Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы педагогического контроля соревновательной деятельности спортсмена в волейболе ;определение и устранение выявленных недостатков






Соревновательная деятельность во лейболистов - это игровая деятельность в условиях официальных соревнований.

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др. Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена.

I. Предстартовая фаза

- настройка

- разминка

II. Собственно-состязательная фаза

- модель технико-тактических действий

- состязание соперничество

- коррекция элементов соревновательной деятельности

III. Фаза последействия

- восстановление ближнее «заминка»

- анализ соревнования

- дальнее восстановление

По мнению И.В. Аверина (2000), результативность соревновательной деятельности при условии хорошей подготовленности спортсмена зависит от надежности восприятия и быстроты переработки информации, характера ее отражения, времени выработки и целесообразности принятого решения, своевременности его воплощения, за счет целенаправленных специализированных действий.

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется " заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения. В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности. (Горбунов Г.Д., 1986).

С точки зрения В.Э. Мильмана (1983), спортсмен в соревновании принимает решение, строящееся на размышлении - анализе собственного психического и физического состояния для выбора предполагаемого ответного действия соперника (или партнера).

Разведав особенности действий противника, спортсмен на основании своего представления о его предполагаемых реакциях составляет собственный план. При этом во всех своих тактических рассуждениях спортсмен воспроизводит рассуждения противника (партнера по команде). (Андреева В.В., 1999).

Деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением моделирования основных положений предполагаемого поведения противника и своего. В волейболе соревновательная деятельность в конкретных соревнованиях и стартах приобретает решающее значение.

1.3 Управляющее воздействие тренера

Эффективная деятельность тренера по подготовке спортсменов высокого класса определяется многими факторами, в том числе и своевременным представлением разнообразной информации. В то же время система информационного обеспечения деятельности тренера необходимыми информационными материалами, как нам представляется, определяется структурой и содержанием системы подготовки спортсмена.

По мнению В.Л. Марищук и Л.К. Серовой (1983), экстремальные условия деятельности могут оказывать неблагоприятное воздействие на спортсмена, вызывать у него состояние напряжённости, которое, в свою очередь, может привести деятельности. Но даже не будучи в состоянии стресса, спортсмен на соревнованиях испытывает значительные трудности. Ему надо неустанно контролировать себя и регулировать своё психическое состояние, настраиваться на борьбу, составлять план действий, стараться наилучшим образом исполнить технико-тактические действия; он должен тщательно наблюдать за своими соперниками, разгадывать и прогнозировать их планы действий, точно сопоставлять свои возможности и возможности соперников, а также постоянно следить за малейшими изменениями в обстановке, правильно взаимодействовать со своими товарищами по команде.

На соревнованиях на помощь спортсмену приходят администраторы, представители команды, врачи, научные работники. И всегда рядом со спортсменами находятся их тренеры. Они мобилизуют и успокаивают спортсменов, помогают правильно распределять силы, анализируют сильные и слабые стороны соперников, мгновенно оценивают ситуацию.

Как считает Ю.Л. Ханин (1990), помощь спортсмену, находящемуся в состоянии напряжённости, особенно эффективна в том случае, когда тренер действует, так сказать, по " принципу дополнительности", не мешая спортсмену проявить умение управлять собой, не сдерживая его самостоятельности, до тех пор, пока в соответствующей стресс-ситуации не возникает необходимость вмешательства управляющими воздействиями.

Управление спортсменами протекает в определённых временных рамках. Управление в период, предшествующий соревнованию, осуществляется в следующих границах: недели, дни, часы, минуты перед стартом. В период проведения соревнования есть определённые секунды, минуты и часы, когда происходит непосредственное информационное взаимодействие тренера со спортсменами. Управление в послесоревновательный период можно разделить на следующие временные отрезки: минуты, часы, дни, недели после старта. В каждом из этих периодов есть своя специфика управления, определяемая задачами текущего момента. В целом управление в соревновательном цикле подчинено главной задаче - повышению спортивного мастерства, достижению определённого соревновательного результата. (Митина Л.М., 2000).

