Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское знание в Древней Руси






Древнерусская философия — это начальный период становления русской философии, который относится к XI–XVII вв.

Отличительные особенности древнерусской философии — отсутствие самостоятельного статуса и совокупность с религиозным мировоззрением.

Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды:

XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);

XV–XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии);

XVII в. (начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейской). Возникает древнерусская философия в Киевской Руси благодаря процессу христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Черты и образы древнерусской философии:

— славянское языческое мировоззрение и культура;

— много образов, идей и концепций античной философии;

— восточно-христианская философская и богословская мысль.

Характерной чертой развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры. Многие философские идеи воплощаются и выражаются через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия:

— русская культура была философски наполнена, духовно богата и значима, ведь философия была органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом;

— это соединение культуры и философии сдерживало развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовало разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.

Характер древнерусской философии был достаточно широким и многозначным:

— распространенным было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии, различные природные явления и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом воды, огня, воздуха, земли — первичных стихий;

философское знание выполняло не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности помыслов и поступков людей;

этическая и историческая мысли основывались на теократическом принципе христианства: эмпирическая, земная, светская реальность подчинялась божественному началу;

смысл истории раскрывался через борьбу двух начал — Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы.

Набором правил практической философии наполнено «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов.

С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства — особой миссии русского царства и народа — идея Святой Руси. Она стала первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.

Уже с XVII в. многие рассматривали философию как мирское знание, начиная тем самым процесс ее секуляризации — освобождения от церковного влияния.

