Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение микроциклов






Как известно, микроциклы — основная структурная единица процесса подготовки волейболистов. Поскольку тренировка и соревнования являются важнейшими со­ставляющими системы подготовки резервов волейболи­стов высшей квалификации, основную роль играют тре­нировочные и соревновательные микроциклы. Определяю­щими для построения названных микроциклов служат задачи, соответствие главным соревнованиям, количест­во дней тренировки (соревнований) и отдыха, количе­ство занятий в день тренировки и соревнований, продол­жительность этих занятий, содержание занятий, интен­сивность нагрузки и характер отдыха, определяющих «тяжесть» микроцикла. Различное сочетание перечислен­ных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более круп­ные структурные единицы — блоки (средние циклы, ме-зоциклы). Как мы уже говорили, микроциклы могут строиться таким образом: 6: 1; 5: 1; 4: 1; 3: 1 и 2: 1. Не­которые положения нуждаются в пояснениях.

Степень соответствия главным соревнованиям. В груп­пах спортивного совершенствования соревнования имеют такое же значение в подготовке, как и в командах высших разрядов. Поэтому моделирование условий ос­новных соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями понимается следую-


щее: состав соперников, причем акцентируется внимание на главных из них; климатические условия места прове­дения; характеристика спортивных сооружений, где будут проходить соревнования; способ проведения соревнова­ния, чередование игр и дней, свободных от игр, последо­вательность игр с конкретными соперниками; характери­стика болельщиков; особенности питания, фиксирование результатов, показанных участниками; отражение струк­туры игровой соревновательной деятельности волейбо­листов.

В зависимости от набора перечисленных условий степень соответствия главным соревнованиям можно условно выразить в процентах. Включение отдельных условий в соревновательную и тренировочную деятель­ность волейболистов дает ту или иную величину, ко­торая определяется как высокая (100—70%), средняя (60—30%) и малая (20—0%). Величина, равная 100%, достигается только на самых главных соревнованиях. Высокая степень соответствия главным соревнованиям будет у официального турнира, проводимого на места будущих главных соревнований и с тем же составом сопер­ников. По напряженности высокая степень соответствия у официальных соревнований данного цикла, которые определены как подводящие к главным. За время подго­товки необходимо по возможности включать в разном сочетании все условия главных соревнований. В трениро­вочных занятиях это соответствие выше в процессе интегральной подготовки, игровых тренировок и конт­рольных игр двух составов учебной группы между собой. Самая низкая степень соответствия — в тренировочных занятиях, посвященных физической подготовке, занятиям другими видами спорта. По периодам тренировки малая степень соответствия характерна для переходного перио­да, средняя — для подготовительного и высокая — для соревновательного. Учитывается и специализированность, направленность и сложность тренировочных нагрузок.

По «тяжести» микроциклы можно разделить на удар­ные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь является характер восстановительных процессов (на ка­кую фазу восстановления приходится начало последую­щего тренировочного занятия после предыдущего). Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки (выражаемой в баллах).

Для ударного МЦ характерны предельные нагрузки (пульс 182—200 уд/мин, 21—33 балла), которые при­ходятся на фазу неполного восстановления. После окон­чания ударного МЦ и определенного отдыха наблюдает­ся существенное повышение работоспособности волейбо­листов.

Тяжелый МЦ отличается также тем, что очередная нагрузка приходится на неполное восстановление (пульс 174—180 уд/мин, 14—20 баллов). Волейболисты не вос­станавливаются после предыдущего тренировочного за­нятия к началу следующего.

Средний МЦ занимает как бы промежуточное поло­жение. Для него характерны нагрузки при недовос-становлении и на фазе полного восстановления. На протяжении МЦ нагрузки возрастают (пульс 156— 172 уд/мин, 8—12 баллов).

В легком МЦ каждая последующая нагрузка прихо­дится на фазу полного восстановления или сверхвос­становления (пульс 114—150 уд/мин, 1—7 баллов).

В табл. 22, 23 дается характеристика типов микро­циклов и варианты их построения.

1. Соревновательный МЦ включает все составляю­щие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных сопер­ников, условий проведения и т. д. СМЦ служит ориенти­ром для построения тренировочных МЦ, имеет высокую и среднюю степень соответствия (60—100%). По степени воздействия СМЦ могут быть тяжелыми и средними.

2. Подводящий МЦ (ПМЦ) планируют в ходе не­посредственной подготовки к соревнованиям. Здесь моде­лируют элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т.д.). Происходит окончательная отработка схемы игры соста­вов, замен и т. д. По соответствию близко примыкает к соревновательным МЦ (60—80%). По степени воздей­ствия МЦ могут быть средними и легкими.

3. Специально-подготовительный МЦ (СПМЦ) — ос­новная задача его состоит в повышении уровня специаль­ной физической, технико-тактической и интегральной подготовленности спортсменов. В СПМЦ моделируются компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить. Идет освоение новых технико-тактических действий и их способов, устраняют­ся ошибки в технике и тактике и т. д.


