Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни и формы бытия







В самом широком смысле категория бытия – это вся реальность – материальная и духовная: материальные предметы, вещи, процессы, явления, свойства, отношения и их связи; психические явления, плоды фантазии, вымыслы, идеи и т.п. Формы реальности классифицируются на физическую, химическую, геологическую, биологическую, психическую, социальную и духовную. В философии «действительность» равнозначна «реальности». Действительность – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Она сложна, изменчива, противоречива. Так как состояния переходят друг в друга, исчезают, возникают вновь. В бытии можно выделить виды, формы и уровни. Виды бытия: объективная и субъективная реальности. Реальность (действительность) может зависеть, а может не зависеть от нашего сознания. Реальность, не зависящая от нашего сознания – объективна. Это, например, звезды, звездные системы, элементарные частицы, атомы, макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие – все, что составляет живую, неживую и социальную природу. Есть и другого рода реальность. К субъективной реальности относятся все процессы и проявления психики и мышления человека. Это идеальные преобразования материального: образы, представления, идеи. Действительные факты возникают в сознании человека именно в таких формах. У каждого из людей создается свой, неповторимый, субъективный мир. Действительность воспринимается и представляется по-разному. Это зависит от развитости чувств и ума, ощущений и индивидуального опыта, от особенностей мышления и мотиваций. Таким образом, субъективная реальность – это предмет деятельности мозга и души человека, это интегральное отражение разумом и эмоционально-чувственной сферой объективной реальности. Объективная и субъективная реальности взаимосвязаны, едины и своеобразны. С помощью одной только идеи невозможно изменить объективную реальность, но мысль о необходимости какого-либо действия может заставить человека действовать. Деятельность в свою очередь заставляет человека мыслить, создавать свой субъективный мир. Следовательно, бытие есть единство объективной и субъективной реальности. В таком смысле взаимосвязь объективного и субъективного образует «узел» проблем бытия. В центре этого узла человек. Он – существо, способное творить миры любой реальности. Он точка пересечения объективных и субъективных миров. Значит, именно он ответственен за происходящее в этой взаимосвязи. Субъективная воля человека может войти в противоречие с объективно существующим материальным миром. В таком случае человек становится заложником своих неразумных поступков. Поэтому в бытии мира и человека важна связь знаний общих законов природы с историческим опытом человечества. Мерой адекватности, истинности мышления человека является практика. В бытии выделяют природную, социальную формы, бытие человека и духовную форму. К природной относят бытие естественных вещей и состояний природы. Это так называемая первая природа, нерукотворная. Социальная форма – это бытие общества или общественное бытие. Ее результатом является так называемая вторая природа. В данном случае техника (как процесс и продукт) оказывает все большее влияние на человека, общество и первую природу. В ней сливаются два вида явлений: целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего объективного мира. Бытие человека представляет собой единство природного и социального. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем его социального способа существования. Бытие духовного связано с бытием человека и подразделяется на индивидуализированное и вне- или надиндивидуализированное. Каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами. Вместе с тем, все они имеют одно и то же основание – материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека и формированию социальной и духовной сфер. Однако философская категория материи служит для характеристики явлений мира, независимых от сознания человека, то есть объективных. Действительное наличное бытие любой формы в данном пространственно-временном интервале (здесь и сейчас) называют актуальным уровнем бытия. К нему относится все то, что существует в данный момент. Актуальное бытие содержит в себе массу реализованных возможностей. Возможное или потенциальное бытие может стать, а может и не стать актуальным. В природе это происходит благодаря естественным законам развития (об этом речь пойдет в теме «Общее учение о развитии»). В обществе – благодаря действию объективных социальных законов, посредством действия людей (об этом – в «Социальной философии»). Вообще ОВФ решается, не оставаясь в плане первичного и вторичного, а переходя в проблему познаваемости мира. Состояние поля.

37 Материя и движение
МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ

- философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским основанием единства системы естественных и технических наук. Ка/кдая из этих наук по-своему конкретизирует материалистич. представления о M. и д., разрабатывая специфич. модели структуры, движения и взаимодействия разл. материальных образований, служащих объектами их изучения, в соответствии с уровнем развития обществ.-историч. практики, являющейся критерием истины, основой и целью познания.