Период предшествующий соревнованию, и послесоревновательный период не регламентируется какими-либо уставными положениями, а в ходе состязаний взаимосвязь спортсмена с тренером определяется правилами соревнований. Правила представляют массу возможностей для взаимодействия в процессе соревнований, для организации управления извне, это тайм ауты, остановки игры, замены игроков, перерывы между партиями, раундами, половинами встреч, между стартами и др. Особенно большие возможности предоставляются в командных видах спорта. Здесь тренер может самым действенным образом влиять на ход матча, используя перерывы, а также руководя спортсменами по ходу игры. Правила не совсем чётко трактуют права и обязанности тренера в отношении взаимодействия, и вследствие этого реальная практика спортивных соревнований вносит в них много коррективов, не всегда оправданных. И тогда некоторые спортсмены и команды получают необоснованные преимущества перед остальными участиниками соревнований. На соревнованиях тренеры применяют обычно несколько категорий информации, которые оказывают то или иное воздействие на спортсменов.

Мотивирующая информация. (Марищук В.Л., Серова Л.К., 1983).

Под мотивирующей информацией понимается информация, побуждающая спортсмена на социальном уровне к активным соревновательным и тренировочным действиям, актуализирующая, в основном, с помощью убеждений, преимущественно нравственные мотивы к достижению спортивного мастерства.

Мотивирующая информация связана с воздействием на социальные устремления, идеалы, ценностные ориентации. Её эффективность определяется всей системой идейно-политического и нравственного воспитания спортсмена. Обладая высоким сознанием, будучи убеждённым в высоком общественном значении своих действий, спортсмен способен переносить значительные соревновательные трудности, связанные с разнообразными физическими и эмоциональными нагрузками, характерными для современного спорта. Значение высокого социального мотива в спорте определяется также тем обстоятельством, что благодаря широкой популяризации по радио, телевидению, в печати ведущие спортсмены становятся объектами всеобщего внимания, уважения, идеалом для молодёжи, образцом для подражания. Их положительный облик оказывает влияние на формирование личности многих юношей и девушек. Их отрицательные поступки могут иметь, в свою очередь, далеко идущие негативные последствия. Следовательно, социальное мотивирование не только влияет на успешность деятельности, но и имеет большой воспитательный эффект.

Очень важно использовать социальную мотивацию в нужный момент соревновательной борьбы, опираясь на особенности мотивационной сферы личности спортсмена, когда особенно трудно, когда решается исход состязания.

Положительную роль может сыграть и своевременное обращение к самолюбию спортсмена.

Однако, применяя мотивирующую информацию, следует тонко оценивать психологическое состояние спортсмена, быть осторожным, иметь чувство меры.

Мотивирующая информация в процессе управления спортсменом связана с воздействием на сознание, на высокие социальные чувства путём главным образом убеждения, аргументирования мотивов. Вместе с тем передача этой информации должна проходить в определённых, психологически обоснованных формах и в оптимальном объёме, в противном случае она может привести к обратным результатам. (Ханин Ю.Л. 1990).

Мобилизующая информация.

К мобилизующим относятся управляющие воздействия, побуждающие спортсмена к целенаправленному проявлению волевых усилий, осуществляемые преимущественно посредством механизмов внушения, с опорой на авторитет тренера. С точки зрения В. Моева (1977), эффективность мобилизующей информации обусловлена также тем, что спортсмен на соревновании находится в состоянии эмоционального напряжения, возбуждения, а это весьма способствует повышению внушаемости, готовности следовать указаниям извне, особенно указаниям тренера, пользующегося доверием, уважением. Более того, при вероятном дефиците времени не обязательно глубокое осознание сущности управляющих воздействий. Они воспринимаются как приказ, к выполнению которого спортсмен уже заранее подготовлен, особенно в связи с воздействием мотивирующей информации. В таком аспекте мотивирующая информация как бы предполагает решение о том, во имя чего, по каким мотивам следует действовать, а мобилизующая информация способствует выявлению дополнительных резервов для достижения поставленных целей, мобилизации волевых усилий.

