Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и виды контроля






Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях [10, c. 436].

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками.Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта [12, c. 155].

Контроль над физической подготовленностьювключает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах [10, c. 437].

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностьюзаключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях [19, c. 177].

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники [10, c. 438].

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

2.2 Основные формы и организация контроля

Различают четыре основные формы контроля -- годичный, этапный, текущий и оперативный.

Годичный контроль подразумевает проверку выполнения запланированной на год программы подготовки. Оцениваются следующие показатели: степень реализации основной и промежуточной цели подготовки спортсменов. Здесь рассматриваются спортивные результаты на основных и подготовительных соревнованиях; степень реализации нормативов физической, технической, функциональной и других видов подготовленности, выполнение которых должно было бы обеспечить запланированный результат; выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок (в целом за год и по периодам) [21, c. 344].

Важной составной частью годичного контроля является анализ результатов углубленного медицинского обследования (УМО) спортсменов, которое проводится два раза в год. Заключение по результатам углубленного обследования должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку биологического возраста и его соответствие паспортному, уровень функционального состояния, рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомендации по тренировочному режиму [10, c. 440].

Поэтапный контроль предполагает регулярную регистрацию целого ряда показателей в начале и в конце какого-то этапа годичного цикла. Длительность этапа может колебаться от 2--5 микроциклов (20--40 дней) до года. Количество этапов в году зависит от вида спорта, квалификации спортсменов, задач, которые решаются в процессе тренировки, и т.д. Этот вид контроля включает анализ спортивных результатов и его составляющих элементов соревновательной деятельности, анализ данных о тренировочных и соревновательных нагрузках, которые обычно представляются в виде соответствующих матриц, по результатам которых и осуществляется оценка эффективности различных тренировочных программ, оценку уровня общей и специальной физической подготовленности по данным тестирования физических способностей, в этом случае используются как сквозные, так и несквозные тесты. Они подбираются таким образом, чтобы оценить, насколько успешно решены основные задачи: конкретного этапа подготовки, функционального состояния спортсменов по результатам контрольных упражнений функциональных проб с использованием физиологических и биохимических методов контроля; анализа техники движений; психического состояния спортсменов; определения биологической зрелости путем соматоскопии [15, c. 325].

Текущий контроль позволяет оценить повседневные изменения в состоянии спортсмена, его подготовленности, определить параметры нагрузки в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта колеблется от 5 до 14 дней. Информация, полученная в ходе текущего контроля, служит основой для планирования ближайших тренировочных занятий, или, иначе говоря, отставленного тренировочного эффекта. Это особенно важно на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям, при проведении интенсивных (ударных) и объемных тренировок.

Наиболее информативными тестами для оценки текущего состояния спортсмена считаются те, результаты в которых в наибольшей степени из-меняются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, упражнений с отягощениями) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, этот показатель может быть тестом текущего контроля. Тесты и методика при осуществлении текущего контроля могут быть различными и зависят от периода и этапа подготовки. Целесообразно при этом использовать тесты, не требующие громоздкого сопряжения и сложных измерительных процедур. При организации текущего контроля желательно показатели текущего состояния сопоставлять с характеристиками выполняемой нагрузки. Все это позволяет тренеру вносить своевременные коррекции в план тренировки в микроциклах.

Оперативный контроль предназначен для срочной оценки функционального состояния спортсмена, его поведения, техники движений после выполнения упражнения, серии упражнений, тренировочного занятия. Он служит основой для планирования срочного тренировочного эффекта, т.е. тренировки в пределах одного занятия. Оперативная оценка состояния спортсмена имеет важное значение при определении длительности разминки, продолжительности упражнения, интенсивности его выполнения, числа повторений, интервалов и характера отдыха, при выборе рациональной последовательности выполнения тренировочных упражнений в занятии и т.д. [10, c. 441].

При проведении оперативных обследований необходимо пользоваться тестами, которые отличаются большой чувствительностью к выполняемой нагрузке. Предпочтительнее всего здесь биохимические, физиологические и другие показатели, отражающие уровень функционирования ведущих для данного упражнения систем организма.

 

 

24.Технология разработки «Положения о соревнованиях в волейболе»

 

Важнейшими документами, регулирующими проведение соревнований и

влияющими на их результаты, являются положение о соревнованиях и правила

соревнований по видам спорта.