В XVII в. происходила постепенная смена средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом, а в XVIII в. русская философия была освобождена от церковного влияния. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ IX-XIV ВВ IНа первое место среди распространенных в Древней Руси переводных сочиненийследует поставить произведения Иоанна Дамаскина " Источник знания".Философским источником работы Иоанна Дамаскина являются в основном " Введенияв категории Аристотеля" Порфирия и сами " Категории" Аристотеля. АвторитетАристотеля особенно велик для Дамаскина, ему он следует, рассматриваяосновные формы и отношения бытия – существенное и случайное, род и вид, сходство и различия, качество и количество и т.д.Дамаскин исходит из определения философии как познания существа предметов. Онделит философию на умозрительную и практическую. Умозрительная философиявключает в себя богословие, математику и физиологию. Практическая философиязанимается изучением " добродетелей" и делится на этику, экономику и политику.В основе развиваемой Дамаскином системы представлений о мире и человеке лежитантичное учение о четырех элементах, или стихиях.Большое внимание Дамаскин уделяет вопросу о сущности человека, о егодвойственной природе. Дамаскин подробно перечисляет атрибуты души какособой духовной субстанции, непостижимым образом связанной с человеческимтелом. Душа по Дамаскину, сущность простая, не имеющая формы, бесплотная ибессмертная, одаренная разумом и свободной волей.Ставя вопрос о причинах всего происходящего в мире, Дамаскин, как богослов, называет в первую очередь Бога. Что касается других причин " производящих": необходимости, судьбы, материальной природы, счастья, стройности, то все онипроизведены от Бога.Затрагивая вопросы познания, Дамаскин говорит о чувственном и рациональномпознании. Чувство определяется как способность души воспринимать материальныепредметы.Широко был известен на Руси Иоанн экзарх Болгарский, произведение которого" Шестоднев", т.е. толкования на библейский рассказ о шести днях творениямира, перешло на Русь не позднее XI в. Основные вопросы, рассмотренныеИоанном Болгарским, примерно те же, что у Иоанна Дамаскина.Философские идеи встречаются и в других переводных сочинениях. Например, в" Изборнике 1073" переведенном для киевского князя Святослава Ярославича стем, чтобы он мог, не утруждаясь особенно чтением, блеснуть эрудицией, мывстречаемся с представлением о четырех стихиях как первоэлементах, их которыхсоставлено человеческое тело. Тело и органы служат тем инструментом, посредством которого приводятся в исполнение идеи рождающиеся в душе. Однакотело отягощает душу и огрубляет ум.Кроме того, существовал " Изборник 1076г.", содержавший, как и " Изборник1073г." отрывки из трудов отцов церкви. Также в Киевской Руси широкоераспространение нашли сборники изречений древнегреческих и римских философов.Одним из таких сборников была " Пчела", первоначальный перевод которой сгреческого был сделан уже в XI в. Центральное место в " Пчеле" занимаютпроблемы нравственности, общественного долга, всякого рода наставления ипоучения: о дружбе, целомудрии, о правде и мужестве и т.д. В " Пчеле" прославляется разум и любомудрии.В числе переводных сборников был сборник изречений Менандра " Мудрого", жившего в Афинах IV-III вв. д.н.э. Древнейший список его сочинений носитназвание " Поучительные изречения и слова Менандра Мудрого".Древняя Русь была знакома и с философской мыслью средневекового Востока, вчастности по изречениям в таких произведениях, как " Повесть о царевичеИосафе", а также " Повесть об Акире Премудром".IIОдним из первых древнерусских философов является Илларион, киевскиймитрополит в 1051-1054гг. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, чтоон входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним изоснователей Киево-Печерского монастыря.Достоверно известным произведением Иллариона является " Слово о законе, черезМоисея данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на всенароды распространилась и нашего народа русского достигла". Философским Словоо законе и благодати" может считаться потому, что оно тематически включаетсяв классификацию философского знания по Иоанну Дамаскину, в раздел философииумозрительной. Поскольку речь в нем идет о сущности бестелесной, оно должнобыть отнесено к богословию.Такая трактовка может встретить возражения со стороны тех исследователей, которые считают " Слово" произведением либо социально-политическим (иногдадаже социологическим), либо историософским на том основании, что егоцентральная тема – " история".В буквальном смысле " Слово" есть рассказ (" история") о том, как слово Божиераспространилось среди всего человечества. Сначала через иудейский " Закон", затем через евангельскую, христианскую " благодать", достигнув " Русской земли" и рассеяв " тьму идольскую". Но дает ли этот факт нам основание видеть в немпроизведение философско-историческое? Какая собственно история изложена внем? Илларион, будучи носителем христианского миросозерцания, развивает особый типотношения к " истории". Во-первых, прошедшее, т.е. библейская история, воспринимается как реальный символ, прообраз, ключ, с помощью которогоудостоверяется божественная предзаданность всех важнейших событий ужесобственно христианской истории.Во-вторых, будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс христианизациирассматривает через призму крещения Руси. Оно видится ему как завершающийэтап распространения христианства.И, в-третьих, размышления Иллариона о прошлом и настоящем этапахвзаимодействия Бога и человечества отражается на совершенно новое, неведомоеязычеству видение будущего. Внеся идею единственности, однократности земногосуществования, христианство придало особый статус " концу истории" –последнему суду Бога над людьми и будущей жизни. Илларион, начиная своеслово, сразу же осуждает эту перспективу, подчеркивая, что " закон предтечейбыл и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. Особенно наглядноозабоченность " будущим веком" проступает в " Молитве" Иллариона, котораяочень тесно примыкает к " Слову" и как бы придает ему форму триптиха: символическое толкование ветхозаветной легенды об Аврааме и Сарре; крещениерусской земли и похвала Владимиру; молитва от имени новообращенных русичей.