Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация спортивных соревнований в ИВС . Роль организационного комитета в подготовке и проведении соревнований.






В общем смысле понимания соревнования – это различные по видам деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определенного результата в каком-либо виде спорта Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответст-вующими федерациями, спорткомитетами, спортивными клубами и другими организациями.

Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система про-ведения, составляется положение, разрабатывается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непосредственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад формируется до начала соревнований.

Для подготовки соревнований крупного масштаба создается организационный комитет, назна-чаются ответственные исполнители и комиссии по выполнению определенного вида работ:

1. Паспортизация спортсооружений.

2. Подготовка мест размещения и мест тренировок.

3. Организация питания и транспортного обеспечения.

4. Обеспечение правопорядка на спортсооружениях.

5. Подготовка призов, дипломов, медалей, сувениров, значков для награждения.

6. Реклама соревнований.

7. Проведение совещаний судей и представителей команд и др.

Соревнования невысокого ранга проводит федерация волейбола округа, города, края и др.

Для проведения таких соревнований на заседании федерации избирается спортивно-техническая комиссия (СТК) из состава активистов, специалистов волейбола, тренеров команд. Она вместе с руководством организации, проводящей соревнование, разрабатывают положение о соревновании, а в ходе соревнования принимают участие в его проведении (совещания после игр, рассмотрение протестов, дисциплинарных поступков и др.). Назначаются главный судья и главный секретарь, которые комплектуют судейские бригады из числа судейской коллегии округа, города и т.п.

За 1, 5-2 месяца на совещании представителей команд подтверждается участие команд в соревнованиях, проводится жеребьевка, составляется расписание игр.

Положение о соревнованиях и расписание игр являются не только организационными, но и методическими документами, определяющими направленность тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому они должны быть своевременно разосланы участвующим в соревнованиях командам.

Соревнования в коллективах физкультуры, школах, вузах проводятся в основном силами должностных лиц с привлечением активистов физической культуры (например, советов физкультуры).

Соревнования любого ранга проводятся по действующим правилам соревнований.

 

6.Методика планирования ТЗ квалифицированных спортсменов.

Прежде чем волейболист достигнет мастерского уровня, необходимо затратить не менее 8-10 лет на интенсивную спортивную тренировку. За это время он проходит три ступени подготовки.

1. Овладение основами игры (3-4 года в подготовительных, учебно-тренировочных группах ДЮСШ).

2. Тренировка в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования ДЮСШ, т.е. до окончания спортивной школы. По длительности он составляет 4-5 лет. Как правило, наиболее одаренные волейболисты оканчивают школу с I взрослым разрядом.

3. Спортивное совершенствование начинается с возраста 17-18 лет и завершается, когда волейболист перестает активно тренироваться и выступать в соревнованиях.

После окончания ДЮСШ наиболее одаренные молодые спортсмены привлекаются в команды мастеров, а остальные пополняют спортивные коллективы вузов, спортивные клубы коллективов физкультуры, армии и т.д., которые составляют так называемый старший разряд (1р. и КМС).
Эту категорию спортсменов можно условно разделить на две группы: 1-я – любители; 2-я – полупрофессионалы.

Спортсмен-любитель – человек, занимающийся каким-либо видом спорта с целью развития физических качеств, повышения тренированности и укрепления здоровья, а также организации активного досуга.

Спортсмен-профессионал – человек, занимающийся каким-либо видом спорта с целью не только достижения высоких спортивных результатов, но и получения прибыли.

Первая категория волейболистов тренируется 2-4 раза в неделю (одноразовые тренировки продолжительностью до 2 ч). Это связано с занятостью на работе, учебе, службой в армии, со временем, предоставляемым в спортивных залах, и др. Целенаправленного планирования спортивная подготовка не имеет (отсутствует периодизация подготовки), кроме случаев, когда команда (команды) готовится к главным соревнованиям года (например, первенство вузов России, первенство края и др.). В этом случае возможны тренировочные сборы, на которых и времени на подготовку больше, чем в обычных условиях, и качество подготовки улучшается.

Календарь соревнований не насыщенный, что затрудняет возможность планомерно повышать спортивное мастерство.

