих целях он начинает реализовывать («опредмечивать») свои индивидуаль­ные потребности, цели, задачи, средства.

- Зрелая личность стремится участвовать в профессиональ­ном производительном труде, где человек, освоив нормы про­фессии, выполняет их на высоком уровне, превращая тем самым труд в профессиональную деятельность, стремится развивать себя средствами профессии. Здесь человек выступает как про­фессионал, компетентный деятель, при этом его компетент­ность распространяется на собственно профессиональную де­ятельность, на профессиональное общение, на развитие личности, индивидуальности.

- Относительно небольшая часть работающего населения участвует в творческом производительном труде, где наиболее полно выявляются («опредмечиваются») характерные для дан­ной личности и значимые для общества цели и результаты труда. Здесь человек - творец, новатор, изобретатель, супер­профессионал. Его профессиональная деятельность тесно не связна с образцами, он сам намечает планы, его задачи и способы нестандартны, оригинальны. Человек устремлен в бу­дущее, иногда опережает свое время и может быть не понят, современниками.

- В отдельных случаях общество включает человека в при­нудительный исполнительный труд (например, в местах лише­ния свободы, что не мешает некоторым отдельным людям сочетать этот труд с мастерством и даже творчеством).

Не претендуя, естественно, на исчерпывающее освещение вопроса, мы попытались соотнести виды труда и степень вклю­ченности в него человека. Представим это соотношение в виде таблицы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.