Очень важно, мобилизуя на достижение победы, формируя чувство уверенности в успехе, избегать развития у спортсменов самоуверенности. Мобилизующая информация должна передаваться тренером с учётом реальной подготовки, на основании знания её возможностей. Она позволяет увеличить перспективы достижения успеха, но, разумеется, не может компенсировать существенные пробелы в технической, тактической и физической подготовке. «Сверхмобилизация» спортсмена, требование добиться успеха во что бы то ни стало, приводит, как правило, к срыву соревновательной деятельности и нежеланию продолжать её. Умение вывести спортсмена на оптимальный уровень мобилизованности основывается на всестороннем знании его индивидуальных особенностей, на точном анализе исходной информации о нём.

«Вдохнуть» силы в спортсмена в трудный момент, приказать ему собраться в критической ситуации, заставить «не раскиснуть» после неудачи - всё это компоненты искусства мобилизации. (Михеев В., 1975).

Организующая информация. По мнению В.Л. Марищук и Л.К. Серовой (1983), эта категория управляющей информации характеризуется указаниями тренера, регламентирующими внешнее поведение спортсмена, направленными на поддержание спортивной дисциплины, порядка в соответствии с правилами и условиями соревнований, на соблюдение последовательности соревновательных действий. Хорошая организация, порядок в спортивной команде - одно из важных достижений спортивной победы. Организующая информация способствует обеспечению системности учебно-тренировочного и воспитательного процессов, она направлена на повышение дисциплины на занятиях

Ориентирующая информация.

Ориентирующая информация содержит указания по технике и тактике соревновательных действий, связанные с возникновением непредвиденных обстоятельств, неожиданных ситуаций, с необходимостью устранения случайных ошибок. На тренировочных занятиях ориентирующая информация используется значительно чаще, чем на соревнованиях, и практически сливается с информацией обучающей. При этом указания по технике и тактике выполнения тех или иных упражнений, связанные с возникшими ситуациями, опытные тренеры сочетают с формированием двигательных навыков и умений в подобных ситуациях. (Серова Л.К., 1979).

Обучающая информация.

Как и ориентирующая информация, обучающая категория содержит указания по технике и тактике, но уже в связи с задачами совершенствования недостаточно освоенных тактических и технических приёмов. Обучающие воздействия должны применяться крайне осторожно и не должны занимать много места в системе управления спортсменом на соревнованиях. Только целенаправленное применение обучающей информации может принести пользу спортсмену, готовящемуся к соревнованиям в сложных ситуациях. (Деркач А.А., Исаев А.А, 1981).

Психорегулирующая информация. Эта категория содержит команды и советы по оптимизации эмоционального состояния спортсмена. Особое значение имеют меры по предупреждению и преодолению напряжённости, снижению чрезмерной ситуативной тревожности, а в некоторых случаях - по активизации деятельности спортсмена, поддерживанию чувства уверенности, убеждённости в успехе.

В ходе передачи психорегулирующей информации огромную роль играет вид самого тренера. Спокоен и уверен тренер или взволнован и растерян - от этого во многом зависит и состояние спортсменов. Умение чувствовать состояние спортсмена и воздействовать на него составляет одну из сильнейших сторон тренерского мастерства. (Китов А.И., 1977).

Иррелевантная информация. К ней относятся сведения, не связанные непосредственно с решением конкретных задач, незначимые.

Любая информация для спортсмена, передаваемая тренером, имеет определённое значение. Опытные тренеры используют иррелевантную информацию в качестве оценивающей сознательно, щадя самолюбие спортсменов, косвенно указывая на их ошибки, ненавязчиво воздействуя на эмоциональное состояние. (Марищук В.Л., 1977).

Таким образом, тренеры используют иррелевантные сигналы в значении всех других категорий информации.

Гипотеза: предполагалось, что изучение управляющих воздействий тренеров в процессе соревновательной деятельности волейболистов различного уровня подготовленности позволит конкретизировать их индивидуальный стиль руководства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.