Малый объем тренировочной работы сказывается на уровне физической, технической, тактической подготовленности спортсменов. По данным контрольных нормативов, показатели быстроты пере-мещений, скоростной и прыжковой выносливости, прыгучести у данной категории волейболистов ниже, чем у их сверстников в командах мастеров и в командах полупрофессионалов.

При выполнении технических приемов (особенно на соревнованиях) наблюдается невысокий уровень надежности, вариативности, приспособляемости (критерии технического мастерства).
В игре используются в основном свои «коронные» приемы, что влияет на результат встречи. Кроме того, у игроков недостаточно точный расчет по времени движения, ориентации во времени.

Недостаточно высокий уровень технической подготовленности сказывается и на тактической реализации действий игроков команды. Диапазон применения тактических построений в защите и нападении ограничен.

Это результат невысокого уровня тактического мышления (переключения с одних действий на другие, ориентировка на площадке, взаимодействие с партнерами, постоянная соревновательная активность и др.). Содержание тренировочных занятий включает несколько вариантов и сводится к следующему:

I вариант – разминка и фрагментарное развитие физических качеств – до 15% времени тренировки:

– техническая подготовка с элементами тактики – до 30-40%;

– игровая подготовка – до 45-55%.

II вариант – разминка и фрагментарное развитие физических качеств – до 15%:

– техническая подготовка – до 20%;

– тактическая подготовка – до 20%;

– игровая подготовка – до 45%.

III вариант – разминка – до 15%:

– техническая подготовка – до 25%;

– игровая подготовка – до 60%.

Неуклонное повышение объема, интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе более специализированная работа над совершенствованием физических качеств, спортивной техники и тактики игры позволит повысить мастерство любительской категории спортсменов I разряда. Методика тренировки в принципе не отличается от тренировок более квалифицированных волейболистов, но является несколько упрощенной.

Полупрофессиональные волейболисты составляют костяк участников чемпионата России во II, I лигах. Данная категория спортсменов тренируется по режиму квалифицированных волейболистов (5-9 тренировок в неделю). Тренировочная работа ведется на основании периодизации спортивной подготовки и календаря соревнований чемпионата России, а по своему содержанию подготовка волейболистов этой категории почти не отличается от подготовки квалифицированных спортсменов (мастеров спорта), только объем тренировочной работы несколько ниже.

По физическим кондициям и функциональной подготовленности разница между волейболистами-полупрофессионалами и профессионалами незначительная.

Некоторое отставание наблюдается при выполнении технико-тактических действий. У игроков данной категории несколько ниже уровень критериев технико-тактического мастерства, чем у квалифицированных волейболистов.

В этом классе команд вырастают перспективные волейболисты, которые для повышения своего мастерства переходят в более квалифицированные команды и в последствии составляют элиту спорта высших достижений.

Спорт высших достижений – сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.

Процесс спортивной подготовки квалифицированных волейболистов рассматривается как сложная динамическая система, роль органа управления в которой выполняют тренер, федерация волейбола, комплексная научная группа, врач, а роль объектов управления – спортсмен, команда.

Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных компонентов (физическая, техническая, тактическая, психологическая, игровая и другие виды подготовки). В системе взаимоотношений тренер-спортсмен-команда творческое сотрудничество со спортсменом осуществляется при активной направленности на развитие способностей к самоуправлению и самосовершенствованию. Это является одним из важных условий управления.

Одним из определяющих условий эффективности подготовки квалифицированных волейболистов к соревнованиям является круглогодичность тренировки, в которой заранее предусматривается изменение требований к подготовленности спортсменов. Для этого используется периодизация – деление круглогодичной тренировки на периоды, этапы, микроциклы. На каждом этапе подготовки ре-шаются определенные задачи, которые способствуют становлению спортивной формы волейболистов.

Одни компоненты спортивной формы на различных этапах могут улучшаться, другие поддер-живаться на достигнутом уровне, третьи могут ухудшаться. Такая волнообразность тренировочных нагрузок и создает необходимые условия для повышения уровня подготовленности спортсмена, что отражается в планировании, организации, контроле, учете тренировочного процесса на основании периодизации спортивной тренировки и календаря соревнований.