Согласно материалистич. диалектике, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Движение, понимаемое как " изменение вообще", - способ существования материи - нет движения без материи, как нет и материи без движения. Материальный мир рассматривается как сложная многоуровневая развивающаяся система взаимосвязанных материальных образований, каждое из к-рых, как и весь материальный мир в целом, воплощает в себе единство устойчивости и изменчивости, дискретности и непрерывности и др. диалектич. противоположностей. Субординация и координация материальных образований в рамках всеобщей связи объектов и явлений описывается с помощью представлений о разл. структурных уровнях, формах движения и видах материи, конкретизируемых соответствующими частными науками. Всеобщими формами существования материи являются пространство и время, выражающие соответственно порядок сосуществования и смены отд. материальных образований и их состояний.

Конкретные науч. представления о M. и д. меняются по мере развития обществ.-историч. практики. В физике это изменение выражается в виде смены физ. картин мира. При этом единственное " свойство " материи, с признанием которого связан философский материализм, - свойство быть объективной реальностью - остаётся неизменным, обеспечивая единство и преемственность развития науч. знания.

Будучи лидером естествознания как системы наук о природе, физика вносила и продолжает вносить определяющий вклад в представления о M. и д., лежащие в основе др. естеств.-науч. дисциплин (химии, биологии, геологии и т. п.) и получающие в них дальнейшую конкретизацию и развитие.

В физической и вообще научной, в т. ч. философской, литературе (особенно зарубежной) термин " материя" до сих пор нередко продолжает употребляться в нефилософском смысле, обозначая вещество, к-рое с диалек-тнко-материалистич. точки зрения является лишь одним из видов материи, не исчерпывая собой всего их многообразия. Нефилософский смысл часто вкладывается в естеств.-науч. литературе и в термин " движение", понимаемое тогда только как изменение положения в пространстве с течением времени, т. е. только как механич. движение. Такого рода словоупотребления, хотя и являются нестрогими, прочно вошли в языковую практику и обычно не вызывают недоразумений. Однако если философский смысл понятий M. и д. отождествляется с конкретно-науч. представлениями о них, то это может послужить одним из источников кризисов философских оснований науки, неоднократно имевших место на протяжении её истории.

Историческое развитие физических представлений о материи и движении. Первые теоретич. представления о M. и д., ставшие впоследствии в европ. культурном регионе основой физики как фундам. науки о природе, были разработаны в рамках античных натурфилософских учений. Все эти учения трактовали материю как первоматериал, общий субстрат всех природных образований. Начав с конкретных представлений о материи как субстанциальном первоначале всех вещей [вола v Фалеса , воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита , сохраняющем себетождественность в многообразных процессах изменения природных явлений, др.-греч. философия вскоре выработала представление о качественно неопределённой первичной материи (апейрон Анаксимандра), определ. модификациями к-рого были античные виды материи - вода, земля, воздух и огонь. Движение, рассматривавшееся как изменение вообще, первоначально трактовалось наивно-антропоморфно - как проявление одушевлённости отд. вещей и мира в целом - Космоса (гилозоизм).

Наиб, развитые философско-физ. представления о M. и д. античности, категориальные основания к-рых не утратили своего значения и по сей день, были развиты в учениях Демокрита , Платона (Пlaтwv) и Аристотеля . Демокрит всесторонне разработал атомистич. принципы учения о M. и д., согласно к-рым всё многообразие природных вещей и процессов сводилось к разл. сочетаниям и пространственным перемещениям внутреннебескачеств. непроницаемых и неделимых первоэлементов материи - атомов, различающихся между собой лишь пространственными размерами, формой и ориентацией. Материя, как состоящая в конечном счёте из атомов, имела, т. о., предел структурной делимости, а все виды движения сводились к одному - механическому.

В натурфилософской части своего учения (диалог " Тимей") Платон излагает доктрину своеобразного " матом, атомизма". Четыре античных вида материи образуются у него в результате первонач. оформления бескачеств, " безвидной" первоматерии (отождествляемой с пространством, или небытием) посредством двух видов прямоугольных треугольников с соотношениями сторон из к-рых затем строятся правильные многогранники: тетраэдр - " элементарная частица" для огня, октаэдр - для воздуха, икосаэдр- для воды и куб - для земли. В. Гейзенберг (W. Heisenberg) рассматривал геом. атомизм Платона как прообраз совр. физ. представлений о симметрии.

В учении Аристотеля бескачеств, первоматерия, обладающая неопределённым бытием, первоначально оформляется в землю, воду, воздух и огонь путём попарных сочетаний четырёх осн. качеств - тёплого, холодного, влажного и сухого. Аристотель также выделил четыре типа движения: по сущности - возникновение и уничтожение, по кол-ву - рост и уменьшение, по качеству - превращение и по месту - перемещение, определив движение вообще как переход из возможности в действительность, и четыре типа причин, ответственных за существование отд. материальных образований (сущностей), - материальную, формальную, действующую и целевую. Он впервые ввёл в натурфилософский обиход сам термин " материя" и отделил физику как один из разделов " второй философии" от собственно философии (метафизики).