Таблица 22

Микроциклы и их характеристика

    Степень соответствия главным  
    соревнованиям (С/С, %)  
Наименование микроциклов (МЦ)      
           
    высокая   средняя   малая  
    100—70   60—30   20—0  
Соревновательный (СМЦ)   СМЦ   СМЦ   нет  
    (СВ)   (СС)      
Подводящий (ПМЦ)   ПМЦ   ПМЦ   нет  
    (СВ)   (СС)      
Специально-подготовительный   нет   СПМЦ (СС) СПМЦ (СМ)
(СПМЦ)              
Общеподготовительный (ОПМЦ)   нет   нет   ОПМЦ (СМ)
               
Восстановительно-реабилитационный              
— ВРМЦ              
    нет   нет   ВРМЦ (СМ)  

 

Примечание. В — степень соответствия высокая, С — средняя, М — малая; ВУ — воздействие ударное; ВТ — воздействие тяжелое; ВС — воздей­ствие среднее; ВЛ — воздействие легкое; Т — «тяжесть» воздействия, ЧСС — П, баллы — Б.

По степени соответствия СПМЦ могут быть средними и малыми (20—60%), наибольшими, но наибольшая степень будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также интег­ральной подготовке.

По степени воздействия СПМЦ могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий.

4. Общеподготовительный МЦ (ОПМЦ) основной за­дачей ставит повышение уровня развития основных физических качеств, функциональных возможностей организма, укрепление основных звеньев опорно-двига­тельного аппарата, несущих основную нагрузку в про­цессе тренировочной и соревновательной деятельности. ОПМЦ служат также для переключения от игровой со­ревновательной деятельности к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то

Воздействие на готовность (степень восстановления)

Т   ударное   среднее   легкое  
П   182—200   174 180   156 172   114—150  
Б   21—33   14-20   8—12   1-7  
нет   СМЦ(ВТ)   СМЦ(ВС)   нет  
нет   нет   ПМЦ(ВС)   ПМЦ(ВЛ)  
СПМЦ(ВУ)   СПМЦ(ВТ)   ПМЦ(ВС)   СПМЦ(ВЛ)  
нет   ОПМЦ(ВТ)   ОПМЦ(ВС)   ОПМЦ(ВЛ)  
нет   нет   ВРМЦ(ВС)   ВРМЦ(ВЛ)  

 

же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной спе­циальной работы на последующих этапах подготовки.

По степени соответствия ОПМЦ существенно уступают предыдущим МЦ, она малая, а в отдельных случаях средняя — в пределах до 30%.

 

 

Таблица 23 Варианты построения микроциклов

Наименование микроциклов   Варианты построения микроциклов  
Соревновательный (СМЦ)   Подводящий (ПМЦ)     Специально-подготовитель­ный (СПМЦ)     Общеподготовительный(ОПМЦ)   Восстановительно-реабилитационный (ВРМЦ)   1. СМЦ/СВ, ВТ/ 3. СМЦ/СС, ВТ/ 2. СМЦ/СВ, ВС/ 4. СМЦ/СС, ВС/   1. ПМЦ/СВ, ВС/ 3. ПМЦ/СС, ВС/ 2. ПМЦ/СС, ВЛ/ 4. ПМЦ/СС, ВЛ/   1. СПМЦ/СС, ВУ/ 5. СПМЦ/СМ, ВУ/ 2. СПМЦ/СС, ВТ/ 6. СПМЦ/СМ, ВТ/ 3. СПМЦ/СС, ВС/ 7. СПМЦ/СМ, ВС/ 4. СПМЦ/СС, ВЛ/ 8. СПМЦ/СМ, ВЛ/   1. ОПМЦ/СМ, ВТ/ 3. ОПМЦ/СМ, ВЛ/ 2. ОПМЦ/СМ, ВС/   1. ВРМЦ/СМ, ВС/ 2. ВРМЦ/СМ, ВЛ/  

 


По степени воздействия ОПМЦ могут быть легкими, средними и тяжелыми. Они могут сочетаться с МЦ специальной направленности для снижения психологиче­ской нагрузки, но ориентированы на поддержание физи­ческой нагрузки на определенном уровне (в том числе и высоком).

5. Восстановительно-реабилитационный МЦ (ВРМЦ). Основная задача ВРМЦ — снижение тренировочных воздействий, контрастная смена применяемых средств. Используют широкий круг восстановительных средств:

педагогических, психологических, медико-биологических.

ВРМЦ следуют после серии напряженных соревнова­ний или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных МЦ.

В табл. 27—30 приводятся примерные семидневные микроциклы, построенные на основе поурочной програм­мы и документов планирования.

Таблица 24

Модельный семидневный микроцикл (1-й год, 4-я неделя первого этапа подготовительного периода)

Дни микроцикла   № заня­тия по про­грамме   Основное содержание занятия   Про-должи-тель-ность (мин)   Нагрузка  
Первый     Контрольные испытания по фи­зической подготовке     Большая  
      Совершенствование техники на­падения. Совершенствование     Умеренная  
        индивидуальных тактических действий в нападении и защщите          
                   
Второй     Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносли­вости     Субмакси­мальная  
                   
      Совершенствование индивиду­альных и групповых тактиче­ских действий в нападении     Незначи­тельная  
Третий Четвертый     Активный отдых Контрольные испытания по тех­нической подготовке     Незначи­тельная  
      Развитие скоростно-силовых ка­честв, скоростной выносливости     Субмакси­мальная  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.