7.Современное состояние, перспективы и актуальные проблемы в ИВС(в мире, стране, регионе)

Современный волейбол очень отличается от того вида спорта, который явил миру В.Морган в 1895 году. Атлетизм игроков, их высокий рост, скорость полета мяча, высота прыжков, молниеносность принятия решений – все это добавило сегодня к зрелищности и игровому азарту игры прошлых столетий дополнительные взрывы эмоций и восторгов со стороны зрителей и почитателей этого вида спорта.

Изменения в правилах игры на протяжении столетия сделали волейбол игрой двухметровых атлетов, не менее прыгучих и ловких, чем игроки прошлых лет. Динамика отбора в современном волейболе такова, что в спорте высших достижений могут себя проявить талантливые и одаренные физически «гиганты», а вот «малышам» (имеем в виду ростовые данные) в спорте высших достижений проявить себя достаточно сложно.

Такая ситуация продолжалась в течении столетия, пока в 1999 году не ввели новое амплуа-игрока защитного плана – «либеро».

В функции этого игрока входили индивидуальные защитные действия высокого уровня мастерства и организация групповых действий в защите команды на задней линии.

Именно эти игроки были призваны уравнять сложившуюся ситуацию в приоритете нападения над защитой в конце прошлого столетия. Высокие игроки, великолепно прыгающие, мощно атакующие, не смогли уравнять шансы защиты с нападением только за счет блокирования, а игра в защите в поле (особенно в мужском волейболе) не давала продолжительных розыгрышей мяча, поэтому волейбол сильно терял в своей зрелищности. На этом этапе развития волейбола свой шанс получили игроки, рост которых приближается к 190сантиметрам (у мужчин) и 175сантиметров (у женщин) и по меркам повседневной жизни многие смотрят на них снизу вверх, а для современного волейбола они «малыши». Игроки «либеро» в начале столетия, как правило, были в своем спортивном «прошлом» нападающими второго темпа, иначе говоря «доигровщиками». Игроки этого амплуа обычно очень хорошо принимали и играли в защите в поле, будучи нападающими знали слабые места в различных схемах игры в защите. Это позволило им, включившись в игру, сразу улучшить качество игры команд в приеме и защите, так как именно они, освободив от игровых действий на задней линии основных блокирующих игроков первого темпа, взяли на себя бремя «черновой работы» в защите вместе с доигровщиками команды. Но время показало, что преимущество нападения над защитой, хотя и стало меньше, но не исчезло.Подающая, то есть защищающаяся команда выигрывает только 34% розыгрышей, в то время как принимающая, то есть нападающая команда выигрывает 66% розыгрышей мяча.

Это означает, что изначально вероятность выигрыша очка нападающей командой почти в два раза превосходит такую же возможность команды защищающейся (66: 34 = 1, 94)

То обстоятельство, что нападением выигрывается 60% очков (а иногда и более!) уже в процессе самой игры, подтверждает явное нарушение баланса нападение-защита в пользу нападения. 4 -5 нападающих игроков против 3 блокирующих. В современном мужском волейболе 1-2 игрока задней линии практически являются нападающими, на долю которых приходится до 30% всех нападающих ударов.

3 блокирующих против 4-5 нападающих. Это принципиально нарушает соотношение обороны и нападения и ставит защищающуюся команду в заведомо неравные и исключительно сложные игровые условия.

И снова тренеры отправились в поиски. Появилось амплуа - «скрытый либеро». Этот игрок, являясь обычным полевым игроком, мог выйти на площадку всего один раз в каждой из партий. Его задачей совместно с игровым «либеро» было максимально улучшить игру команды в защите. Казалось бы, проблема в целом решена! Но нет… Начав подготовку «либеро», как отдельного амплуа, тренеры столкнулись с новой проблемой. Оказалось не все игроки, умеющие хорошо принимать подачи противника, также хорошо умеют защищаться и страховать в поле.

