Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура соревновательной деятельности в волейболе и факторы, обусловливающие ее эффективность






Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).
Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.
Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основополагающими при построении процесса подготовки волейболистов и эффективного управления этим процессом.

СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные параметры соревновательной деятельности выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших волейболистов мира. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - победить в соревнованиях.
Победа представляет собой конечную цель соревновательной деятельности волейболистов, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда возникающих перед ними частных задач. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями. Действия, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий операций и условия, в которых выполняет их волейболист в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной деятельности.
Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого волейболиста, можно оценить эффективность его действия и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности волейболистов составляют компоненты, которые иерархически расположены в несколько уровней по принципу матрешек (рис. 1).
Перрвый компонент (верхний уровень) составляет системно-целостное противоборство волейболистов двух команд, в котором представлены и результируют все компоненты структуры в их взаимосвязи.
Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в определенный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Система игры в нападении или обороне - определяющий фактор выбора технико-тактических действий. Так, при приеме подачи команда, учитывая возможности своих игроков и особенности защиты соперников, выбирает ту или иную систему игры в нападении, а соперники противопоставляют этому свою систему обороны.
Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них реализуются командные тактические действия. Как и командные тактические действия, групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее продолжением.
Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Индивидуальные действия напрямую связаны с групповыми. При нападении индивидуальные действия зависят от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с другой; при защите - от системы защиты, от групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию нападения в команде соперника.
Пятый компонент структуры составляют приемы (техника) игры, при помощи которых волейболисты непосредственно воздействуют на мяч (ударные действия). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите. Это заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные, групповые, индивидуальные (тактические) приемы игры (технические). Качество этого компонента непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш очка, подачи или соответственно проигрыш).
Шестой компонент составляют физические способности, обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, ловкость, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.
Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности волейболистов. Уровень развития этих качеств и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства волейболистов.
Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма волейболистов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей соревновательной деятельности.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ
На основе анализа структуры соревновательной деятельности волейболистов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в волейболе. Наиболее существенными являются следующие факторы (рис. 2). МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе структуры соревновательной деятельности разрабатываются модельные характеристики, отражающие ее количественно-качественные показатели. Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.
Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик по уровню подготовленности волейболистов и моделей структурных образований процесса подготовки (например? тренировки).
Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду СССР, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд высшей лиги. Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов. Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе.
Показатель первый - результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Этот показатель связан с первым компонентом структуры соревновательной деятельности.
Показатель второй - количественный и качественный состав тактических действий - командных, групповых и индивидуальных - в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (второй - четвертый компоненты структуры соревновательной деятельности).
При комплектовании игрового состава сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих и один связующий) и 4+2 (четыре нападающих и два связующих), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять УДары с низких передач (первым темпом), два - со средних и высоких передач (вторым темпом). При системе 5+1 по диагоналисо связующим располагается универсальный нападающий, хорошо владеющий навыком второй передачи. При системе 4+2 связующие должны уметь хорошо нападать и блокировать. Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они качественно могли участвовать в реализации всех тактических действий.
Применение тактических систем нападения сильнейшими командами: с выходом игрока задней линии к сетке (до 50%), через игрока передней линии (до 40 %), с первых передач и откидок (до 10 %).
Применение сложных тактических комбинаций в нападении (планируются в процентах от качественного приема подачи и в доигровке): всего комбинаций - не менее 50 %, из них треть с атакой первым темпом и две трети - вторым темпом. В мужских командах эти показатели выше, чем в женских.
Использование (загрузка) зон при атаке: зона 4 - до 40 %, зона 3 - до 35 %, зона 2 - до 25 %. В мужских командах количество атак из зоны 3 несколько больше, а в женских больше загружена зона 2. Установление модельных заданий по использованию зон в атаке служит важным ориентиром в подготовке волейболистов и ведении соревновательной борьбы.
Модельные задания по индивидуальным тактическим действиям в нападении для связующих определяются по количеству передач на удар без блока и при одном блокирующем, для нападающих по количеству успешных действий против одного блокирующего и против группового блока.
Модельные задания по тактике защитных действий сводятся к тактическим системам, взаимодействиям игроков при блокировании, игре в защите в поле и на страховке. Конкретно и количественно модельные задания не устанавливаются, так как защитные действия зависят от нападающих действий (по разновидности и количеству). Однако учет и оценка их производится по ходу развертывания соревновательной борьбы и после ее окончания.
Показатель третий - приемы игры и их эффективность в соревнованиях (пятый компонент структуры соревновательной деятельности). Модельные уровни устанавливаются по подаче, приему подачи, нападению (нападающему удару и второй передаче у связующих), блокированию, защите (в глубине площадки).
Подача: выигрыш очков - до 10 %, затруднение приема подачи сопернику - до 50 %, ошибки - до 5 %.
Прием подачи: качественный (на " 4" и " 5" по пятибалльной оценке) - до 80 %, ошибки - до 10 %.
Нападающие удары: выигрыш - 50%, проигрыш - до 10 %, эффективность - 40 %.
Вторая передача: передачи на удар без блока - до 5 %, передачи на удар против одного блокирующего - до 20 % (женщины) и до 30 % (мужчины), ошибки - до 2 %.
Блокирование: выигрыш - до 15%, касание мяча, удар смягчен - до 30 %, проигрыш - до 30 %.
Защита (в глубине поля) - до 60 % мячей должно быть сохранено в игре, то есть не проиграно.
Показатель четвертый - уровень специфических физических качеств (шестой компонент структуры соревновательной деятельности), которого должны достичь волейболисты к моменту соревнований. Для примера приводим показатели скоростных и скоростно-силовых качеств.
Бег к шести точкам (92 м) волейбольной площадки: 22 с (мужчины), 24 с (женщины), при этом у связующих показатели устанавливаются на 0, 5 с лучше по сравнению с нападающими.
Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами: 60-65 см (женщины), 85-90 см (мужчины), при этом у нападающих показатели устанавливаются выше.
Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами: 70- 75 см (женщины), 95-100 см (мужчины), высшая точка касания рукой для женщины 300 см, для мужчин 340 см.
Показатель пятый - уровень психических качеств и свойств личности волейболистов (седьмой компонент соревновательной деятельности).
Данные мотивации достижений, выраженности волевых черт характера, сенсомоторных реакций (простой, выбора, на движущийся объект), распределения внимания, чувства времени, по способности и взаимодействию и др.
Показатель шестой - уровень функциональных возможностей и морфологических признаков.
Данные физической работоспособности по PWC170 (кгм/мин/кг веса), аэробная производительность (Ог мл/мин), анаэробная производительность (сдвиг рН крови), пропускная способность зрительно-моторной системы, точность воспроизведения мышечных усилий, длина тела (см), масса тела (кг), мышечная масса (в процентах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Длина тела нападающих 180-190 см женщины, 195-200 см мужчины и связующих соответственно 175-180 см и 190-195 см.
Показатель седьмой - возраст волейболистов на момент соревнований.
Из 12 спортсменов 3-4 человека 28 лет и старше (ветераны), 4-5 человек 24-27 лет и 3-4 человека 23 лет и моложе. Возраст волейболисток соответственно на 2 года меньше. Связующие, как правило, представлены в старшей группе и в числе молодежи.
Речь до сих пор шла о модельных характеристиках волейболистов высших разрядов. На их основе и с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13-20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте - на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.

52.Методика обучения технике соревновательного действия в ИВС (алгоритм обучения приёму по назначению экзаменатора)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.