Положение о соревновании – основной управленческий документ, определяющий цель,

задачи, состав участников соревнования, порядок и способы определения победителей.

Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками

и судьями. Многолетней практикой проведения соревнований в России выработана четкая типовая

структура положения о соревновании.

В нем указывается: название соревнований, сроки проведения; место проведения; задачи

данного соревнования; организаторы соревнований; порядок обеспечения безопасности

участников и зрителей; программа и порядок проведения по дням; состав участников; система

зачета (определения победителей); форма награждения; финансирование.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, то в положении

указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае

она может быть разной.

Разработанное положение обязательно утверждается организацией, проводящей

соревнование, и заблаговременно рассылается всем потенциальным участникам соревнования и

заинтересованным организациям и лицам.

Помимо вышеперечисленного для участия в соревнованиях необходимо в установленные

сроки подать предварительную заявку, а затем - в окончательном варианте. Первая заявка

содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся

данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале

или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е.. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок

составляются протоколы соревнований.

В правилах соревнований регламентируются действия судей и участников,

предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы

поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой

наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего

правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание,

что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Всю работу организации, проводящей соревнование, по его подготовке и проведению

можно оформить в виде комплекса логически последовательных действий:

№ п/п Наименование этапа Ответственные

1 Утверждение календарного плана ОПС*

2 Формирование оргкомитета по проведению ФСМ** ОПС

3 Разработка и утверждение положения о соревновании ОПС

4 Разработка и утверждение сметы на проведение ФСМ ОПС

5 Формирование главной судейской коллегии ОПС

6 Маркетинг и реклама ФСМ ОПС

7 Выбор и подготовка спортивного сооружения (заключение

договора аренды, инспектирование, дополнительное

оснащение техническими средствами и т.д.)

ОПС, главная

судейская коллегия

8 Медицинское обеспечение ОПС

9 Организация сбора и обработка заявок на участие в ФСМ Главная судейская

коллегия

10 Жеребьевка участников Главная судейская

коллегия

11 Формирование службы безопасности ОПС

12 Торжественное открытие соревнования ОПС, Главная

судейская коллегия

13 Проведение соревнования в соответствии с

утвержденными программой и правилами

Главная судейская

коллегия

14 Награждение победителей ОПС, Главная

судейская коллегия

15 Торжественное закрытие ФСМ ОПС, Главная

судейская коллегия

16 Подготовка отчета судейской коллегией и представление

его организации, проводящей соревнование

Главная судейская

коллегия

*ОПС – организация, проводящая соревнования

**ФСМ – физкультурно-спортивное мероприятие

 

25.Построение тренировки в волейболе в подготовительный период(структура и содержание, динамика тренировочных нагрузок на примере конкретной спортивной квалификации)

 