И снова в поиск… По предложению тренеров разных стран мира Международная Федерация Волейбола увеличила количество «игроков либеро» до двух человек. Первоначально один «либеро» был запасным, но с течением времени он стал полноправным участником соревновательного процесса. В этом году тренеры сборных команд таких волейбольных держав, как Россия, позволили себе «роскошь» поочередного участия игроков этого амплуа в течение не только игры, но и партии, в зависимости от решаемых задач в каждом из игровых эпизодов. Один из игроков – «либеро» участвовал в игре, пока команда принимала и организовывала «съем», другой вступал в игру, когда команда подавала, и не было необходимости принимать подачу противника. То есть появилась специализация «либеро», принимающий подачу, и «либеро» защищающийся. Нужно сразу сказать, что эта схема использования игроков – «либеро» на данном этапе развития волейбола доступна только тренерам сборных команд или высококвалифицированных клубных команд, в которых практически все игроки в совершенстве владеют защитными действиями априори. Разные тренеры по разному смотрят на проблему использования игроков – «либеро» в соревновательной деятельности своих команд. Многие считают, что использование «скрытого либеро» приносит лучший результат, но все тренеры говорят о том, что на этапах начальной и предварительной базовой подготовки необходимо готовить игроков – универсалов. Учить всех игроков в обязательном порядке принимать подачу и защищаться в поле, в независимости от того игроком какого амплуа он будет в будущем. Великолепная российская «доигровщица» Любовь Соколова в недавнем своем интервью корреспонденту газеты «Спортивный экспресс» сетовала, что очень сложно в России найти хорошую нападающую с хорошим приемом и доводкой мяча. И это в «великой волейбольной России» и среди женских команд, которые всегда славятся тем, что намного дольше держат мяч в воздухе, чем мужчины. Продолжительность розыгрышей мяча в женском волейболе всегда отличается от мужского большим количеством касаний. Особенно женские азиатские команды славятся своей дружной командной игрой в защите. Поэтому тенденции развития волейбола, связанные с использованием игроков амплуа «либеро», могут, и будут носить переменчивый характер.

Надо отметить, что Международная Федерация Волейбола (ФИВБ), являясь организацией «диктующей моду» всему волейбольному миру и пропагандирующая девиз: “KEEP THE BALL FLYING! ”, близкий к дословному перевод которого – «ДЕРЖИ МЯЧ В ИГРЕ», радует болельщиков и тренеров тем, что не боится реформ и изменений в игре, дает волейболу возможность не стоять на месте, а тренеров поддерживает в их творческих начинаниях и поисках.

Изложив данные тенденции, мы считаем необходимым, в дальнейшем посвятить свои исследования проблеме оптимального использования игроков защитного плана «либеро» в игровом процессе современных волейбольных команд разного уровня спортивного мастерства.

8.Методика построения ударных микроциклов тренировки квалифицированных спортсменов в подготовительный период (обще подготовительный период)

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:
- наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано­вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо­лее вариативными;
- часто окончание микроцикла связано с восстановительной Фазой, хотя она встречается и в середине его;
- регулярная повторяемость в оптимальной последовательно­сти занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, кон­трольно-подготовительных, подводящих, а также соревнователь­ных и восстановительных.
В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.
^ Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар­ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме­на к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
^ Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются боль­шим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуля­ция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специ­альной психической подготовки (Волевая подготовка - система воздействий, применяемых для формировния и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т.д.)-
. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
^ Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специ­ально подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующи­еся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сорев­новательной или околосоревновательной интенсивностью, на­правлены на достижение необходимого уровня специальной ра­ботоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактичес­ких навыков и умений, специальную психическую подготовлен­ность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревно­вательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повыше­ние способностей к реализации накопленного двигательного по­тенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило пре­вышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и сорев­новательного периода.
^ Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт­смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
^ Восстановительные микроциклы обычно завершают серию на­пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.
Восстановительные микроциклы планируют и после напряжен­ной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адап­тационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
^ Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответ­ствующий программе соревнований. Структура и продолжитель­ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами меж­ду ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между от­дельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получив­шие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных пере­строек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной техничес­кой сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть ба­зовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микро­циклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совер­шенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности В соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.