Атомизм Демокрита, развитый Эпикуром (EpfкоurоV), был возрождён в новое время П. Гассенди (P. Gassendi). Достижения Г. Галилея (G. Galilei) и его современников [И. Кеплер (J. Kepler), P. Декарт (R. Decartes)] в области физ. учения о M. и д. подготовили почву для работ И. Ньютона (I. Newton), начавшего оформление предмета механики в целостную систему понятий, к-рая была положена в основу механистич. картины мира. В её рамках материя рассматривалась исключительно как вещество - протяжённая непроницаемая инертная весомая субстанция, единств, видом движения к-рой было пространственное перемещение. Мерой кол-ва материи была масса, служившая одновременно мерой инертности - способности материальных тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, к-рое могло быть изменено только в результате воздействия внеш. причины - силы. По вопросу о структуре материи в рамках механистич. картины мира конкурировали концепции дискретности (разл. варианты атомизма) и непрерывности, по вопросу о характере силового взаимодействия между материальными телами, вызывавшего или изменявшего их движение, - концепции близкодействия и дальнодействия. В первой из них сила была результатом движения, возникая при соударении непроницаемых движущихся тел, во второй - внутр. свойством материи, первичным по отношению к движению, порождаемому ею (противоположность кинетизма и динамизма). В качестве меры движения фигурировали две величины - кол-во движения (импульс) и " живая сила" (кинетич. энергия).

Вовлечение в сферу эксперим. физ. исследований тепловых, световых, электрич. и магн. явлений, так или иначе связанных с механич. движением, сопровождалось введением представлений о разнообразных силах, вызывающих эти явления, и о соответствующих видах материи, служащих носителями этих сил. Так в физику вошли " невесомые материи" (флюиды) - теплород, электрич. и магн. жидкости и др. По мере развития физики на протяжении 18-19 вв. (волновой теории света, кинетич. теории теплоты, учения об электричестве и магнетизме) невесомые материи постепенно исчезали из физ. картины мира, т. к. приписывавшиеся им явления удавалось объяснить на механич. основе. Дольше всего сохранил своё существование в физ. картине мира эфир как носитель эл.-магн. явлений. Для него тоже строились механич. модели, противоречившие друг другу. Термин " материя" к кон. 19 в. закрепился только за " весомой материей" - веществом.

Открытие электрона, делимости атомов вещества и их составлеиности из электрически заряж. частиц противоположных знаков, теоретич. и эксперим. обнаружение эл.-магн. природы массы электронов в соединении с трактовкой электричества и эфира как нематериальных (невещественных) субстанции, изменения состояния к-рых не всегда удавалось свести к механич. движению, породили на рубеже 19-20 вв. кризис философских оснований физики. Он выразился, в частности, в попытках мыслить движение без материи (энергетизм) и в быстрой смене механистич. картины мира электромагнитной. Вещество, рассматривавшееся в механистич. картине мира как единств, вид материи, утратило статус " первоматерии", оказавшись " состоящим из электричества". Физика вышла из кризиса путём создания новых теорий - теории относительности и квантовой теории, радикально изменивших классич. физ. представления о M. и д.

Представления о материи и движении в современной физической картине мира. Совр. физ. картину мира, в рамках к-рой осуществляется развитие физики в наши дни, можно назвать квантово-релятивистской, т. к. её основой служат осн. принципы теории относительности (специальной, или частной, и общей) и квантовой теории (нерелятивистской - квантовой механики, и релятивистской - квантовой теории поля).

Спец. (частная) теория относительности (см. Относительности, теория), установив физ. равноправие всех инерциальных систем отсчёта, показала невозможность обнаружения равномерного и прямолинейного движения относительно абсолютно покоящегося эфира и тем самым сделала его существование излишним. Благодаря этому эл.-магн. поле стало трактоваться как самостоят, вид материи, не нуждающийся в носителе. Учтя роль эл.-магн. (световых) сигналов, распространяющихся с максимально возможной в природе скоростью, в процессах измерения пространственных и временных характеристик материальных объектов, спец. теория относительности тесно связала между собой вещество и ноле как виды материи с состояниями их движения.

Общая теория относительности - релятивистская теория тяготения - установила зависимость метрич. характеристик пространства-времени, отождествляемых в ней с гравитац. полем, от распределения вещества и эл.-магн. поля и установила законы движения в искривлённом пространстве-времени (см. Тяготение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.