Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура соревнования для юных волейболистов






Система соревнований по волейболу в нашей стране охватывает все категории волейболистов как в возраст­ном плане, так и в плане уровня спортивного мастерства. Соревнования проводятся по волейболу (13 лет), мини-волейболу (до 13 лет), по подвижным и подготовитель-

ным играм (10—12 лет), по программе комплекса ГТО. Возрастные группы для проведения соревнований: 9—10, П—12, 13—14, 15—16, 17—18, 19—20 лет.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нор­мальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. Ориентировочные нормы со­ревновательной нагрузки в многолетней подготовке (в год): в командах высших разрядов — 70—80 игр, в груп­пах спортивного совершенствования в спортивных шко­лах — 60—70, в учебно-тренировочных группах — 30— 50, в группах начальной подготовки — 12—20. Половина игр и более—календарные (подводящие и основные).

Но для того чтобы коллективные действия были эф­фективными в соревнованиях, необходимо, чтобы волей­болисты индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Всех юных волейболистов, на­пример, занимающихся в спортивных школах (их более 300 тысяч), официальными соревнованиями охватить невозможно, а готовить надо в равной мере всех по еди­ной программе.

Выход из положения один: регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным играм, по волейболу в самой спортив­ной школе. Соревнования эти должны носить официаль­ный характер (выявление и награждение победителей, лучших учебных групп по возрастам, лучших коллекти­вов). В соревнованиях по физической и технической под­готовке юный волейболист «борется за себя», здесь воспитываются бойцовские качества. В подвижных и подготовительных играх эти качества переносятся в кол­лективные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной подготовке.

Соревнования по физической подготовке. Их регуляр­но проводят в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля, а также в масштабах города, области.

Программы соревнований основаны на материале общей и специальной физической подготовки. Ведущее место в них занимают легкоатлетические многоборья. Одни многоборья спринтерские, другие включают только


прыжки, третьи — только метания. Проводят и смешан­ные многоборья, в которые входят и бег, и прыжки, и метания. Кроме того, по отдельным видам легкой атлети­ки. Приведем виды многоборий для юных волейболистов 11—14 лет.

1. Бег 30 м, бег 60 м, прыжок в длину с разбега.

2. Прыжок в длину с места, прыжок в высоту с раз­бега.

3. Метание мяча (150 г) на дальность, метание тен­нисного мяча на точность, броски набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками (сидя, стоя, в прыжке).

4. Бег 60 м, прыжки в длину (или в высоту) с разбе­га, метание мяча (150 г).

5. Бег 60 м, прыжок в длину (или в высоту) с разбега, толкание ядра (с 13—14 лет).

6. Бег 60 м, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, метание мяча (150 г) на дальность.

7. Прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег 1500 м (2000 м).

Для волейболистов 15—16 и 17—18 лет соревнования проводят по перечисленным видам многоборий, только в разделе метаний используют броски набивного мяча весом 1, 5—1 кг, а также толкание ядра. Кроме того, включают такие виды многоборья.

1. Бег 100 м, бег 2000 м, прыжок в длину с разбега.

2. Прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, прыжок в высоту с разбега.

3. Толкание ядра, метание ядра двумя руками снизу вперед, метание ядра двумя руками назад через голову из положения наклона вперед, ядро внизу.

4. Для девушек: прыжок в высоту с разбега, бег 200 м, бег 80 м с барьерами, прыжок в длину с разбега, бег 1000 м.

5. Для юношей: прыжок в длину с разбега, бег 200 м, бег 100 м с барьерами, толкание ядра, бег 2000 м.

Программа из 4 и 5 видов выполняется в два дня: в первый день — 2—3 вида, во второй — 2.

В соревнования по гимнастике и акробатике включа­ют подтягивания из виса на перекладине (юноши), из виса лежа (девушки), лазанье по канату, опорные прыж­ки, кувырки, стойки, соединения акробатических упраж­нений.

В соревнования по спортивным играм включают баскетбол, гандбол, футбол (юноши).

Соревнования по плаванию и лыжной подготовке про­водят с учетом требований нормативов комплекса ГТО для соответствующего возраста.

В программу соревнований по специальной физиче­ской подготовке входят упражнения скоростно-силового характера. Основные упражнения следующие.

1. Прыжок вверх с места толчком обеих ног.

2. Прыжок вверх с разбега толчком обеих ног.

3. Пятерной, десятерной прыжок с места.

4. Бег 5Х6 м.

5. Бег 10Х6 м.

6. Бег 92 м с изменением направления — к 6 точкам волейбольной площадки («елочка»).

7. Броски набивного мяча весом 1 (2) кг двумя рука­ми из-за головы в прыжке через волейбольную сетку (высота соответственно правилам для данного возраста).

8. Метание теннисного мяча на точность через сетку в прыжке с разбега (как для нападающего удара).

9. Соревнования по типу многоборий: прыжки (3 ви­да), бег (3 вида), метание (3 вида).

Соревнования по технико-тактической и интегральной подготовке. В соревнованиях по технико-тактической и интегральной подготовке на первый план выступают показатели качества выполнения приемов игры, где глав­ным критерием является точность полета мяча при вы­полнении передачи (второй и первой), подачи, нападаю­щего удара, правильность выполнения тактической ком­бинации.

Программа соревнований строится на основе модель­ных требований, изложенных во втором разделе книги.