Программа предусматривает организацию и проведе­ние систематическоймноголетней и круглогодичной пла­новой учебно-тренировочной и воспитательнойработы.С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами IIIспортивного разряда—3 заня­тия по 3 часа; с группами II спортивногоразряда—3— 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда—4—5 заня­тий по 3 часа.При разработке годовых планов учебно-тренировоч­ных занятий секций необходимоуделить должное внима­ние следующим основным положениям: — непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки; — четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий поотдельным периодам и этапам тренировочного года; — определению для каждой группы средств и мето­дов физической, технической, тактической и теоретиче­ской подготовки в соответствии со спортивнойквалифика­цией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивногомастерства; — определению содержания и средств морально-воле­вой и психологическойподготовки занимающихся; — организации воспитательной работы; — организации врачебного и педагогического конт­роля; — определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованияхгода, формированию и сы­гровке команд; — определению уровня тренировочных и соревнова­тельных нагрузок для отдельныхгрупп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.Имеющаяся практика работы по волейболу в боль­шинстве физкультурныхорганизаций страны и построения годовых календарных планов спортивныхсоревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний изимний), говорит о целесообразности деления года на2 цикла, каждый из которых, в свою очередь, делится на3 периода: подготовительный, соревновательный и пере­ходный.Учебный год для групп новичков можно не делить на 2 цикла, учитывая, чтонаправленность занятий этих групп имеет в основном подготовительный характер. Примерная продолжительность периодов осенне-зимнего цикла: — подготовительный период—с 1 октября по 15 де­кабря; — соревновательный период—с 15 декабря по 15 марта; — переходный период—с 15 марта по 15 апреля.— Примерная продолжительность периодов весенне-ле-него цикла: — подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня; — соревновательный период—с 15 июня по 30 ав­густа; — переходный период — с 1 по 30 сентября.Соответственно этому в спортивном году проводится несколько важнейших, основных для данной группы (команды), соревнований по волейболу на летнихпло­щадках и в залах.В каждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужнодостичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он долженсо­храниться и когда можно перейти к необходимому актив­ному отдыху. Подготовительный период начинается с каждым но­вым циклом тренировки изавершается к началу первых календарных игр основных соревнований.Основной задачей подготовительного периода являет­ся всесторонняя и хорошоорганизованная подготовка к успешному -выступлению в предстоящихсоревнованиях команд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятийэтого периода опробоваются новые методические приемы, производится подборигроков в состав команд, осваиваются новые приемы техники и тактическиедействия, отрабатывается то, что будет взято на-вооружение командой всоревновательном периоде.Содержание и методика тренировки в подготовитель­ном периоде осенне-зимнего ивесенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только всредствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменениемвремени года и переходом в осен­нем подготовительном периоде в зал.Для более четкого планирования учебно-тренировоч­ной и воспитательной работыподготовительный период целесообразно разделить на два этапа.Первый этап (в подготовительном периоде осен­не-зимнего цикла с 1 по 30октября, а весенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).Основное внимание на первом этапе должно быть уде­лено разносторонней общей, физической подготовке. Поэ­тому ей отводится до 40—45% общего времени, в товре­мя как технической подготовке отводится 35—40%, а так­тической—20—25%.Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств(быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) изучается ивосстанавливается техника игровых приемов и тактиче­ских действий, развиваются волевые качества; значитель­ное внимание уделяетсяпсихологической подготовке иг­роков, а также комплектуются команды.Средства, применяемые на первом этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения на гимнастических сна­рядах и с предметами, акробатическиеупражнения, кроссы, бег по беговой дорожке, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложныхтактических дейст­виях.В теоретической подготовке приобретаются или углу­бляются знания, составляющие общую основу спортивной деятельности.Основные формы тренировки на этом этапе: специали­зированные и комплексныезанятия по общей, специаль­ной физической и технической подготовке спостепенным увеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшейстепени их интенсивности.Второй этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15декабря, весенне-летне­го—с 15 мая по 15 июня).Основная задача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитиеспециальных качеств и навы­ков (по всем разделам подготовки), специфичных дляволейболистов, и приобретение спортивной формы.Физическая подготовка занимает 25—30% общего вре­мени и способствует восновном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности.Повыша­ется удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общейи специальной физической подготов­ки должно составлять примерно 1: 2).Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер ипреимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств испе­циальной выносливости (особенно в прыгучести и в удар­ных движениях).Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основноевнимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом итехники перемещения в условиях, приближенных к игровой обста­новке, с учетомфункций, выполняемых игроками.Тактическая подготовка на этом этапе начинает пре­обладать (40—45% общеговремени). Значительное вни­мание уделяется освоению и совершенствованиюиндиви­дуальных действий с учетом выполнения игроками обя­занностей вкоманде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, атакже уточня­ются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия.Уточняются составы команд и функции отдель­ных игроков.Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и внападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.Средства, применяемые на втором этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения специальной физиче­ской подготовки, специальные упражнения втехнике и тактике, учебные и товарищеские игры.В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяетсяповышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствамтренировки и сыгровке команд к предстоящим соревно­ваниям.В теоретической подготовке предусматривается изуче­ние материалов по общимосновам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальныхзада­ний, выступление на теоретических занятиях с сообщения­ми на различныетемы технической и тактической подго­товки.В конце этого этапа проводятся контрольные испыта­ния по физической итехнической подготовке, контроль­ные и товарищеские встречи, в которыхпроверяется тех­нико-тактическое мастерство команды и отдельных игро­ков.Команды II и I разрядов на этом этапе могут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий ха­рактер.Основные формы тренировки на данном этапе — ком­плексные занятия пофизической, технической и тактиче­ской подготовке, тематические тренировки поигровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящихсоревнованиях.Динамика нагрузки характеризуется уменьшением об­щего объема и дальнейшимвозрастанием ее интенсивно­сти до уровня соревновательной и выше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.