Главная тема " молитвы" – просьба о милости и снисхождении " человеколюбца" Бога и недавно обращенным в христианство русским людям. В ней находит своезавершение заявленная в начале " Слова" богословско-историческая схема: закон– истина и благодать – будущий век. Каков он окажется для новообращенной Руси– вот что волнует Иллариона. III В софийской книжности XI-XII вв. ключевое положение заняла идеологияединодержавства и централизации. В этой связи особо обращает на себя внимание" Память и похвала князю Владимиру", в котором идеал единодержавствасочетается с возвеличиванием " самовластьца" и крестителя Руси. Составителиэтого памятника был некий Иаков Мних.Ратуя за канонизацию Владимира, Иоаков Мних подобно Иллариону, сравнивал егос Константином Великим, провозгласившим христианство государственной религиейРимской империи. При этом на возражение оппонентов, указывавших на то, что посмерти Владимира не было никаких чудес, Мних выдвигал тезис о том, чтосвятость достигается не чудотворением, а добрыми делами.Иаков Мних давал ясно понять, что не будь на Руси единодержавства, не было быи самого христианства. Чем прочнее на Руси княжеская власть, тем сильнее изаступничество Бога.Со временем древнерусская мысль стала все более утверждаться на принципахвольнодумства и свободомыслия, постепенно переключаясь на освоениемировоззренческих структур народного язычества, духовных ценностей внеправославных традиций, что особенно ярко и в " Слове о полку Игореве".IVМономах был крупным политическим деятелем Древней Руси, воином и мыслителем.Став в 113г. великим князем, он быстро прибрал к своим рукам удельныхвладетелей и сделал массу других общественно-полезных дел. Под старость " сидяна санех", В.Мономах решил подвести итог своей жизни, полной жестоких битв иопасных приключений. Так появилось его замечательное поучение. В нем затронутбольшой круг вопросов, касающихся объема власти великого князя, взаимоотношений церкви и государства, моральных, правовых критериев, определяющих критерии оценки политического деятеля. Также Мономах даетнаставления в праведной жизни, призывает быть милостивыми, не грешить, уклоняться от злых дел, иметь в сердце страх Божий, творить непрерывныемолитвы и добро ближним и подчиненным, покоряться старейшим, с одинаковыми повозрасту и с молодыми людьми " любовь иметь", сохранять чистые помыслы, избегать лжи, гнева и прочих пороков. По словам Мономаха, можно победить" врага" (дьявола) тремя трудами: покаянием, слезами и милостыней. Для того, чтобы заслужить Божию милость, не требуется " одиночество" (затворничество), монашество, пост, как другие " добрые люди терпят"; можно и малым деломполучить милость Божию. В обязанность человека входят помощь сиротам, вдовами убогим.VКняжение Мономаха и его сына Мстислава было последней попыткой сохраненияполитического значения Киева, великокняжеского единодержавства. С серединыXII в. власть фактически перешла к боярству на стороне которого выступала ицерковь. Междуусобицы терзали страну. В таких условиях в русских летописях исказаниях XI-XII вв. проводится мысль о единстве Русской земли. С наибольшейсилой она выражена в " Слове о полку Игореве".Для автора " Слова" очевидна пагубность принципа " отчины", в ней онусматривает источник княжеского междуусобия. Отличительной чертойполитического мышления автора является соединение идеи единовластия с самымшироким толкованием понятия Русской земли. Оно уже не ограничивается у негопределами одного киевского княжества, а включает в себя и все другиедревнерусские княжества. В этом находит свое яркое выражение ростпатриотического сознания древнерусской мысли, углубление ее общественныхпозиций.Поэма решительно порывает с великой церковностью, в ней нет никакойхристианской символики. Она от начала до конца насыщена анимистическимодухотворением природы, наполнена языческими божествами.VIПомимо народно-патриотической, социальной мысли в средневековой Русисуществует и философско-этическая мысль.С философско-этическим идеями выступает митрополит Никифор. Он обращается кВладимиру Мономаху с посланием, в котором вводит философское рассуждение отом, что представляют собой душа и пять чувств при помощи которых онадействует. Никифор исходит из того, что человеческая душа сотворена Богом иявляется бессмертной. Ум ставится превыше чувств и воли, т.к. с его помощьючеловек познает божественную премудрость и окружающие вещи.Кириллу Туровскому приписывают многие поучения, озаглавленные в рукописныхсобраниях как " Слова Кирилла Многогрешного", " Кирилла мниха", иногда " Кириллафилософа".Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическомплане, утверждая, что душа, в отличие от тела, нетленна, бессмертна исвободна. При этом она всегда нуждается в поддержке души, что сила разума итела – в их взаимопомощи.Своеобразным произведением философской и общественной мысли времен КиевскойРуси являются " Слово Даниила Заточника" и " Послание Даниила Заточника"." Слово Даниила Заточника" представляет собой сборник изречений. АфоризмыЗаточника заимствованы из различного рода источников. Тут и " Пчела", ибиблейские критики, и Псалтирь и др. книги.Главная мысль Даниила Заточника в том, что князь должен жить в постояннойдружбе со своими советниками. При этом князь должен приближать к себе толькоумных советников, не обращая внимания на знатность и богатство.ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛОВИЯТрадиция, развивающаяся в западно-европейской теологии и схоластике, непривилась на Руси ввиду отсутствия традиции античного рационализма. Отсюдапроистекает глубочайшее различие между западноевропейским и русскимбогословско-философским мышлением, сохраняющееся и по сей день.Богословие на Руси это не рационально-спекулятивная наука, а руководство инаставления. Специфика древнерусской богословской мысли также отличаетсясвоей историчностью, размышлениями о религиозной судьбе народа. Еще однаособенность, определяющая специфику богословского мышления Руси, это методсимволического истолкования священных текстов, составляющих первичнуюреальность богословия." Практичность", " историзм" и " символизм" образуют как бы три измерения, вкоторых выражает себя богословско-философская мысль Древней Руси.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.