1. Соревнования по отдельным приемам. Сюда входят передачи сверху двумя руками на точность — стоя лицом и спиной в направлении передачи, передачи над собой и с ударом о стену, подачи на точность (в определенный участок площадки), нападающие удары из зон 4, 2, 3 раз­личными способами на точность.

2. Соревнования по технике — кто больше выполнит приемов из предусмотренных. программой для данного возраста.

3. Соревнования по тактическим действиям. Все зани­мающиеся последовательно выполняют задание на при­еме, передаче, нападающем ударе, блокировании. С 16 лет задания выполняют только по игровым функциям (свя­зующего, нападающего первого или второго темпа).


4. Соревнования по тактике. Участвуют группы игро­ков («команды») по 4—5 человек, выявляются лучшие «команды».

5. Соревнования на переключение с одних приемов и тактических действий на другие: передачи в стену, стоя и сидя у стены; передачи в стену, стоя лицом и спиной к ней; нападающие удары и блокирование и т. п.

Соревнования по подвижным играм. В их программу включают подвижные игры, подготовительные к спортив­ным, эстафеты, в которых проявляется быстрота реакции и ответных действий, быстрота перемещения и переклю­чения в действиях, ловкость.

Игры преимущественно командные: «Катающаяся ми­шень», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Защита цели», «День и ночь» (исходные положения: стоя лицом и спиной друг к другу, сидя, лежа и т. п.), «Вызов номе­ров» (перемещение заданным способом), «Борьба за мяч», «Мяч ловцу».

Примерные эстафеты: обычный бег, передвижение приставными шагами (правым и левым боком вперед, лицом и спиной вперед—по заданию), прыжками на одной и обеих ногах, переноска набивных мячей, поворо­ты на 360° во время передвижения, преодоление препят­ствий, выполнение заданий (кувырки, броски в стену и ловля набивных мячей с близкого расстояния и т. п.).

Игры с волейбольным мячом: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Встречная передача мяча через сет­ку», «Два мяча через сетку». Многие задания для сорев­нований по технике и тактике проводят в виде игр. Осо­бенно это важно там, где имеет место противоборство над сеткой: «Кто лучше над сеткой», когда нападающий стремится обыграть блокирующего, а тот в свою очередь нападающего, «подача — прием» проводятся по такому же принципу; «Выведи на удар без блока»: связующий с тремя нападающими стремится обыграть одного блоки­рующего, чтобы партнер выполнил удар без блока, и т. д.

Соревнования по волейболу. Соревнования в спортив­ной школе и в масштабах города, области целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т.д.), чтобы все учащиеся были охвачены в равной мере. По­лезны игры старших с младшими с гандикапом.

Соревнования проводят полными составами (6Х6) и неполными (5Х5, 4Х4, 3Х3, 2Х2, 1Х1). Такие сорев­нования в сочетании с соревнованиями по физической и

технической подготовке совершенствуют соревнователь­ные качества, которые затем проявляются в коллектив­ных действиях в игре в волейбол полными составами.

Для юных волейболистов 10—12 лет проводят сорев­нования по мини-волейболу. Правила имеют некоторые отличия от большого волейбола. Размеры площадки 12Х Х9 м, высота сетки — 2м, мяч имеет окружность 60 см и вес до 200 г. Количество замен не ограничено, однако нельзя держать одних игроков только у сетки, других — на задней линии. Все запасные игроки обязательно долж­ны участвовать в игре.

Игра состоит из двух партий по 15 мин. После окон­чания первой партии дается перерыв 5 мин, после чего команды меняются площадками.

Команда набирает очки в том случае, когда она вла­деет подачей, а противники совершают ошибки. Ошибка во время игры приводит к проигрышу одного очка или права на подачу.

В момент подачи команда может выиграть два и даже три очка: три очка команда выигрывает, если после пода­чи противник, пытаясь принять мяч, даже не коснулся его и он упал на площадку; два очка' — когда игроки противника задели мяч при приеме подачи, но не смогли отправить его на площадку подающей команды. Выигрыш партии дает команде два очка, проигрыш с разрывом ме­нее 10 очков—одно очко, проигрыш партии с разрывом более 10 очков — 0 очков, ничья дает командам по два очка. Таким образом, счет игры может быть разнообраз­ным: 4: 0, 4: 1, 4: 2, 3: 2, 2: 2, 3: 3, 4: 4. Команде, не явившей­ся на игру, засчитывается поражение со четом 0: 4.

Для более эффективной подготовки юных волейболис­тов целесообразно в положении о соревновании оговари­вать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую; при приеме подачи первой передачей мяч направлять: в зону 3, в зону 2, в зону 4; передачу на удар выполнять, только находясь лицом к нападающе­му, спиной к нему; нападающий удар выполнять средней силы в глубину площадки и т. п. Эти требования связы­вают с программным материалом для соответствующего возраста, что позволяет более прочно осваивать его в игровой и соревновательной обстановке.

Необходимо практиковать комплексный зачет: учиты­вать результаты соревнований по физической, техничес­кой, интегральной подготовке и подвижным играм (10—


12 лет); по физической, технической подготовке и волей­болу (13—18 лет) и т. п.

Следует подчеркнуть, что с помощью интегральной подготовки мы добиваемся того, что юные волейболисты учатся реализовывать в специфической соревновательной деятельности все то, что приобретается в процессе трени­ровочных занятий. Особенно эффективна интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям по волейболу. Недооценка, а нередко и недопонимание сущ­ности интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки юных волейболистов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.